Лекция 2. Образование и этническое воспитание

Юрий Шпилькин
1. Образование и воспитание – эти понятия различаются между собой. Образование – это процесс «формирования ума, характера и физических способностей личности.  Целенаправленная передача  культурного наследия — знаний, ценностей и навыков от одного поколения другому.  Ещё Пифагор отмечал, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его». «Вообще именно образованием отличаются люди от животных, эллины – от варваров, свободнорожденные – от рабов, философы – от простых людей», - считал он. Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» —которое означает приведение чего-то к определенной форме. Прогресс и сохранение общества связаны с непрерывной передачей опыта поколений. Новые поколения усваивают и используют его, обогащают и совершенствуют, внося свой вклад в развитие материальной и духовной культуры. Такая связь и преемственность осуществляются через воспитание.
 
Воспитание - это функция общества, связанная с передачей, в первую очередь, этнического исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы и т.д. То есть, все создан- ное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Чем старше становилось человечество, тем сложнее по содержанию был социальный опыт. Отсюда воспитание является одним из важнейших факторов жизни и развития общества, а также процессом целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы», - писал еще в XYIII в. французский философ Гельвеций.

Воспитание имеет следующие особенности: - возникло с появлением человеческого общества около 40-35 тысяч лет назад и присуще всем общественно-экономическим формациям. Воспитание будет существовать до тех пор, пока живет само общество;  - явление социальное, свойственное лишь людям. Животное рождается с готовой схемой, стереотипом поведения, ему лишь нужно приспособиться к конкретным условиям. А человек не появляется на свет с готовыми знаниями о мире, он приобретает их в процессе жизни в обществе; - Поведение человека носит социально-исторический характер. Ребенок, живущий среди кошек, воспринимает кошачьи повадки, от которых потом трудно его избавить. Широко известен герой Киплинга Маугли. 2-х летний сын дровосека потерялся в джунглях и до 17 лет живет среди волков. Ему покровительствуют черная пантера и медведь. Но в 17 лет  Маугли встречает девушку, женится на ней и ведёт обычный для человеческого существа образ жизни. Красивая сказка, но не более того, человеком стать не так просто, необходима социализация.

Из самых известных случаев «диких детей» история двух индийских девочек. В 20-егоды прошлого века в джунглях Индии были найдены две девочки Камала и Амала. Когда их нашли в логове волков, Камале было 8 лет, а Амале - 1,5 года. Девочки бегали на четвереньках и не имели никаких признаков человеческого бытия. Девочки спали вместе, свернувшись калачиком, срывали с себя одежду, не ели ничего, кроме сырого мяса, Повадки их были как у животных. Они разевали рот, высовывая язык, выли как волки, не имели никакого интереса общаться с людьми. Некоторые их органы чувств работали безупречно. Это относится не только к слуху и зрению, но и к резкому обонянию. Как и большинство детей-маугли, эта пара всячески стремилась вернуться к своей прежней жизни, в окружении людей чувствуя себя несчастными. Вскоре Амала умерла и Камала даже в первый раз заплакала.  Над ней стали усиленно работать. В результате Камала еле-еле научилась прямо ходить и даже выучила несколько слов. Но в 1929 году и эта девочка умерла, из-за почечной недостаточности. Все эти факты – свидетельство того, что человеком можно стать только в человеческом обществе, то есть в процессе социализации - социального воспитания.

Национальные интересы не могут не учитываться сегодня при решении любого вопроса, стоящего перед современным обществом. Особенно важны они в решении проблем национального воспитания. Образовательным учреждениям, высшей школе в частности, принадлежит особая роль в формировании и воспитании личности будущего специалиста с определенными национальными характеристиками. Личность не может быть самобытной без национального своеобразия: «Чем выше духовное чувство национального, тем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека». Отсюда и задача современной системы казахстанского образования – формирование национального самосознания будущих специалистов, готовых служить верой и правдой своей Родине и своему народу.

