Глава 2. Пушкин и Высоцкие

Владимир Конюков
Глава 2.  Пушкин и Высоцкие.

Часть 1

     Слова Пушкина Вяземскому, «… дело семейственного, старинного, наследственная распря…» - ссора славянского мира в той обстановке войн, революций, восстаний, мятежей к середине девятнадцатого века.
     В современном «пушкиноведении» Пётр Андреевич Вяземский считается другом Александра Сергеевича Пушкина. В царском «пушкиноведении» до 1917 года, слово «друг» было взято в кавычки, по утверждению самиздата. Кавычки ещё были, в «пушкиноведении» 30 – 40 – х годов.  С 50 – х годов прошлого века очередные  веяния, как ни странно и «пушкиноведение» другое, кавычки «пропадают» постепенно?!
     Вяземский никогда не мог быть другом Пушкина по многим причинам…
Чистый «западник», идейный масон, политическую платформу крыла движения организации, завещал отец, «великий» масон, один из руководителей российской Великой ложи,… борьба за власть, денежные потоки, в тесном сотрудничестве с западными банками… И…, об этом Пушкин знал.

     В разгар польского восстания Александр Сергеевич пишет стих – оду «Клеветникам России».
Обращение к депутатам французского парламента и французским журналистам, западному сообществу на воинственные призывы.
Совершенно понятно – к соотечественникам в поддержку своего правительства по событиям в Польше.
«… Конституционные правительства хотят мира, а молодое поколение (призывы с запада, авт.), (к  польской молодёжи -  армия Петра Высоцкого, авт.) волнуется журналами, требуют войны…».                Письмо Пушкина Бенкендорфу,  21 июля 1831г.

     17 сентября 1831 года выходит маленькая книжка – брошюрка в виде сборника под заголовком «На взятие Варшавы».
Содержание:
1.  Жуковский  «Старая песня на новый лад».
2.  Пушкин  «Клеветникам России».
3.  Пушкин  «Бородинская годовщина».

Стихотворение «Клеветникам России».

«О чём шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уже взвешенный судьбою,
Вопрос, который не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонились под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда…»
-----

Справка. Фрагмент первой части стихотворения. Витии, французские парламентарии.

     Вяземский сорвался, Вяземский в бешенстве, Вяземский проявил себя, раскрылся,  дешифровался сам, обозначил – он за кого. Оскорбления, угрозы, пожелания всем и вся, своим «друзьям» сгореть в гиене огненной, исчезнуть с глаз, чтобы ад поглотил навсегда.
Публично, при всех - за то, что с ним не посоветовались, не так думают, как он… без его разрешения…

«Как ни говори, а стихи Жуковского вопрос жизни и смерти между нами. Для меня они такая пакость, что я предпочёл бы им смерть».
Запись в его дневнике за 15 сентября 1831 года. За два дня до появления тиража был ознакомлен.
За идею на плаху, на всё готов, был категорически против стихов, содержания текстов. Идеи политические, его приоритеты -  западные ценности и поступки российского правительства ему противны во главе,…  с царскими глашатаями  Жуковским, Пушкиным.

Стихотворение Жуковского «Старая песня на новый лад». Фрагмент.

«Спи во гробе, Забалканский!
Честь тебе! Стамбул дрожал!
Путь твой кончил Эриванский
И на грудь Варшавы стал».

     Вяземский в письме к Елизавете Михайловне Хитрово, дочери фельдмаршала  Кутузова писал: «Как огорчили меня эти стихи! Власть, государственный порядок часто должны исполнять печальные, кровавые обязанности; но у Поэта, слава Богу, нет обязанности их воспевать».

