Не желаете или нечем думать не надо меня читать!

Нил Крас
Да-да, вам не померещилось: не желаете или нечем думать - не надо меня читать!
Можете уже остановиться, если по ошибке всё же кликнули по этому названию. Далее - для не желающих или не имеющих чем думать - длинное и нудное разъяснение моей позиции, которую им всё равно не понять. Так что, заблудившиеся или означенные выше : СТОП!
Остальных «Прошу!», но на ваш собственный риск. Гарантии от скуки и непонимания не даю никому.

Признаюсь честно, меня не аргументированная критика, без ссылок на источники, без объяснения, почему приведенные мной факты, ссылки не вызывают доверия, и пр. - не волнует. А всю белиберду в мой адрес я оставляю всё же на своей странице в Прозе.ру — для возможности читателям самим судить о «правоте» недовольных написанным мною. Какое-то число т. н. «рецензий» было удалено (автоматически!) администрацией Прозы.ру, так как они, видимо, содержали слова, которые компьютер сайта не пропустил. Часть рецензий, поразмыслив, поспешные горе-рецензенты удалили позже са'ми.  Более ничего по сему поводу высказать не могу, кроме как - только отметить, что количество опубликованных рецензий меньше, чем отмечено на моей странице (89, а фактически - 74). Я не пропущенные компьютером ругательства не читал, так как на страницы Прозы.ру они не попали, а спустя некоторое время удалённые авторами рецензии повлекли удаление (уже мною) ответов на них, как бы повисших в воздухе.

Тут авторов Прозы.ру защищает компьютерная программа, не допускающая превращение литературного сайта в место для нарушения общественных правил (см. раздел «О портале» на странице сайта Проза.ру). На других сайтах «чистильщиками» являются администраторы. Как и ЭВМ, они не безгрешны — и не всегда поспевают за нарушителями. Поэтому в интернете есть и всегда будет немало грязи. Посему и нет меня в социальных сетях. Каждый может мне ответить, зарегистрировавшись на Прозе.ру. Это не стоит денег, а лишь - пару минут времени. И можно ограничиться написанием одних лишь рецензий. Собственное литературное творчество тут не обязательно.

Сложнее ситуация, когда формально всё «по правилам», а по сути - та же грязь. Иногда - в степени биквадрат. Причины разные - и я не хочу тут углубляться. Я просто желаю подчеркнуть, что критики должны быть в той же степени ответственны за написанное ими, как и авторы. Но очень часто упрёки критиков беспочвенны, бездоказательны, зато такие критиканы выпячивают гордо грудь: мол, я ему (автору) вправил мозги.

Итак, переходим к делу. Читателей на моей странице всегда достаточно. Этому я был рад — и  по случаю сорокатысячного читателя даже празднично высказался. А в душе был немного обижен, потому что Проза.ру как-то так спрограммировала счёт посещений моей страницы, что счётчик читателей отключается по достижению числа 30, реже — 40 и совсем редко — 50 читателей. Хотя по нумерации читателей их было в тот или иной день намного более (повторные читатели на одной и той же неделе имеют всегда впервые зарегистрированный номер — их в общий подсчёт включают лишь единожды).

Когда на сайте «Вінничани» начали сообщать о моих публикациях, я впервые столкнулся с феноменом столпотворения на моей странице в Прозе.ру. Число читателей после сообщения о статье, посвящённой арке, перевалило в первый день за ДЕВЯТЬСОТ! В этот же день на  Прозе.ру был установлен другой мой рекорд: компьютер в первый раз (и более - никогда выше этого числа) отметил аж 53 читателя! На другой день было уже только … 400 читателей (отмечено менее 50). И так далее — по нисходящей.
Если вы предполагаете, что последовали какие-то отклики, критика, дополнения, пр., то вы глубоко ошибаетесь. Около 20 (могу ошибиться в точности числа') «понравилось», правда, тоже кое-что да значат.

Отсутствие откликов при таком вроде бы колоссальном интересе (суммарно - около 1500 читателей) лишний раз подтверждает то, что я считаю главной бедой винничан — РАВНОДУШИЕ. Поэтому и происходит такое: «Облако-сквер» - лишь один тому пример. С к в е р ный пример и, конечно, не в смысле перевода английского слова «сквер» (небольшой общественный сад). Этот бетонный короб — общественный садик в городе?! Надо же было иметь воображение и наглость — так назвать! СКВЕРНУ - вот что соорудили обманным путём!

