Миссионер Попов в Александрии. 1892 год

Владимир Пузиков
На фото: Памятный знак на месте Дмитриевского храма в селе Александрии Благодарненского района Ставропольского края. Территория Александрийской Средней школы № 2. Фото В. И. Пузикова - автора. 6 февраля 2016 года.

МИССИОНЕР КОНСТАНТИН ПОПОВ В АЛЕКСАНДРИИ
1891-1892 г.

В начале 90-х годов XIX века Совет Ставропольского Братства святого Апостола Андрея Первозванного, образованный в 1873 году при Ставропольской Духовной консистории, проводил большую работу по обличению русского раскола, сектанства и язычества.
Совет возглавлял ректор Ставропольской семинарии, архимандрит Назарий.
Членами Совета были избраны:
Виноградов Г. А. – священник, казначей Совета;
Вишницкий А. А. – секретарь консистории;
Кутепов К. В. – преподаватель семинарии;
Ленский А. И. – священник, инспектор Епархиального женского училища;
Цареградский Н. А. – статский советник, делопроизводитель и катихизатор.
В Совет также входили епархиальные миссионеры: священники К. А. Попов и М. А. Кальпев, титулярный советник Д. С. Извощиков и отставной капитан Ф. М. Салмин.

Член Совета Ставропольского Андреевского Братства – священник Попов Константин Ананьевич, родившийся в 1853 году в семье саратовского мещанина, выросший и воспитанный в расколе, занимавшийся писанием раскольничьих икон и со временем перешедший в православие, в 1874 году был назначен разъездным миссионером Саратовской Епархии. В 1890 году он был переведен в город Ставрополь на должность епархиального миссионера.

Приступив к должности, Константин Попов много времени проводил в отдаленных от губернского города Ставрополя Благочиннических округах Ставропольской Епархии. В VIII округе он объездил почти все приходы, заканчивая свою очередную миссионерскую деятельность в селе Прасковее Новогригорьевского уезда. Здесь он встретился сначала с прихожанами и лицами, вовлеченными в сектантство, в Воскресенской церкви, где настоятелем был священник Леонтий Критский, а затем посетил Покровскую церковь, побеседовал с сектантами в присутствии священника Феодора Филицына.

Время было весеннее, прошли обильные ливневые дожди, дороги развезло, грязь стояла непролазная. Константин Попов планировал выехать на Ставрополь через село Удельное, попутно встретиться со священником Павлом Максименко, настоятелем Казанской церкви, а далее двигаться по маршруту: Черный Лес – Александровское – Северное…

Начальник Прасковейской почтово-телеграфной конторы, коллежский асессор Андреевский Петр Федорович не советовал священнику отправляться в дальний путь по этому тракту:
- Батенька мой, Константин Ананьевич! Дорога плоха… Натерпитесь в пути!
- Что же делать? – спросил Попов. – Мне надлежит весьма срочно прибыть в Ставрополь.
- А поезжайте Вы по старому Маджарскому тракту. До Благодарного доедете, я Вас уверяю, без проблем, а потом нанимайте лошадей на Александрию – Шишкино – Медведское – Высоцкое…
- Давеча господа из Сотниково прибыли, говорят, что дорога суха! Дождя в той стороне совсем мало Бог послал, - вступил в разговор надсмотрщик конторы, не имеющий чина Яновский Иван Андреевич.

 Нанял Константин Попов в Прасковее обывательскую почтовую тройку лошадей и отправился в путь до Сотниково, где по его сведениям уже появились хлысты. Но в Сотниковские храмы на территории IX Благочиннического округа он заезжать не стал. Далее, миновав села Спасское и Бурлацкое, расположенные на левом и правом берегах Мокрой Буйволы, поздно ночью Попов прибыл в село Благодарное.

Из отчета К. А. Попова: «…Благодарное. Село громаднейшее, торговое, имеет две церкви (3-я строится) и тысяч 20 жителей. В Новогригорьевском уезде село это заменяет уездный город. Здесь сосредоточены все уездные власти, правительственные места».

Константин Попов, переночевав на постоялом дворе, утром посетил на дому священника Сретенского храма Байздренко Андрея Петровича, который был первым священником этого храма и служил в нем с 11 февраля 1865 года.

- Есть ли раскольники, сектанты в селе Благодарном? - задал вопрос миссионер настоятелю храма А. П. Байздренко.
- Есть! Мы их разделяем на три категории! В тридцати дворах проживают хлысты, в пятнадцати – молокане, в десяти дворах – раскольники.
- Давайте пригласим их в храм на беседу, - предложил миссионер.
- Это невозможно! – ответил отказом А. П. Байздренко. – День будничный и все люди в степи, заняты полевыми работами… Одни сено косят, другие ухаживают за посевами, третьи скотину и овец пасут.

- У Вас что, люди в храм не ходят? - удивился Попов.
- Ходят, ходят! Но в эту горячую пору, когда, как говорится, день год кормит, прихожане посещают храм по церковным праздником, когда работать – грех великий!
- Так у Вас храм закрыт от праздника до праздника?
- Храм у нас открыт, службу проводим. Только ходят на богослужения прихожане преклонных годов, калеки да больные, - пояснил А. П. Байздренко. – А они Вам зачем? Ведь Вы хотели беседовать с лицами, склонными к сектантству…

Не удалось миссионеру встретиться и с уездными и волостными чиновниками: в Благодарном шла очередная сессия «Съезда мировых судей». А это очень важное мероприятие для всего уезда, в связи с чем местная власть была занята. Попов увидел, что около здания, где проходила сессия, толпился народ, прибывший со всех сел и хуторов уезда, чтобы утрясти свои судебные дела.