     Пётр Андреевич Вяземский «закусил удила», распалился, удивил друзей, огорчил, или они знали?
Знали! Его цели, кто он был, кто есть в общих чертах, многие сами состояли или сочувствовали масонству… Были в подчинении, состояли в тайной организации.
     Он был одним из руководителей тайного Клуба российских масонов. Сложного сообщества, до сих пор не изученного по причине уничтожения всех бумаг - документов ещё при царском режиме. Многонационального, со множеством ответвлений, направлений в политике, религии, общественных культовых приоритетов. Разной магии и чертовщины.
Немаловажно, сильнейшего воздействия староверов в религиозной войне, торпедирование влияния на общество, предания анафеме Нового завета, в те века звали – «греческого».
Через  масонство – временный союз, жестоких инквизиторских методов, перетягивание на свою сторону  верующих, сочувствующих  методом запугивания.
Влияние на строй, политику – финансирование из зарубежных центров Великой ложи. Банковские секретные операции по выведению капиталов государства, совершения выгодных сделок по приказу центра, проведения поступлений из – за рубежа денег международной масонской организации. Тайная структура построения ячеек, членов организации, засекреченность. Конечная цель движения…  - мировая масонская всеобщая революция.

     Вяземский выдал себя, в плане глобальных задач, своих, организации… и личных целей
Запись в дневнике сделанная собственноручно, сентябрь 1831 года.
«… лживая атмосфера…», рассуждая о российской действительности, русской жизни.
«Как пьяному мужику жид нашёптывал, сколько он пропил, так и в той атмосфере невидимые силы нашёптывают мысли, суждения, вдохновения, чувства.
Будь у нас гласность печати, никогда Жуковский не подумал бы, Пушкин не осмелился бы воспеть победы Паскевича».
Примечание. Паскевич – князь Варшавский, Командующий российскими войсками при подавлении польского восстания.

     Масонское российское движение в 18 - 19 веках, масоны были с левым уклоном, с правым. Умеренные, радикально настроенные, непримиримые, фанатики простые и рьяные, когда были не запрещены царскими указами. Были тайными,… а запрета не было.
С мощным религиозным направлением, радикальными разногласиями, тайная война сторонников, недавно введённым троеперстием Никоном с двоеперстниками.
     Один из лозунгов и сторонники его, «Славяне без русских» - навязываемый зарубежными центрами радикалов.
Другое  движение масонов  с призывами и идеями, «русские», без всех... славян, что одно и то же, ответный клич с российской стороны.
С лозунгом древних русичей из далёких времён, прошлых веков,
«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет!»

     В 1877 году, за год до смерти, слабый, болезненный, разочаровавшийся в политике - своей политической составляющей взглядах, призрачной масонской борьбе, надоевшей литературе, но ещё с думающей головой, упорно не отказывается от своих идей. 
Вяземский пишет строки в письме к издателю Бартенёву,
«Главная погрешность, главное недоразумение наше, что мы считаем себя более славянами, чем русскими. Русская кровь у нас на заднем плане, а впереди – славянолюбие.
Лучше иметь для нас сбоку слабую Турцию, старую, дряхлую, нежели молодую сильную, демократическую Славянию, которая будет нас опасаться, но любить не будет.
И когда были нам в пользу славяне?
Россия для них дойная корова и только.  А мы даём доить себя и до крови».

      В пояснении многочисленных публикациях современного интернетсообщества вопросов «русского славяноведения», что показывает совсем не праздный интерес, есть цитаты с пометками, часть откровений «завещания» записаны рукой жены, Верой Вяземской.
Другой вариант слов Вяземского к русско – турецкой Восточной войне и датой 1878, записал послание и почил, скончался.
«… того и смотри, загорится вся Европа и распространится всеобщая война? Ужели думают, что Россия окрепнет силою восстановленных славянских племён? Нисколько, и напротив. Мы этим только обеспечим и утвердим недоброжелательство и неблагодарность соседа. Которого мы воскресили и поставили на ноги… И когда были нам в пользу славяне?
Россия для них – дойная корова и только.
А все сочувствия их уклоняются к Западу. А мы даём себя доить и до крови…
Сохраните письмо моё…
Хочу, чтобы потомство удостоверилось, что в пьяной России раздавались кое – какие трезвые голоса».
     Программа, задача запрещённой, тайной организации масонов в империи 19 века. С виду даже и патриотизм заметен, но национализма вычурного больше…
     «Русские без славян» - западный проект, в большей степени – французский, Бонапарта Наполеона – подготовка к походу на Москву перед 1812 годом. Реваншистский, после поражения 1814 года, ослабить государство любым путём, отсечь союзников – славян, перетянуть на свою сторону – сделать пушечным мясом против своих же,   
( родственников, дальних и ближних родственных связей, объединяющую цель с древности  «славяне -  братья навек», истребить), конечная цель – развал Российской империи, славян изгнать, земли заселить кем угодно.