Наконец-то,  на последнюю мою публикацию (о газете оккупационных властей «Вінницькі вісті») появился отклик. Его-то я хочу разобрать и показать, что таким «специалистам» лучше меня не читать. И уж подобной ересью откликаться, тем более.
Начинаю.

Сергей Мирошниченко (СМ) Автор пишет: "Результат известен: всё еврейское население города было уничтожено...". "Сомневаюсь, однако. Если посмотреть списочные составы школ в 60-х, то там можно найти как мин. 10% евреев. И откуда они взялись, по мнению автора?"

[На основании чего СМ сомневается? На основании списочного состава школ в 60-х. 60-е — это школьное время родившихся после 45-го. Значит, СМ уверен, что ни один еврей не мог вернуться с фронтов, из эвакуации. Более того, он не ведает и многого другого: вернувшиеся из эвакуации в местечки, районные центры и обнаружившие там только могильные холмы над расстрелянными немцами родственниками и знакомыми, бежали оттуда - если смогли найти средства для этого - в Винницу. Чтобы быть подальше от свидетельств ужасов, чтобы быть ближе к своим, к единоверцам. В то время ещё оставалось много верующих евреев.
Откуда взята цифра «как мин. 10% евреев»? Где есть такая статистика? Как она попала в руки СМ? В наши дни или раньше? Ответ один: с потолка, но СМ приводит эту цифру как решающий аргумент.
Если даже принять эту мифическую цифру за условно правдивую, то опять же концы с концами у СМ не сходятся. По переписи 1939 г. в Виннице было 90 тысяч населения, из них - 35,6 % евреев, то есть, 32 тыс. Учитывая большее число многодетных семей у евреев, чем у других горожан (мне статистические доказательства этого искать не хочется, так как они тут не решают дела), число детей-евреев в школе должно было бы быть, если даже и половина евреев выжила (см. далее) в два раза больше, чем указывает СМ с «его статистикой». В последней есть ещё одна огромная прореха, что частично дошло позже до самого СМ («В моей 33-й школе, где я учился первые 6 классов вообще не было учеников еврейской национальности - только несколько учителей.»)  Где была расположена школа: в центре, ближе к Ерусалимке, ближе к хутору Шевченко, с русским или украинским языком обучения? - это были весьма решающие факторы — НК]

Михаил Сапожников (МС) Вернулись из эвакуации! (Это замечание-ответ одного читателя на вопрос СМ — НК)
Сергей Мирошниченко Михаил Сапожников Было 100 тыс. до войны - 13тыс. угнано, 42 тыс. уничтожено и 27 тыс. осталось. Получается, что 18 тыс. эвакуировано и похоже все они были евреями раз в городе нацсостав не изменился.
Михаил Сапожников В основном это были евреи! (Откуда у него такие данные? Где есть статистические данные об эвакуировавшихся, об их национальности? —  НК)

[Ещё раз: откуда эти данные у СМ?? Положим, не 90, а 100 тысяч: прибавилось большое число военнослужащих, хотя какие они винничане? Положим, 13 тысяч молодых людей угнано в Германию — не будем искать и источник этой цифры. А вот 42 тысячи уничтоженных — откуда?! Если в это число включены работавшие на сооружении «Вервольфа», военнопленные, то опять же: какие же они винничане?
Не винничанами были и пригнанные в Винницу для уничтожения евреи из округи. В Виннице было найдено скрытное для населения место для расстрелов и захоронений, в Винницу прибыли специально сформированные для расстрелов гражданского населения айнзацкоманды. Преступление - а нацисты вполне представляли себе характер их действий - можно было дольше держать в тайне от других. Посему и не было об этом ни слова в газетах времён оккупации, включая и «Винницкие вести».
Поведение нацистов, впрочем, было во многих случаях не предсказуемо. Мало кто задумывался, почему лагеря смерти размещались вне Германии, в основном — в Польше (Освенцим, Майданек, Треблинка, Собибор, пр.). И туда из Германии перевозили сотни тысяч человек, чтобы их уничтожить, но - вне Германии, ибо закон запрещал убивать немецких граждан на немецкой земле. Убивать — это нацисты себе позволяли, но — за пределами райха.
Так вот, в число 42 тысячи уничтоженных включили 25 тысяч евреев, из которых только 14 тысяч были винничанами (все цифры, разумеется, ориентировочные; никто их не перепроверял, а советская статистика во все времена считала так, как ей приказывали). Если бы СМ заглянул в другие мои публикации, то и он знал бы это.
27 тысяч насчитывалось при освобождении города — не возражаю. Но вот вывод отсюда: «Получается…» - см. несколькими строчками выше — бред!

