Молодо-зелено

Алексей Веприцкий
                Радостно - радостно начинался её день. Сегодня первое сентября и этот день станет её первым  рабочим днём в качестве учительницы русского языка и литературы у пяти и  шестиклашек. Школа частная, привилегированная. Родители учеников владельцы заводов,газет, пароходов, живут семьями в больших и красивых домах. В этом элитном посёлке избранных баловней капризной судьбы и находится школа в которой она ,Мария Кирилловна Солодова,будет преподавать великий и могучий. Школа двухэтажная, небольшая и очень уютная с большими окнами и просторными классами. В ней учатся дети с первого по шестой классы. За тем, они продолжают учёбу в гимназии, которая расположена в ста метрах от школы. Здание гимназии, при общей архитектурной композицией со школой,  имеет объем, судя по периметру, значительно больший. В Классах по десять, одиннадцать человек. Работать преподавателем в таких превосходных условиях, с такой нетипичной учительской зарплатой, мечтает каждый выпускник пединститута.
            И день сегодня солнечный, нарядный.Клёны, берёзы, вязы украшены листвой жёлтой, багряной и ещё зелёной. Они и солнце создают хорошее,праздничное настроение...
                Мария Кирилловна вошла в класс. На неё внимательно смотрели двенадцать пар разных чёрных, голубых, зелёных, серых глаз.
         -Здравствуйте, дети,-произнесла она ласково- доверительно. Марья Кириловна надеялась, что если  не будет обращаться с учениками сугубо официальным тоном строгой училки, озабоченной только оценками и правильным поведением учащихся, то дети станут не только уважать её но и любить, как умного старшего друга и она добрым своим обращением с ребятами заронит в их души прекрасные порывы.
      Здравствуйте,- не дружно, в разнобой, не вставая с своих мест, ответили на приветствие учителя пятиклассники.
         Мария Кирилловна представилась своим ученикам и познакомилась с ними выкликая их по журнальному списку. Немногие мальчики и девочки вставали и отвечали:"я", но большинство, человек семь, произносили своё "я" вальяжно развалясь в креслах,которые стояли здесь у столов, а не стулья, как в обычных городских школах. Мария Кирилловна гадала; то ли учащиеся этой школы приучены вообще не вставать при обращении учителя, то ли они прикидываются оболтусами чтоб  разозлить, вывести её из себя. Она открыто не возмутилась, только окончив читать список класса, спокойно спросила:
        - Это в вашей школе такая традиция?
Рыженькая, с упрямо вздёрнутым носиком,разряженная, как куколка, девочка ответила за всех вопросом на опрос:
       - А что?
В этой короткой реплике ученицы прозвучал некоторый потаённый вызов.
Внимательно вглядываясь в лица детей, учительница по прежнему невозмутимым,  умиротворённо-ласковым тоном, пояснила:
     - Видишь ли, Света Гладышева, во всех школах цивилизованного и нецивилизованного мира ученик, при обращении к нему учителя, встаёт.
     - В Америке не встают.- Произнёс толстяк, Владимир Попков,удивительно писклявым голосом.
     -Да,- согласилась Мария Кирилловна,- в США учащиеся не встают в школах для умственно отсталых. Она не знала встают,или лежат учащиеся в американских школах при обращении,или приветствиях, учителя, но её находчивый ответ понравился  ученикам и они насмешливо смотрели на своего чрезмерно упитанного товарища. Из этого Мария Кирилловна сделала вывод, что одноклассники недолюбливают Володю Попкова,сына начальника полиции.
          Когда молодая преподавательница начала вызывать своих учеников к доске, то пришла в тихое смятение. Пятиклассники не знали самых простых правил правописания,даже таких как, "жи,ши,пиши через " и", а чу, щу  пиши через  у". Только один Славик Карулин,кудрявый и рыжий, странно очутившееся здесь дитя многодетной матери;прислуги семьи банкира, отвечал на вопросы о правилах правописания чётко и правильно.
       - Мы неделю будем повторять пройденные материала по русскому языку. Если через  неделю вы не усвоите правила правописания я начну ставить двойки. Ученики возмущённо загудели, а куколка Света Гладышева громко сказала:
                - В этой школе никому двоек никогда не ставят.
                - И я не буду ставить двойки ученикам которые не будут лениться, а станут прилежно учить уроки. Голос учительницы по-прежнему звучал доброжелательно, но с заметными нотками бескомпромиссности. Ученики почувствовали, что этой молодой училке на голову не сядешь. А ведь все четыре года так было привычно: папы и мамы платили деньги,учителя получали хорошие зарплаты и ставили своим ученикам хорошие оценки, обучая их чему нибудь и как нибудь, не утруждая свою худую совесть муками раскаяния.
       На перемене в учительской Мария Кирилловна отыскала классный журнал своих учеников за прошлый год и убедилась, что Света Гладышева не врала:  не только по русскому языку, но и по всем остальным предметам, сплошные четвёрки и пятёрки.
        -Милочка, ответил по этому поводу на её удивлённый вопрос директор,Степан Ильич Юпатов,- нам родители учеников платят большие деньги, чтоб  мы учили их отпрысков на "хорошо" и "отлично" мы так их и учим.
      - Но ведь они выйдут из стен школы полуграмотными. Как они жить будут?
      -За их жизни не беспокойтесь. Наша задача благополучно выпихнуть из стен гимназии этих недорослей с аттестатами. А там... их папочки,или мамочки, устроят  судьбы своих отпрысков в наилучшем виде, и не исключено,что в недалёком будущем вы будете лицезреть своих бывших учеников в телеящике,как известных членов бизнес- сообщества или даже правительства.
- Но с такими "членами" страна погибнет.
- Авось не погибнет,- равнодушно ответствовал добрый толстяк Степан Ильич наивной молодой учительнице.
-Но не давая детям даже минимума знаний мы совершаем преступление.И как они справятся с ЕГЭ?
         -Наше ЕГЭ всегда у нас в кармане,- загадочно ответил Степан Ильич, заметно раздражаясь.

               "Зачем я взял эту дуру в школу,польстился на её красный диплом",- досадовал на себя всегда спокойный директор и  посмотрел мимо вчерашней студентки пединститута на выход.
Девушка всё поняла и вышла из кабинета, широко распахнув дверь, оставила её открытой...
На другой день Мария Кирилловна подала заявление об увольнении. Степан Ильич не стал уговаривать её остаться в школе и подписал заявление даже с некоторым облегчением. Теперь,как всегда никто не станет будить его совесть.
-Молодо-зелено,- думал старый, заслуженный учитель РФ, рассматривая в окно удаляющуюся,не лишённой изящества, фигурку Марии Кирилловны,- жизни не знает. Но в душе его шевельнулась волнующая сердце зыбь раскаяния...