     Борьба за «своих», движение «за единое славянство», временные споры до разводов, воинственная непримиримость, но это временно. В 18 веке да и в 19,  Литва считалась родственной славянам, особенно славянской Польше, борьба за объединение.
Война 1812 года показала, разрозненность, отторжение славянских стран и их Наполеон быстро прибрал в армию бить своих. Отечественная война 1812 года, её итоги повлияли на поведение царского правительства в проблеме славянства. Надёжные тылы, окраины страны, а европейское направление самое агрессивное в то время и Литва, Польша… Драка за них  после поражения Наполеона, за славян.
     Показатель наличия большинства трезво мыслящих здоровых сил в Литве, борьба с подстрекателями – масонами, как их громили.
Из исследования польского масонства.
«В ноябре 1822 года был издан указ о закрытии в Польше всех тайных обществ как могущих «возбудить подозрение, даже если бы они собирались с самыми лучшими намерениями» и были конфискованы все масонские архивы, украшения и знаки. В Литве не ограничились одной только конфискацией, а пошли еще дальше: генерал-губернатор Вильно Римский-Корсаков распорядился «истребить» масонское имущество, «чтобы и памяти о нем не осталось». Во исполнение этого приказа 25 апреля 1823 года в присутствии полиции были сожжены подсвечники, звезды, мертвые головы и другие ритуальные предметы польских масонов, а сам орден на многие годы «впал в оцепенение».

     Пушкин, Жуковский, Чаадаев, их сторонники, друзья за объединение славянского народа в силу, которую не победить ни одному врагу.
П.Я. Чаадаев пишет 18 сентября 1831 года Пушкину в предвкушении громкого обсуждения  публикации, восторженных откликов о патриотизме, защите славянства,
«Вот вы, наконец, национальный поэт;
вы, наконец, нашли ваше призвание… Мне хочется сказать вам: вот, наконец, явился наш Данте».
Примечание. Данте Алигьери и Петрарка – кумиры Пушкина с детства. Его запись «… начали первые писать по -  итальянски» и увлечение им самим итальянским языком, который знал в совершенстве. Ранние пробы сочинений стихов были на итальянском,…  а не на французском, навязываемое мнение в борьбе за Пушкина «пушкинистами».
Первые стихи увлечения…  поэзией  Батюшкова, подражание вплоть до 13 лет. Константин Николаевич творил и на итальянском, говорил: в эту страну был влюблён без ума,  «не побывав в ней ни разу». Даты жизни поэта, 1787 – 1855 годы.
Запись Пушкина, «Звуки итальянские! Что за чудотворец этот Батюшков».
 
     Крайний непримиримый масон – «западник», влиятельный князь Вяземский, лёжа на смертном одре, завещает продолжение войны. Призывает быть только «чистыми» русскими… без этнического понятия – славянского рода.
Реакционер, его радикализм…, на территории империи проживали не только русские. Народы породнились, перемешались,…  относительное славянство, но государство звалось Российским русским, свои земли, территории… Их куда девать?
Вяземский своим поведением, два года, 1830 – 1831 годы, объявил войну стране, царской идеологии, патриотам объединения, в том числе, Пушкину, Жуковскому.
По раскладу, и он патриот, но он против славян, он за русских… Игра понятий – он за «зарубеж»…  Парадоксально, но факт.
     Внешняя примиримость в поведении Вяземского, даже обозначение дружбы… с идеологическими противниками Жуковским, Пушкиным
Забыто, споры в поисках истины? Нет и это принципиально, идейные враги...