13+42(?)+27=82; 100-82=18 - а где ушедшие на фронт (мобилизованные)? Что-то не так щёлкнуло в мозговом арифмометре у СМ. Это касается и «уничтоженных», и «эвакуированных» (без ссылки на источник числа эвакуированных и тут не обойтись). А по поводу странного вывода - «все они были евреями, раз в городе нацсостав не изменился», то тут и СМ, и пытающийся с ним дискутировать МС — просто  ничего не ведающие. Процент еврейского населения в городе, согласно переписи 1959 г., снизился в два раза и составлял 13,6% (см. в ВикипедиИ: «Винница»). И это, я повторяю, несмотря на приток еврейского населения из районов области.
Конечно, все эти расчёты дилетантские (в том числе, и с моей стороны), так как нет данных о притоке-оттоке населения и его национальном составе — НК]

Переходим снова к дискуссии СМ — МС
Сергей Мирошниченко Михаил Сапожников Да? Так вроде ж эвакуация была не по национальному признаку, не так? А вот угоняли на работу в Германию именно по национальному признаку… [Можете вы тут разобраться, почему угоняли по национальному признаку? — НК]
Михаил Сапожников Евреев в Германию не угоняли,а расстреляли!
Сергей Мирошниченко Михаил Сапожников А угнанные не евреи там разве на курортах отдыхали? Обычных горожан погибло больше чем евреев, но автору это не интересно - ему главное, чтоб выжили свои. Это как называется?
[Вот тут уже не просто неосведомлённость, тут — кощунство! Тут — надругательство над всем известными фактами («Обычных горожан погибло больше чем евреев»), над мемориалами на местах массового захоронения расстрелянных евреев! Тут — откровенная глупость: «но автору это не интересно - ему главное, чтоб выжили свои.»
А что же не интересно СМ? Он «не заметил» ссылки одного из соучредителей группы «Винничане» Александра Петровского на «Сообщение Винницкого областного статистического управления о злодеяниях оккупантов по 24 районам области гор. Винница 12 мая 1944 года Облстатуправление сообщает, что только по 24 районам области немецко-фашистскими захватчиками замучено, расстреляно и уничтожено населения 101 139 человек, угнано в Германию на каторгу 64 076 человек, в том числе по городу Виннице замучено, расстреляно и уничтожено 41 620 человек, угнано в немецкую каторгу 13 400 человек.» и на http://www.jewish.ru/history/press/2010/05/news994285740 - Хроника убийства винницких евреев — НК]

И СМ продолжает своё: «Сергей Мирошниченко Михаил Сапожников Т.е. если убили просто так, то это не страшно (бабы новых нарожают!), а если убили за то, что ты еврей, то это тут-же становится самым плохим, что может произойти на Земле? Почему такое внимание к национальности у вас? Вам "лавры" гитлера покоя не дают? Вторая мировая война была за территории, а не против евреев, к вашему сведению. В ней погибли десятки миллионов людей всех рас и национальностей. Выделять отдельно какую-то из них значит оскорблять память невинно убиенных и их погибших защитников.»