Это выражается в том, что цели, содержание, средства, формы, методы изменяются с изменением общества, воспитание - как функция общества осуществляется через специально создаваемые государственные и общественные структуры, образовательные организации, контролируемые и корректируемые обществом. Воспитание как общественное явление - сложный и противоречивый процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, становления их развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, создателями собственной жизненной траектории. Поэтому, воспитание также рассматривают как организованный, целенаправленный процесс раскрытия сущностных сил личности, освоения и принятия ценностей, нравственных установок и моральных норм общества, необходимых для ее успешной жизнедеятельности.
Существуют разные классификации видов воспитания: по содержанию (нравственное, трудовое, умственное, физическое, эстетическое и др.); по формам: институциональный признак институты (семейное, школьное), конфессиональное (атеизм, христианство, ислам), воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства (внешкольное); по объектам воспитания (гражданское, патриотическое, правовое, экологическое и т.д.).

В середине XX – начала XXI вв. в мировом сообществе наметились тенденции глобализации, расширения межкультурных взаимосвязей, рост унификации духовной и материальной культуры, развитие личностного индивидуализма. В каждой стране в зависимости от уровня ее социально-экономического развития, национальных, этнических и религиозных особенностей начали определяться свои приоритеты и подходы к воспитанию молодых людей. Например, в 1966 году в Японии был принят документ «Описание идеального японца», в котором определены качества семьянина, а также общественные и гражданские качества: быть преданным работе, уважать социальные ценности, быть патриотом, чтить государственную символику, обладать наилучшими национальными качествами и др. Такие подходы были связаны с активизацией этнического возрождения различных народов и народностей, проживающих во всем мировом сообществе, которое стало одной из основных черт развития человечества на современном этапе. Оно проявилось в стремлении народов сохранить свою этническую и культурную самобытность, в осознании своей принадлежности к определенному этносу, в этнических конфликтах, а также в разных межэтнических проблемах. Таким образом, воспитание имеет не абстрактный, а конкретный характер и отражает, прежде всего, национально-этническое своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа и осуществляется с опорой на его культуру,  создание этнокультурной среды и максимальное использование средств народной педагогики. Китайская пословица гласит: “Тот, кто не знает деревни, откуда он пришёл, никогда не найдёт деревни, которую он ищет”. Поэтому необходимо различать основные термины.

В первую очередь, это такие понятия, как «этнос» и «нация». Термин «этнос» имеет греческое происхождение, переводится как «народ» и толкуется как исторически сложившаяся социальная группа людей – племя, народность, нация. В настоящее время под этносом понимают исторически сложившуюся на определенной территории в результате этногенеза общность людей, обладающих общим стереотипом поведения, общим языком, традициями, ритуально-обрядовым комплексом, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных общностей.

Следующим базовым понятием является «нация». В философском словаре поясняется происхождение данного слова от латинского – народ. Это исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна, прежде всего, общность материальных условий жизни; территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. С.И. Ожегов в Словаре русского языка дает два толкования этого понятия: 1) исторически сложившаяся общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры; 2) страна, государство. Все чаще политологи отождествляют понятие «нация» с понятием «гражданство». При этом учитывают только социально-экономические параметры. Современное толкование понятия «нация» выглядит следующим образом. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, которую характеризуют общая территория, экономика, язык, культурные, духовные, политические ценности, психологический склад и самосознание. В Казахстане 130 этносов составляют единую нацию. Всемирная организация ООН – Организация объединенных наций состоит не из этносов, а представляет собой организацию 193 объединенных государств.

В начале третьего тысячелетия взаимовлияние между нациями усилились благодаря явлениям глобального характера. Глобальными явлениями можно считать достижения, открытия, изобретения, которые теряют свою «территориальную» принадлежность, т.е. локальность, и становятся достоянием всего человечества. Процессы глобализации нарастают в связи с новыми экономическими формами международного сотрудничества, усилением информационных потоков, потребностью к усвоению опыта иных культур, тягой к новизне и переменам.  В зависимости от этих глобальных процессов каждое государство выстраивает свою траекторию экономического развития, обороны, социальных инвестиций, культуры, образования и т.д., для того, чтобы находиться в состоянии постоянной конкурентоспособности, и активно справляться с вызовами объективной реальности.