     К сожалению много уничтожено архивов и все в основном – тайные общества. Бесследно исчезли, что связано с масонством ещё до революции 1917 года. Там была тайная и явная деятельность одного из членов российской Великой ложи – Петра Андреевича Вяземского. Личная политика на грани отношений с Государями Александром I  и Николаем I. Его вдруг мыслей, действий агрессивного «монархизма».
Противоречивой личности времени эпохи Пушкина, находящийся на высоких постах во власти…, личный радикализм зашкаливал.
Парадокс века, он таким был нужен монарху Николаю I.
     Поистине, своими цитатами «завещаний» Вяземский помог мне понять глубже одну из литературных тайн, что будет опубликована  продолжением в следующем повествовании книг. 

     Восстание 1830 – 31 года в Польше или польское восстание за независимость от России.
В 1829 году должен был быть совершён террористический акт в Варшаве, на короновании русского царя Николая I польской Короной.  Убит по приговору,  во имя независимости!
По решению молодёжного масонского движения польских патриотов.
Вопрос, а о нём не пишут, не судачат? Как должен реагировать царь, которого хотели убить? Ответными такими же действиями, зеркальными.
Славянская нетерпимость… соседства. Опека, забота, помощь.
     Польша – повод, призыв радикалов Запада на реванш унизительного поражения 1812 – 1814 года, разгром войск Наполеона – объявить опять войну восточному соседу, поначалу «холодную».
Информационная война, подзуживание, втягивание польской молодёжи за поражение, жертвы отцов в наполеоновской кампании на Восток, на Россию. 1812 год и 1829 год, выросло новое поколение – 17 – летних, амбициозных, агрессивных с идеологией «зуб за зуб».
     На юных поляков воздействовала не вся, часть радикальной католической церкви европейских стран, проповедями агрессивного крыла - реваншисткого.
Католическая Польша подвергалась всегда во все времена мощному давлению реакционного католицизма, крайних реформаторов центров раскола церкви.

    Польша была союзником Франции в войне, после бесславного конца – похода за завоевания чужих земель, разгрома и польских войск, Западная коалиция победителей категорически требовала расчленения и раздела Польши на мелкие территориальные образования. Одна Россия выступила и добилась оставить поляков единой страной и взять её в свои границы империи. Славяне своих не сдают!
И когда это было?  Аж, 185 лет назад!

     Польский протест выдыхался, но западными советниками (с жертвами поляков) планировалась полномасштабная партизанская многолетняя война на измор.
За эти два года восстания в Польше, сформировалось движение внутри страны – другие патриоты, за единую Польшу -  славянскую. Шляхтичи присоединились пока с мечтой, вернуть границы до 1772 года – Первого раздела, Литва была польской, славянской.
Литовское княжество до конца 17 века, жители говорили на старо – белорусском языке, (старо – славянском),  затем на польском, считалось славянским княжеством. Умеренные католики на их стороне, собрать все свои земли, забранные вокруг соседями в разных войнах, разделах в разные годы. Поможет славянам только Россия, царь Александр I готов был, гарантий не дождался от Европы обозначить  независимость, чтобы раз и навсегда не трогали, не делили польские земли после 1814 года, а пока прекратить бессмысленные жертвы мятежа, смириться и остаться в составе сильного восточного славянского соседа до лучших времён. Изменить тактику требований независимости. Настаивать, требовать свою землю в союзе с Россией, отобранную после Третьего раздела в 1794 году Австрией и Пруссией.
Справка. В разделах присутствовала Российская империя. Если бы не её участие в то время,  Польшу бы не поделили, а растащили между собой сильные европейские соседи.