[Видите, какая мешанина. Значит, зря выделяют Холокост, зря наказывают за отрицание такового (буквально на днях в Германии приговорили 87-летнюю старуху к 8 месяцам тюрьмы за отрицание Холокоста; она уже длительное время выступает с заявлениями о том, что Освенцим был обычным рабочим лагерем — её неоднократно предупреждали, штрафовали, давали срок (условный), но в этот раз суд решил её засадить за решётку, причём — судья подчеркнул это особо — срок был бы значительно продолжительнее, если бы подсудимая была не в таком преклонном возрасте).
«Вторая мировая война была за территории, а не против евреев, к вашему сведению.», - поучает СМ как бы ничего не знающего МС. Какой же он необразованный! Но я это о СМ:
м и р о в а я  война не может быть просто войной за территории. Стремления фюрера этим не ограничивались. И уничтожение всех евреев Европы было одной из главной целей нацистов. Причём, этого они не скрывали. Преднамеренное убийство (концентрационные лагеря, лагеря смерти - газ циклон Б, кремация) в том же Освенциме совершено над 1,1 млн. человек, большинство которых было евреями. А всего нацистам удалось лишить жизней около 60% европейских евреев, примерно одну треть всех евреев мира. Говорить об этом - «значит оскорблять память невинно убиенных и их погибших защитников.»? Говорить, что такого не было — преступление. Но не в Виннице, конечно: тут и суд дело не примёт к рассмотрению. Потому не слышно о таких судах, хотя подозреваемых - полный короб во всех частях страны. — НК]

Обнаружив, что А. Петровский подключился к дискуссии, пытаясь ввести её в русло фактов, а не домыслов, я послал ему следующее письмо, которое он позже, с моего согласия, опубликовал:
«По последней довоенной переписи населения (1939 г.) в Винницкой области проживало 2 278 тыс. человек (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/9786...), из них — около 142 тыс. евреев (Д. Байрау, стр. 9 — подробней о ссылке на книгу см. ниже).
В 1941 г. в Винницкой области было уничтожено 42,3 тыс. евреев, в 1942 г. - 33,7 и в 1943-44 г. г. — 11,6 тысяч. Итого — 87,6 тысяч (http://nnm.me/.../ukraina_evrei_ukrainy_v_gody_vtoroy.../).
То есть, было уничтожено свыше 60% еврейского населения; остальные были призваны в Советскую Армию и не погибли на фронте, успели эвакуироваться, либо — в значительном меньшинстве — пережили оккупацию: это были в основном евреи, находившиеся не в немецкой, а в румынской зоне оккупации (в так называемом губернаторстве «Транснистрия», в составе которого оказалась часть бывшей Винницкой области).
По подсчётам А. Круглова (Kruglov A, Jewish Losses in the Ukraine// Brandon R., Lower W. (eds.), The Shoah in Ukraine. P. 282-283), евреи составляли около 50-60% от общего числа жертв среди гражданского населения в Винницкой области (а их, по переписи 1939 г. - см. выше - было всего немногим более шести процентов от общего числа населения области). Следующую по численности группу убитых составили советские военнопленные. В Виннице от истощения умерли около 12 тысяч военнопленных. Задействованных в строительстве «Вервольфа» военнопленных уничтожали по окончании работ. В Гнивани в лагере военнопленных в 1941-1942 г. г. погибло около 6 тысяч советских солдат (Dean M. Collaboration in the Holocaust. Crimes of the Local Police in Belorussia and Ukraine, 1941-1944. London, 2000.)
В 1939 г. в Виннице проживало 33150 евреев, на 1-е апреля 1944 г. их осталось 76 (Валерий Васильев. Оккупационный режим и население. Сборник «Жизнь в оккупации. Винницкая область 1941-1944 гг». Москва, РОССПЭН, 2010, с. 42.)."
Это из моей статьи о немецких убийцах винницких евреев.
Оба спорящих не владеют информацией и спорят о не существующем в моей статье.
Я ведь писал о группе евреев Винницы и объяснял почему они все (именно, все) погибли.
Если бы в Виннице была группа цыган, то я бы её тоже выделил. И они погибли бы все.
Все прочие выделенные мной группы были многонациональными (украинцы, русские, др.)
Лиц никакой другой национальности в Виннице не уничтожили до единого. А процент убитых евреев по области - см. выше.
Когда пишут о "лаврах" (пусть даже в кавычках) Гитлера, становится тошно.»