Глобализация в переводе с английского языка слово означает всемирное, общее, целостное, всеобъемлющее. Глобализация понимается и как интеграция во всемирное пространство под управлением всемирного правительства. Существуют, так называемые, Бильдербергский клуб,  Трёхсторонняя комиссия и Римский клуб, контролирующие информацию, деньги и власть, имеют большие возможности манипулировать огромными массами людей. Но не всех принимают  в клуб избранных, даже если у них есть деньги. Когда наши миллиардеры приходят со своими деньгами на Запад, а им там, как в сказке «Мойдодыр», говорят: «А поди-ка ты домой и лицо своё умой». Не каждый миллиардер будет принят в их сообщество.

То есть наряду с позитивными сторонами процесса глобализации, по мнению социологов, наблюдаются и негативные стороны процесса глобализации. Исследователи утверждают, что глобализация создает конкуренцию между нациями, приводит к вытеснению одной нации другой, национальное государство ржавеет, угасает,  гражданское общество скукоживается, образование  разрушается.  Отсюда, как опасаются представители этой группы исследователей, может произойти обесценивание национальной культуры, а вместо них появится третья искусственно созданная культура. Что сейчас происходит в Германии, Франции в результате наплыва мигрантов с Ближнего Востока. Основной опасностью при этом может оказаться возможность потери разными культурами своей индивидуальности, своей специфики, что неизбежно приведет и к утрате носителями данной культуры своей самоидентичности, к размыванию культур и вследствие этого к потере исключительно важного для развития любой цивилизации фактора - фактора разнообразия. Кроме того, глобализацию могут сопровождать такие негативные явления как превращение одних государств в сыръевой придаток других развитых государств и утрата такими государствами своего национального суверенитета.

2. Этническое и национальное воспитание.
 Этническое воспитание (народное воспитание) - это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого формируется этническое самосознание личности, адекватное отношение к себе как к субъекту этноса и чувство гордости за него, положительное отношение к языку, истории, культуре своего народа, а также чувство уважения и толерантность к представителям других этносов. Именно с его помощью народ передает этнический и национальный менталитет своим представителям. Изучаемый нами предмет «Мангілік Ел» в контексте национального воспитания будущих специалистов имеет целый ряд ведущих терминов, понятий. В Казахстане, необходима реализация этнокультурной и общеэтнической концепции нации, так как только при таком подходе национальную идею мы можем рассматривать как методологическую основу национального воспитания (в его современном понимании). Основные понятия: - национальный язык и язык межэтнического общения; национальные ценности; национальное самосознание (совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений);  этнос (принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни); национальная культура (совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной нацией основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением). Приведенные выше понятия являются базовыми методологическими понятиями, которые необходимо точно знать для осознания сущности национального менталитета.

В формировании национального самосознания будущего специалиста, в контексте трех важнейших составляющих национальной идеи «Мангілік Ел» (этноформирующей, гражданской, и общенациональной) важное значение имеют личностно- деятельностный (субъектный), системно-целевой, аксиологический, культурологический, этнопедагогический, этнокультурный, поликультурный, компетентностный подходы.
 Одновременно перед мировым сообществом встала глобальная цель – определить иерархию задач и приоритетов воспитания, исходя из общечеловеческих, фундаментальных ценностей. Это иерархия вокруг таких проблемных блоков: воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания; воспитание персональных нравственно высоких качеств; воспитание навыков сосуществования с людьми - представителями иных рас, языков, религий, этносов и наций. Так возникла концепция мультикультурализма.
Дело в том, что межэтнические противоречия сопровождают международные отношения с глубокой древности. Эти проблемы вынуждали правителей, увлечённых завоеваниями отдалённых территорий, преодолевать деления на «своих» и «чужих» для большей устойчивости имперских владений. Так, Александр Македонский, помимо введения единой валюты и объединения рынков Европы, Азии и Африки, поощрял межнациональные браки между греками и персами, которые и по сей день кажутся исключениями из правил. Должно было пройти два тысячелетия, чтобы на базе Британской империи, создавшей переселенческие колонии в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии, идея слияния народов в постэтническую общность нашла своё практическое применение.