«Восстание было подавлено», так написали энциклопедии.
     Если бы не это мощное мирное патриотическое движение, возникшее изнутри войны, с лозунгом «мы же славяне», партизанская война длилась вне сомнения многие годы. Застрельщиками были часть одумавшаяся, те же немного повзрослевшие парни молодёжного масонского патриотического движения Петра Высоцкого. К тому времени Польшу наводнили с разных стран вояки - легионеры, желающие повоевать за деньги. Деньги щедро слала крайняя европейская католическая реакция – конечная цель, расчленить на части, ухватить кусок земли затяжной войной. Установить порядки крайнего католицизма. От постоянной войны народ сбежит, бери землю голыми руками. Реваншистам ослабленную войной Россию поднять Европу, нанести решающий удар.
     Восстание начали молодые патриоты, о них давно забыли, как и лозунги, руководила, правила местная аристократия с примесью международной.
Европейские советники, каких только не было… Стало горячо, срочно заранее сбежали.


Часть 2.

     Тысячи восставших бежали за пределы границ Царства Польского, опасаясь наказания, вместе с семьями…взрослыми детьми.
С того времени, 1831 года, народная молва в поколениях людей, живущих в странах, граничащих с Польшей. Много осталось маленьких детей после той войны без родителей, повстанцы в спешке пристраивали в чужие семьи за деньги, драгоценности, у кого были. Оставляли так, обещая вернуться…
Многострадальные земли, ассимиляция веками с запада на восток, с кончины Священной Римской империи, Киевской Руси. Постоянные войны, захваты, освобождения. Литва, Польша, Белоруссия, славянская печаль... 
     Географическое расположение стран, славянский этнос народов на историческом пересечении путей войны с древних времён и до последней жуткой Великой Отечественной. Дети войны в семьях разной национальности, что после 1831 года, то и после 1945 года…
Историческая  закономерность последствий разных войн.

     Рассказ Марины Влади, жены Владимира Высоцкого в воспоминаниях «Владимир, или Прерванный полёт».
«… в Белоруссии… мы проходим через обугленные развалины деревень…не выжил никто. Контраст между такой  мягкой природой и зверством преступлений нас потрясает. Вечером мы сидим за столом в тёплом свете керосиновой лампы.
Старуха вспоминает…
В сорок четвёртом в деревне оставалось только девять женщин…,  все мужчины убиты.
С фронта пришли похоронки…, … от партизан… никого в живых…
Когда женщины видят небольшую группу советских солдат с двадцатипятилетним капитаном во главе, решение уже принято…
Самая отважная из женщин говорит с молодым капитаном:
- То, о чём я попрошу сейчас, наверное, вас покоробит. Но постарайтесь понять. Война отняла у нас мужчин. Для того, чтобы жизнь продолжалась, нам нужны дети.
Подарите нам жизнь…
… старуха… справившись со смущением:
- В соседней избе живёт… - азиат… Почтальонша похожа на своих армянских предков,
колхозная повариха – настоящая сибирячка…
Я тихонько плачу…»

     Проблемы славянских народов, разъединение – «ссора соседей», попытки объединения: добровольного, принудительного  на каких – то условиях союза. Вмешательство извне – яростное сопротивление недругов, врагов не дать объединиться, соединить родственные узы, порушенные в ранние века.  Призывы к славянскому миру всегда, с древних времён…
К дружбе.

     ХХ век, страна Югославия, 1974 год, Черногория.
Съёмки советско – югославского фильма «Единственная дорога», одна из ролей и в ней Высоцкий. Телевидение СФРЮ делало съёмки о кино, об актёрах и о нём.
Прочитал стихотворение, текст написал на съёмках,
Первоначально озаглавил «Водой наполненные горсти», фрагмент, первые строки,

«Водой наполненные горсти
Ко рту спешили поднести –
Впрок пили воду черногорцы…»

Позднее стихотворение было названо «Черногорские мотивы». Им самим не раз вносились изменения, редактировал неоднократно в разные даже годы, его приём.
13 октября 1974 года, Гатчина, концерт, рассказ зрителям о съёмках фильма в Югославии,
«Я написал там стихи о черногорцах, потому что мне лавры Пушкина не давали покоя…».
Имея ввиду пушкинский цикл,  «Песни западных славян».
Гатчинцам читал,
-----
«А умирать почётно было
Средь пуль и матовых клинков…
-----
До жизни жадным, - век с лихвой
В краю, где гор и неба вдосталь…
-----
Живой воды в одной горсти…
-----
Их жёны той водой помянут,
И прячут их детей в горах
До той поры, пока не станут
Держать оружие в руках.
-----
Цари менялись, царедворцы,
Но смерть в бою – всегда в чести…»

Приведён фрагмент в сокращении.