Прочитав этот мой комментарий, СМ совсем распоясался:
Сергей Мирошниченко Очевидно, что человек написавший вам в личку заметил только слово "гитлер" в написанном мною. Ничего странного для меня.
Было написано: "В 1939 г. в Виннице проживало 33150 евреев, на 1-е апреля 1944 г. их осталось 76 ".
Вот это называется МАНИПУЛЯЦИЯ. Я уже ранее там писал, что эвакуированных было около 16 тыс и похоже, что все они были евреями. Так что из еврейского населения осталась как минимум половина. Такая-же половина осталась и от остальных жителей города. Написавшему этот гневный ответ с цифрами совершенно не жаль всех остальных горожан, а ведь если посмотреть по его-же меркам, то раз он говорит, что гитлер пришел ТОЛЬКО за евреями, то стало быть остальные погибшие граждане (не евреи) были жертвой. Почему ВСЕ евреи не пошли на фронт и не воевали, чтоб защитить своих, а отсиживались в эвакуации? Почему ВСЕ мои винницкие родственники либо были угнаны, либо воевали либо остались дома? Моя тётка Мария была угнана в Германию в 1941м и в 1946м пришла практически пешком домой, а в 1947м ее за это отправили на Колыму - откуда она уже не вернулась... Чем это лучше гитлера? Мой дядя погиб в первые месяцы война на фронте. Вам его жаль? Несовершеннолетние моя мама с сестрой и бабушкой во время освобождения Винницы только успели выскочить из хаты в чем были - всё сгорело до тла... О чём мы говорим-спорим, а?

[Прежде всего мы говорим о ложных обвинениях.
Я заметил не только слово «гитлер», я оттенил, мягко говоря, неуместность вопроса к евреям: «лавры» гитлера покоя не дают?
Я не занимался МАНИПУЛЯЦИЕЙ. Я привёл цитату из фундаментального труда, вышедшего в 2010 г. под грифами:
МГУ им. М.В. Ломоносова
Института истории Украины Национальной академии наук Украины
Института восточноевропейской истории и страноведения Университета Тюбинген
Стэнфордского университета
Государственного комитета архивов Украины
Других украинских, итальянских, французских научных учреждений
Но что для СМ учёные, их исследования и печатные труды!
« Я уже ранее там писал, что эвакуированных было около 16 тыс и похоже, что все они были евреями.» - вот его резюме, не подлежащее никакой критике. Он "уже ранее там писал", а до того выставил в июне-июле 1941 г. посты на всех выездах из Винницы и всех уезжающих заставлял заполнять анкеты, в которых первым пунктом было «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ». И сразу ему стало «похоже, что все они были евреями».
Люди БЕЖАЛИ (драпали) от немцев — и где эти даже приблизительные цифры об общем количестве, о национальностях?

Посмотрите выше, что пишет СМ далее. Это не поддаётся анализу. Ну как это нагромождение лишённых логики, не связанных между собой утверждений анализировать? Приведу всё-таки эту часть цитаты повторно:
«… Так что из еврейского населения осталась как минимум половина. Такая-же половина осталась и от остальных жителей города. Написавшему этот гневный ответ с цифрами совершенно не жаль всех остальных горожан, а ведь если посмотреть по его-же меркам, то раз он говорит, что гитлер пришел ТОЛЬКО за евреями, то стало быть остальные погибшие граждане (не евреи) были жертвой.»  Эти три предложения — явно клинический случай.

После них следует МАХРОВЫЙ АНТИСЕМИТСКИЙ вопрос: « Почему ВСЕ евреи не пошли на фронт и не воевали, чтоб защитить своих, а отсиживались в эвакуации?».
Это вопрос неонациста, вопрос подонка, не желающего знать истину либо не воспринимающего её.