 В США на рубеже XIX-XX веков волна расового и антииммигрантского насилия стимулирует возникновение концепции   «плавильного котла» («плавильного тигля»), превратившейся позже в стержень культурной политики США. Несмотря на то, что впервые идея была выдвинута ещё в 1780-х гг. констатирующим, что   «представители всех народов словно сплавляются в новою расу». В 1915 г. разрабатывается концепция «салата», которую впоследствии именует теорией «культурного плюрализма». Согласно этой теории общественные группы объединяются происхождением, а не культурой. Среди ученых всё больше преобладает мнение, согласно которому современное американское общество и, соответственно его культура, представляет собой скорее салат, нежели плавильный котел.
В 80-е годы 20 века была разработана так называемая Хартия Земли. В ее создании принял участие инициатор «перестройки» в СССР президент М.Горбачев. 

В основу этого документа легли идеи выработки всеобщего консенсуса о ценностях и принципах устойчивого будущего. В этом документе нашли отражение идеи коммунитаризма (акцентирует внимание на идее братства) и мультикультурализма (сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий), канадского философа Чарльза Тейлора и немецкого философа  Юргена Хабермаса, обосновавшие теоретический вклад в развитие концепции постсекулярного (свободного от религиозного влияния) общества, в котором большую роль будут играть идеи справедливости и любви традиционных религий, воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям; воспитание во имя мира. Культурный и религиозный релятивизм (относительный, отрицание устойчивости) составляет основной интеллектуальный фундамент мультикультурализма. 

 Соответственно, в документах международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы), в исследованиях ученых, педагогической общественности нашел отражение такой вид воспитания как поликультурное. В частности, в докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено, что воспитание и обучение должны способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни, а с другой - стал носителем родной, общенациональной и мировой культур, и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных наций. К сожалению политика мультикультурализма в условиях миграции беженцев из стран Ближнего Востока (Ирак, Ливия, Сирия) В Европу провалилась. Мульти¬куль¬ту¬ра-лизм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Мультикультурализм противопоставлялся концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла» ( слияние всех культур в одну), но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы». Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

По мнению ряда зарубежных культурологов и социологов, к 2010 —2011 годам идея и политика мультикультурализма, особенно в Европе, вошла в кризисную стадию. В этот же период прозвучали резкие заявления лидеров Германии, Франции и Великобритании о провале политики мультикультурализма в Европе. В частности премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон призвал ограничить возможности миграции внутри ЕС, а после решительного отказа Брюсселя рассматривать этот вопрос, заявил о возможном выходе страны из Европейского союза и, как известно, Великобритания выходит из Евросоюза, а Камерон уступил пост премьера.  О провале мультикультурализма стали говорить и в Германии и во Франции. Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.

Вместе с тем, объективные процессы, происходящие в современном мире, расширение информационных потоков, затрагивающие практически все направления человеческой деятельности, оказывают мощное влияние на определение содержания межэтнической политики в Казахстане, в России и других постсоветских республиках. Экономическое благополучие, политическое процветание Казахстана требуют всемерной активизации интеллектуального и духовно-творческого потенциала молодежи. Современное общество нуждается в умной, компетентной, креативно мыслящей личности, с качествами зрелого гражданина, патриота, осознающего ответственность не только за личную судьбу, но и за процветание многонационального Казахстана. А это свидетельство того, что в современных условиях осуществление национального воспитания будущих специалистов должно определяться потребностями общества не только в возрождении национального самосознания учащейся молодежи на уровне этнической и гражданской идентификации, но во всемерной активизации их интеллектуального и духовно-творческого потенциала. То есть, становление в ближайшем будущем государства Казахстан, как многонационального, требует расширенного понимания сущности национального воспитания, а именно в контексте трех важнейших составляющих  национальной идеи «Мангілік Ел», вбирающей в себя этническое, поликультурное и интеллектуальное воспитание в их единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Во второй половине 20-го века, после изменения приоритетов государственной национальной политики в сторону создания новой исторической общности - «советского народа», позитивные результаты языковой политики предыдущего этапа были в значительной степени утрачены. Поскольку формирование высокого уровня национального самосознания будущих специалистов является целью национального воспитания и образования, то и осуществляться оно должно в контексте этноформирующей, гражданской и общенациональной составляющих национальной идеи «Мангілік Ел».
 