Попов, не теряя времени, наняв почтовую тройку, отбыл в ближайшее село Александрию, до которого чуть более двенадцати верст. Он полагал в Александрийских приходах провести беседы с сектантами уже в этот же день.

Из отчета К. А. Попова: «…Александрия. Село большое, имеет 2 церкви и 2 священника. При одной из них состоит о. Георгий Андреев, у которого я и остановился».

Священник Дмитриевской церкви Андреев Георгий Петрович, 1830 года рождения, рассказал миссионеру о все усиливающейся активности сектантов:
- Раскольников у нас не много, не более четырех семей. Человек четырнадцать. Главы семей: торговец Быков, купцы Шалыгины. Придерживаются они австрийского направления…
- Они у Вас из коренных жителей? – спросил миссионер.
- Быков Тимофей Панфилович из коренных. Его семья переписана в 1858 году. А вот Шалыгины – иногородние. Шалыгин Семен Сергеевич имеет хлебный амбар и мануфактурный магазин, а Шалыгин Иван Егорович – магазин бакалейный.

- По расколу понятно, а что с хлыстами?
- С этим у нас беда! Хлыстов в селе около 200 душ. Активисты: Алексей Миронов, Дмитрий Покатилов, Глазкин, староста Дмитриевского храма Скоков Ефим Нестерович и староста Вознесенского храма Харченко Иван Яковлевич. Хлыстовства придерживаются не только ктиторы наших храмов, но и их дети.
- И православные избрали Скокова и Харченко на такие почетные должности? - удивился Попов.
- Избрали! Хуже того, ктитор Вознесенского храма Харченко Иван, по некоторым сведениям, является основателем секты хлыстов.

Попов:
- Таких отцов, которые совращают на богопротивный путь народ, своих детей, по моему мнению, не следовало бы выбирать на такие почетные должности. Ведь церковный староста в селе в глазах прихожан является весьма почтенным лицом. И вдруг в его доме собираются хлысты и совершают свои радения! Как хотите, Георгий Петрович, а явление это не желательное и даже вредное для церкви.

Известие о том, что в приход прибыл миссионер, разнеслось по селу довольно быстро. Когда священники Попов и Андреев прибыли в Дмитриевский храм к вечерней службе, здесь уже собралось довольно много людей.

Константин Попов удивился скверному состоянию храма, как наружному, так и внутреннему. Повсюду грязь и нечистота. В алтаре всюду пыль, паутина. Металлические вещи покрылись зеленью.
- Жалость дома твоего снеде мя, - воскликнул миссионер.

Еще больше Попов возмутился, когда священник Андреев и диакон Фоменко Иоанн Тимофеевич, сын диакона станицы Старощербиновской, облачились в церковные одежды. Они были засалены, отрепаны, выносившиеся! Ничего не сказал миссионер по поводу облачений Андрееву, пора было выходить к пастве.

Дмитриевский храм переполнен. Были здесь и лица, посещающие хлыстовские собрания. Несколько хлыстов стояли в первом ряду.
Миссионер начал беседу вступительным словом, а в конце своей речи сказал:
- Прошу православных, склонившихся к хлыстовству, высказаться по отношению к нашей вере. Расскажите, что Вас привлекает в хлыстовстве?

Хлысты отвечали наперебой:
- Мы в церковь ходим!
- В чем наша вина?
- Собираемся на дому!
- Кому, какое до этого дело?
- Поём по праздникам, что в этом худого?

Пришлось К. А. Попову говорить «…о хлыстовщине и доказывать, что последователи сей секты, совершая свои радения, как-то: пляску, песни и прочее совершают не богоугодное дело, а погибельное».

Беседа продолжалась долго.
Уезжая из Александрии, миссионер Попов полагал, что его беседа даст положительные результаты, православные, вовлеченные в хлыстовство и раскол, одумаются, выйдут на праведный, богоугодный путь.

 Но его терзали и некоторые сомнения:
«…Священник о. Георгий Андреев уже старик и спокойно молчит, дьякон Фоменко еще молодой человек, связан по рукам и ногам силою и властью ктитора и бездействием иерея, и вот хлыстовщина поет по всему селу. Церковь заперта, с высоты амвона редко раздается поучительное слово к прихожанам, а хлысты, разбиваясь на группы, там и сям поют, читают и толкуют Священное Писание каждый праздник».

***

Для большего успеха в благотворительной и миссионерской деятельности, в 1893 году Ставропольское Андреевское Братство объединилось с Братством Святого Равноапостольского Князя Владимира, созданным в 1888 году. Объединенное Братство стало называться – Ставропольским Андреево-Владимирским Братством.

Миссионерская деятельность Попова Константина Ананьевича в Ставропольской губернии была непродолжительной, в 1894 году его перевели на служение в Пензенскую губернию…

ИСТОЧНИКИ:
6. Рязанов А. Ф. Благодарненцы в XVIII-XIX веках. Часть 2. Благодарное и окрестные села. Ставрополь, 2014.
48. Соколов В. В. Сборник сведений о г. Благодарном. Факты, события. Статистика. Ставрополь, 2013.
56. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1893 г. Издание Ставропольского губернского статистического комитета под редакцией члена-секретаря П.А. Томарова. Ставрополь. Типография губернского правления. 1893.
68. Забелин В.М. Православная церковь и сектанты на Благодарненской земле во второй половине XIX – начале XX веков. Ставрополь. АГРУС, 2013. Дневник епархиального миссионера священника К. А. Попова. Ставропольские епархиальные ведомости. № 15 от 1 августа 1892 г. Стр. 445-447.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
15 сентября 2016 г.