Я привёл в «Моей Виннице» цифры, обнаруженные мною в интернете (причём, везде даны ссылки). Некоторые цифры можно перепроверить в винницком горвоенкомате. Но достаточно пойти к мемориалу в центре города и прочитать фамилии погибших в войну с нацистами винничан. Не знаю, сколько именно евреев из шести с половиной тысяч упомянутых там погибших в боях — и посчитать это по фамилиям невозможно, так не все евреи носили явно еврейские фамилии. Ведь с 1942 года, когда «родная партия» приказала избегать слова «еврей», сообщая об очередных массовых убийствах на оккупированных нацистами территориях (я об этом писал подробно), евреи начали изменять свои фамилии, чтобы им с порога не ставили барьеры. На здании  школы №2 находится мемориальная доска в честь выпускника школы — подпольщика Владимира Михайловича Соболева. Но ведь репрессированный его отец был Марком Семёновичем Соболем, а мать — не Анной Ивановной, а Анной Исааковной. Все детали — тут:
http://velelens.livejournal.com/126830.html
http://real-vin.com/2013-03-12-16-10-14

После войны мать жила во дворе, где кинотеатр «Родина»; мой одноклассник - её сосед знал её и бывал у неё дома. Он подтвердил, что мать Володи Соболя Анна Исааковна была еврейкой. Но враньё продолжается до сих пор, а на сайте школы даже упоминания, фото этой памятной доски нет.  Это - возвращение в прошлое или в будущее?

Я бы продолжил сию печальную тему примерами десятков виднейших людей, но вспомним хотя бы, как подающего большие надежды мальчика Гарика Вайнштейна быстро перевели на фамилию матери — и стал он Гарри Каспаровым, впоследствии многократным чемпионом мира по шахматам. Почему я выбрал в качестве примера Вайнштейна-Каспарова, думаю, вам ясно.
И винничанин Юрий Александрович Левада - крупный социолог и политолог родился как Юрий Моисеевич Морейнис. Из украинского издания ВикипедиИ вы об этом не узнаете, в русском же — всё расставлено по порядку. Самого Юрия я не знал: когда он учился в нашей школе, я был ещё перво-второклассник. А с его единоутробным братом Женей был хорошо знаком. Историю же «крещения» Юрия слышал из уст его одноклассников ещё школьником. Кто знает обратные случаи? Не было таковых в стране государственного антисемитизма.

Итак, - я цитирую взятые из интернета цифры, приведенные в «Моей Виннице». Из 33150 винницких евреев в армию летом 1941 года было призвано 9500 человек.  Говоря другими словами,  на войну ушли фактически почти все мужчины призывного (до 45 лет) возраста.
Эти 9500 человек в антисемитскую бухгалтерию никак не вписываются. Тогда о них вообще «забывают». Это уже не манипуляции, это — низость, негодяйство, подлость, гадство, мерзопакость!

И в конце СМ решает пригвоздить меня к позорному столбу следующими словами:
«Почему ВСЕ мои винницкие родственники либо были угнаны, либо воевали либо остались дома? Моя тётка Мария была угнана в Германию в 1941м и в 1946м пришла практически пешком домой, а в 1947м ее за это отправили на Колыму - откуда она уже не вернулась... Чем это лучше гитлера? Мой дядя погиб в первые месяцы война на фронте. Вам его жаль? Несовершеннолетние моя мама с сестрой и бабушкой во время освобождения Винницы только успели выскочить из хаты в чем были - всё сгорело до тла... О чём мы говорим-спорим, а?»

Какое это имеет отношение к двадцати пяти тысячам расстрелянных в Виннице евреев? И кому это как бы ставится в упрёк? Мне, потерявшему в войну отца, родню отца (включая мою бабушку) в оккупированной немцами Одессе, родственников матери в Хмельнике и в той же Виннице — опять же родственников отца. Я не могу их подсчитать (десятки), потому что по малолетству их не помню, а мать избегала разговоров на эту тему. И об этом я писал. Все мои знания о погибшей от рук нацистов родне — со слов выживших родственников (сестры отца, двоюродного брата дедушки, и так далее), но когда эти родственники были ещё живы, мысли о моих погибших от рук гитлеровцев родственниках не жгли так, как сейчас. Что поделаешь? Я - результат той же мировоззренческой инвалидизации, к которой привела моё поколение «родная партия». К счастью, этот дефект подлежит лечению и даже самолечению. Чем и занимаюсь на закате жизни.