В Лондоне опубликован очередной мировой рейтинг лучших университетов. У тех, кто понимает, как и для чего эти рейтинги публикуются на Западе, новые данные ничего, кроме смеха, вызвать не могут. Обидно то, что наши информагентства, в том числе государственные, взахлёб умиляются этим сомнительным цифрам. Мало того, по-детски радуются тому, что МГУ с его уникальным мехматом и столь же уникальным журфаком остался в рейтинге аж на 108-м месте. А мировая кузница боевой и гражданской космонавтики «Бауманка», мировой лидер в области теоретической, прикладной физики и математики МФТИ, а также Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ не вылетели из топ-500. Не оказалось в рейтинге МАИ – откуда вышли все российские генеральные конструкторы авиационной и космической техники, сотни тысяч учёных и инженеров. Как сказал бы герой знаменитого «Золотого телёнка» Паниковский – радоваться такому «рейтингу» у нас могут только «жалкие и ничтожные люди». Для чего же этот рейтинг публикуется ежегодно с 2004 года? Как говорится – рынок и ничего личного! Образовательный рынок растёт как на дрожжах: с 1,8 трлн долларов в 2015 году почти до 3 трлн к 2018 году. Родители со всего мира выкладывают такие деньжищи ежегодно за учёбу своих детишек. Им вдолбили, что учёба в американских Гарварде, Стэнфорде или Массачусетсе – это престижно и даёт гарантию весёлой и беззаботной жизни.

Но вот что написал несколько лет назад питерский историк и журналист Лев Лурье: «В США невозможны институты стали и сплавов или целлюлозно-бумажной промышленности. Американский колледж за четыре года готовит высококлассный офисный планктон, то есть людей, умеющих хорошо писать и говорить на родном языке, знающих кое-что и о естественных науках, и о гуманитарных.
Этого достаточно, чтобы открыть своё дело, стать брокером на Уолл-стрит или продавать машины в Техасе. Хочешь стать врачом, юристом, управленцем, учёным – плати деньги, иди в аспирантуру». И только в силу этого ведущие российские университеты, в первую очередь технические, не идут ни в какое сравнение с американскими, английскими и всеми иными вузами. Таких просто нет. Кто бывал в Гарварде, знает, что это огромные понты, где китайцы, индусы, поляки, богатые русские и бедные афроамериканцы учатся толерантности и всякой общеобразовательной ерунде. Причём преподают им приезжие представители тех же национальностей. Строго на коверканном английском языке. На этом во многом и строится мировой рейтинг. Процитируем ТАСС: «Рейтинг лучших университетов мира составляется по схеме, учитывающей академическую репутацию (40% значения), публикационную активность сотрудников (20%), соотношение количества преподавателей к числу студентов (20%), отзывы работодателей (10%), процент профессоров-иностранцев (5%) и студентов-иностранцев на основных образовательных программах (5%)». Представляете – абстрактная «репутация», полученная после опроса выпускников; один китайский преподаватель на 5–7 индусов; статейки в стенгазетах на английском языке; плюс десяток профессоров из Индии или Израиля на пару тысяч студентов из Африки и Китая – и вот вам Гарвард под номером 2 в мировом рейтинге! А как же огромные успехи американских учёных? Опять же сошлёмся на опыт. Кто бывал в ведущих американских лабораториях, может не беспокоиться о знании английского языка. Там многие сотрудники уровня руководителей говорят на родном русском языке. Почти все остальные – по-китайски или на хинди. Нашего школьного английского им хватит за глаза. Но отъезд выпускников с дипломами МФТИ, МИФИ, МГУ и «Бауманки» в США – это совсем другая история. http://argumenti.ru/politics/n555/466556