Мощный объёмный полный текст барда Высоцкого, чувства, самовыражение, отношение к маленькому народу черногорцам. Боевому, сильному, вольному.
Текст, варианты сложения, доработок показывают, как дорожил исторической точностью,  кратко, ёмко – в одно слово весь смысл, рассказать о маленькой горной славянской стране Черногория.
Создать свой небольшой цикл «Песни славянских народов», учился у Пушкина.

     Слова окончания одного из лучших им созданного произведения звучали на концертах, четверостишие на бумаге известно только в черновом варианте,

«Мне одного рожденья мало –
Расти бы мне из двух корней.
Жаль, Черногория не стала
Второю родиной моей!»                1974.

     Эти строки выбиты на красивом памятнике Высоцкому в городе Подгорица, столице Черногории. Увековечен он и его стихи в этой славянской стране, надписью на двух языках.
Справка. Черногория – южные славяне.

     Польское восстание, Пушкин того века и почти двести лет спустя стихи барда Высоцкого, темы, затрагивающие общее у них, война и мир, народы – страдания и радости, как сделать славянский мир лучше…

     «Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, - это Пушкин.
Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, - это книги Пушкина.
Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, - это Пушкин.
Единственный музей, в котором ты бываешь, - это музей Пушкина.
Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, - это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, - это маска Пушкина.
… Он -  твой кумир, в нём соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел обладать.
Когда небо розовеет…, ты любишь побродить по городу…, мы собираемся пройтись по   бульварам, поклониться Пушкину».
                Марина Влади, воспоминания «Владимир, или Прерванный полёт»

     … Итоги, выводы  войны, восстания в Польше имели последствия для Империи. Намеченная отмена крепостного права отложена… аж, на 30 лет.
На западном направлении вынужденно на многие годы была оставлена группировка войск, затратная для бюджета страны. Отвлекались силы, реальная опасность была через территорию Польши вторжения реваншистских, «наполеоновски» настроенного европейского сборного воинства. Призывы французских реакционеров не прекращались, нарастали, подталкивали в новый поход на восток европейские «здоровые» силы.
     Польское молодёжное движение Петра Высоцкого, путь к восстанию, начало, с создания масонского собрания. C решения,  покушение на Императора, царя Николая I при короновании польской Короной в Варшаве.

     Коронование прошло в мае 1829 года помпезно, с речами преданности в семейной дружбе славянских близких народов… Тихо, мирно.
Для истории осталось загадкой, даже попыток не было нарушить порядок торжества.
… После разбирательства с восставшими, было определено начало бунта… с чего началось. Масонское движение Польши, активная молодёжь – интеллигенция, польские студенты университетов, молодые офицеры. Учебные военные заведения, их преподаватели.
До окончания правления Николая I, им были закрыты практически все учебные центры, университеты на территории российской империи, введены драконовские правила обучения в военных школах. Многократно усилена цензура, надзор за учащимся.
Царь был напуган молодёжным тайным масонством. Рассадник видел в университетах, школах, лицеях своего царства.
Уже после его кончины, 1855 год, обнародовали справку, каким было и каким стало образование…
Студентов насчитали по всему царству, ровно столько сколько было в одном германском университете…

     Итог польского восстания сказался на миграции населения нескольких стран, очередной ассимиляции жителей тех районов.
Мятеж вслед за молодёжью поддержали,  подняли клановые рода и протест охватил всю страну.
Польские клановые гербовые рода, втянуты близкие и дальние родственники и примкнувшие наёмные работники все под одной «клановой» фамилией. Крестьяне своих владений.
     Очень распространённая в то время фамилия Высоцких в Польше, встречается с 1336 года, в Литве на столетие позже. Несколько десятков кланов одной фамилии, участники восстания бежали в соседние страны от наказания – смертной казни или многолетней каторги.
После тех событий, через время, пока всё успокоилось, через беженцев, бывших участников – частью повинившихся, через детей, пристроенных в русские, еврейские, белорусские семьи, появилась фамилия Высоцких в приграничных российских губерниях, в значительном количестве на белорусской земле. Стала распространённой и в России, ассимиляция происходила по законам и правилам того времени, с Запада на Восток.