Теперь как бы заключение.
Мои отношения с городом складываются трудно. Есть, правда, несколько лиц, интересующихся и занимающихся историей Винницы, с которыми, даже в случаях разномыслия по тем или иным вопросам, я поддерживаю рабочие контакты. Но что касается учреждений и их руководителей, то тут моя просветительская деятельность (а я только так определяю смысл моих публикаций) встречает подчёркнутое отсутствие интереса и даже явное противодействие.
Разумеется, здесь «впереди планеты всей» оказались сотрудники Управления МВД по Винницкой области, морочившие мне голову и вручившие в конце концов ответ, не внушающий никакого доверия. Но у них, вероятно, всё ещё не переведены стрелки — и они ездят по старой советской колее с полусгнившими деревянными шпалами.

Ну а что я могу подумать о школьниках старших классов 4-й школы, где я учился в 1945-1955 г. г.? Заглянув около 10 лет тому назад на сайт этой школы, я обнаружил, что раздел «История школы» состоит из нескольких строчек и начинается со времени, когда школе «стукнуло» уже около полувека. Я решил помочь — и написал большую главу, в которой рассказ о школе начинался со времени её открытия в середине 40-х годов прошлого столетия. Фактически тогда же я с ужасом понял, что если не напишу такое же о Виннице, многое канет в лету. В процессе работы над «Моей Винницей», переписки с читателями, начавшейся сразу же после публикации мемуаров в 2009-м году, выявились дополнительные факты, некоторые неточности в статье об истории школы. Я обратился к ведущим сайт школы с просьбой дать мне возможность внести коррективы, на что мне было отвечено: будете нам надоедать — сотрём написанное. Так и находится до сих пор на сайте школы №4 первоначальный вариант. Но и в таком виде он для Винницы уникален: ни одна школа столь подробного описания первого десятилетия работы не имеет. Если вы предполагаете, что я получил привет от директора или от завуча школы, от учителей истории, то вы степень равнодушия винничан ещё не оценили.

По различным вопросам, связанным с моими публикациями, изданием книги, пр. я обращался к прошлому голове Городской рады, в отдел культуры Областной рады, во все издательства и типографии, к директору Областного госархива, его заместительнице, к редактору одной из ведущих газет — и получил лишь один-единственный ответ от типографии, пояснившей мне, что предел её возможностей - небольшие брошюры. Само собой, не откликнулась ни одна из еврейских общин, хотя я «еврейскому вопросу» в воспоминаниях уделил много места. Да и в дальнейшем писал о прошлом и настоящем еврейской жизни в городе. О трагическом и о просто вызывающем сожаление, о лукавстве винницких евреев и о наглом вранье таковых. Никто не восхищался, никто не возмущался. Вероятно, как-то узнали в общинах, что я ни в какого Б-га не верю, не знаю ни идиша, ни иврита, звезду Давида на груди не ношу, а по национальности, согласно моему нынешнему паспорту, немец. А с немцами общаться как-то не то что заказано, но, сами понимаете, учитывая…

А ведь с еврейскими проблемами в Виннице, даже через три десятилетия после исчезновения советского государственного антисемитизма, не совсем благополучно: не только бытовой антисемитизм, но и ведомственный, увы, не сдают своих позиций. Откровеннее всего это проявилось при поэтапном переименовании улиц вслед за провозглашением независимости Украины. Понимаю сложность и не берусь взвешивать значение (величие, заслуги) того или другого из винничан, разными путями расставшихся с жизнью. От болезней старости, от пули в бою за свою страну, от пули её захватчиков, от как бы своих - «белых» или «красных» … Последнее иногда являлось решающим аргументом при именовании улиц, хотя этот фактор весьма относительный. А национальность кандидата - как это не прискорбно - нередко перевешивала всё. Потому и не возродилась в Виннице улица Цаля Вайнштейна, завещавшего городу всё своё состояние: подарившего Виннице один из красивейших комплексов - Реальное училище. Это поражает вдвойне, так как в царское — по тогдашним законам (!), официально антисемитское время (открытое ограничение прав евреев, в отличие от советского — по не писаным партийным нормам), была рядом с Реальным училищем улица Цаля Вайнштейна.