«… спор славян между собою
Домашний, старый спор».                Пушкинские вечные слова.

    … Актёр театра и кино Леонид Алексеевич Филатов рассказывал, изредка бывая в Одессе разные истории в охотку, к тому же мы его брали на «абордаж» вопросами.
Об истории масонства, символах на старых монетах. О Высоцком – его друге, об отце Володи, который иногда специально «проговаривался» с его слов, искал белорусскую древнюю родову в белорусском городе Слуцке: их род знатный был…, не вдаваясь в детали.
     Истории известных белорусских фамилиях: Савицких, Смоктуновских, Высоцких…
В 70 – е прошлого века встречалось жаргонное выражение «бело – поляк». Сразу всплывала Гражданская война по ассоциации, белогвардейцы разные…
Это был просто жаргон, встречался на границе с Польшей, на которой я служил пограничником.
Слышал значение, «бело – поляк», гражданин Белоруссии «прошёл» древними родственными связями через Польшу. Имелись ввиду старики, пожилые родители и их… польские  фамилии.

     Одна интересная закономерность прослеживалась в концертных выступлениях Владимира Семёновича Высоцкого, повторялась не один раз, когда его зрители просили рассказать о себе.
Было принято и по - другому не говорили в Союзе, например,
- я из семьи военных или военного;
- он из семьи военных…
Володя всегда говорил: он из потомственной семьи военных. Потомственный, значит, из рода военных, династии военных, потомки – потомственный не одно поколение. 
Владимир Семёнович владел словом грамотного русского языка в совершенстве, тем более в понятиях, значениях смысла сказанного.

     Магадан, 1979 год. Выступления вдоль тракта, по трассе Колыма, в деревнях, поселениях, посёлках строителей для условно освобождённых, местных жителей, заготовителей, на заработках рыбаков, охотников. 
 Молва о Высоцком, съезжались со всего края до Аляски.
      Конферансье И. Шепелев представлял Владимира Семёновича, обязательно при каждой встрече со зрителями рассказывал, что он из семьи потомственных военных, имеет высшее актёрское  образование… « Так требовал Высоцкий».

     Историей закручиваются судьбы известных людей, переплетаются. Наследием продолжаются традиции…
Или сюжетом возвращается в прошлое.


Часть 3.

     1831 год, отношения Вяземского и его сторонников «западников», сошлись в мощном противостоянии с группой Жуковского – Пушкина, отечественных «государственников» в борьбе за идеи, взгляды.
Обозначены  причины   раскола,   приоритеты кто за кого. Царь, его решения и литературная  оппозиция. Поэты и содержание тем. Молчаливое неповиновение…
Завуалированные отношения непримиримых соперников. Вроде помирились, мелкие пакости и гадости кто за какие ценности. Масонство и выход из подчинения, клятва… нарушения, несоблюдение – наказания.
Сопротивление, угрозы за предательство – масонская присяга, заговоры на «мёртвую» голову. Ритуалы запугиванием, наговоры  на несчастья… Было?
Кто скажет, что нет?

     На несколько лет раньше.
До 1825 года, восстания «декабристов»  было далеко… Арестов, расстрелов, виселиц, этапов на каторгу для отбывания наказания за протест.
     За 10 с небольшим лет до этого, когда на масонское движения не было запрета, была «вольница» идей «каменщиков» в лицее, где учился будущий гений Саша Пушкин.
Была Отечественная война 1812 – 1814 годов,  разбалансировка учебного процесса, разлад казарменной дисциплины, элементы анархии в поведении учащихся. Было резкое взросление от угроз войны и он, как и все его друзья, воспитанники, подверглись стрессам  юношеского роста.
Опасного возраста, влияния факторов в любую сторону на поведение взрослого ребёнка.
     Александром управляли опытные взрослые педагоги. Они искали лидеров, задатки предводителя для своих будущих масонских целей. Царскосельским лицеем руководила русская Великая ложа. Был приказ, невыполнение грозило жёсткими тайными (инквизиторскими) наказаниями. Поиск талантов среди учеников, воспитание наследников – будущее идейных масонов.
Это оратор, трибун в будущем, готовый повести за собой народ за нужные цели на любые баррикады словом высокой поэзии.

     Сашу Пушкина плотно взяли под опеку  МАСОНЫ. Организованное сообщество руководителей и преподавателей лицея, до 1822 года совсем не тайное, достаточно открытое, пока не агрессивное, но явно откровенно заявляющее о себе. Никому и ничему не угрожающее объединение людей по интересам… молодёжное масонство.
В том числе, в искусстве, литературе.

     Изучая всевозможный разрозненный советский самиздат в 70 – х годах прошлого века, замечал некоторые закономерности. Сейчас осталось систематизировать, состыковать детали, пояснения, выводы. Легко вспоминается зарубежный, его не часто, но звали «тамиздат», всегда отличался утверждениями со сносками на архивы «за семью замками».
«Забугорный», ещё в 60 – х появился,
его звали «пентагоновский», приводил в восхищение международными сплетнями:
- Шекспир был бабой  (даже не женщиной),
- Пушкин из гроба трансформировался в Дюма;
- все Дюма  российскими  русскими были всегда;
- английские драматурги подозрительно тоже на одно лицо;
- родословная известных русских, особенно революционеров, половина родственников Пушкина – африканцев, часть «спрятанных» немцев, остальные в равных пропорциях, склонных к бунту;
- и так далее.
О советских известных, знаменитых людях,   не счесть разной чуши, забавной, клеветнической, юморной.

     Можно было встретить пояснение, у масонов скрытые методы -  сплетни, клевета, шантаж, подкуп, одна из форм борьбы… Общий шокирующий вывод: МАСОНЫ  на земле, ровно половина.
И философское утверждение - вторая половина, противоположных взглядов. Диалектика бытия,  половина – наполовину. Жизнь в борьбе является равновесием существования человека.
Как безальтернативное утверждение – все литературные мистификации, дело рук масонов.
Хочешь верь, хочешь нет…

     Среди всего этого информационного «богатства» страницы биографии Пушкина.
На то время резко отличающаяся от официальной государственной, которая была в любом школьном учебнике для младших и старших классов по литературе.
Нестандартная, неформальная, необычная, привлекла меня. Встречались до этого «сборники» идеологической войны, похожее было в отрывочных публикациях. Было в виде разных самиздатовских изданиях.
     В то время дефицита литературы, общеобразовательные издания содержали короткую форму биографических сведений. Шли подписки изданий, более полная биография автора. Специальные или академические выпуски были редкими, за ними гонялись. Там, как нам казалось, вся жизнь автора. Иллюзии рядового любителя словесности, опытные книжники понимали, биография далеко не вся того или иного автора.
Любой самиздат, как магнит притягивал… Необычностью ожидаемых надежд на новенькое, а то и на сенсацию.

     Спустя много лет, поиски в социальных сетях или специальных литературных разделах, компьютер  помог мне сделать вывод -  подтверждение, «непечатные» биографии и есть истинные свидетели судеб великих людей, писателей, поэтов, кем я интересовался.
Другой вывод, литературой в любой стране правила академическая наука, менялись времена…, она – то консервативная, иное мнение воспринимала в штыки.
И можно сформулировать очевидное, биографии  писались в зависимости от… времени очередных перемен в стране – государстве. Какая власть, какой правитель… с королевских,  с царских времён…
Какая нужна биография и как её можно использовать в идеологии.



Продолжение следует.





На сайты  ПРОЗА.

Второй вариант, глава 3 и 4, часть 1 и 2,3.