Даже не вспомнили при переименовании улиц о выдающемся физике - жертве коммунистического террора винничанине Матвее Бронштейне. Для улицы знаменитого художника-кубиста Натана Альтмана нашлось место только на Старом городе, зато недалеко от его дома — в процессе декоммунизации!— появилась улица имени образцового коммуниста, получившего рядом квартиру по указанию горкома КПСС. Как образно и метко ответил Александр Петровский 22.05.2016 на вопрос Елены Антоновой «А есть у нас улица Бронштейна?»: «Нет и думаю не будет. Более «раскрученного» Альтмана с трудом отстояли ...»! Вот до обнажённости правдивая оценка ситуации с памятью о великих винничанах-евреях в Виннице!
Никому и в голову не пришло назвать улицу именем пионера индустриализации Винницы, известного мецената Боруха Львовича - его тут без особых споров подменил Симон Петлюра, как выяснилось, не квартировавший даже короткое время в бывшем доме Львовича. И вот теперь к Ерусалимке ведёт улица Петлюры, причастность которого к уничтожению около 50 000 евреев - гражданского населения доказана, а выполнение его приказов, запрещающих такое варварство (С. Петлюра был весьма гибкий политик), им не контролировалось. И погромы шли своей чередой далее.

Возвращаюсь к изданию моих воспоминаний о послевоенной Виннице в современной европеизированной Виннице. Во всех письмах я подчёркивал, что внесу свою долю в расходы по изданию, что ни на какой гонорар не претендую (переведите, мол, эту сумму на счёт детского дома), и т. д.  Всё впустую.
А вот в Казани газета «Звезда Поволжья» (девиз её - «За правду и родину!») публиковала где-то около полугода отрывки из моих воспоминаний «В татарской столице, в Казани...», хотя в них есть немало хорошего и плохого как о евреях, так и о татарах (вплоть до тогда ещё не покойного грубияна-божка — первого секретаря обкома). Всего газета напечатала что-то около трети книги. В Виннице в прошлом году редактор городской газеты мне лично говорила, что ко Дню города опубликует отрывок из моей книги, но … обещают в Виннице все. От директора спортшколы с золотым Маген-Давидом на груди, осквернившего памятник архитектуры, до мэра - создателя виртуальной комиссии по наведению порядка на картофельном поле (еврейском кладбище). Так что винницкие евреи — именно винницкие, то есть, находящиеся «в русле» городского менталитета.

О, сколько ещё признаков антисемитизма! Как бы незаметных, но таких вопиющих. Музей Холокоста в Винницкой области теснится в двух комнатах в административном здании кирпичного завода — найти его могут только опытные следопыты: более доступного места в городе не нашлось. На туристической карте Винницы отмечены, среди прочих, места памятного знака в честь 90-летия винницкого трамвая, так называемой ставки Ворошилова, даже - ставки фюрера, но не - мемориалов в память 25 000 евреев-гражданского населения, расстрелянных нацистами. Я об этом писал, можно прочитать: всё остаётся на Прозе.ру.

Что касается издания книги в Виннице, то на это я давно поставил крест. Всё издал сам в Германии (что намного дороже, чем было бы в Виннице), выкупил, разослал моим винницким корреспондентам. О публикации в газете и не думаю: она уже не имеет смысла, так как о книге знают, она в рекламе не нуждается. Кстати, эта же газета не постеснялась содрать мой текст для публикации своей статьи об улице Соборной. Моё письмо в связи с этим, конечно, осталось без ответа.
Впрочем, все эти мало приятные вещи — давно позади. Мне доподлинно известно, что среди моих читателей немало школьников-винничан, которые попали на мою страницу на Прозе.ру по рекомендации их учителей. И многое из плохого забывается, когда вдруг получаешь письмо от незнакомого профессора Казанского государственного института культуры и искусств. Профессор (татарин по национальности) сообщает, что на лекциях студентам читает выдержки из моих казанских воспоминаний, делая упор на правильную постановку национально-кадровых вопросов. Сомневаетесь, что я ему тут же вместе с благодарностью выслал несколько книг (для музея и друзей)? Зря: всё было именно так.

Наше дело правое, мы победим! Слыхали, небось, о таком выражении? Я могу его повторять много раз на день: всё получилось - лучше не придумаешь. Не зря взялся я за мемуарную и публицистическую работу, за это нелёгкое дело. А останавливаться не позволяет упомянутый скрытый-явный ползучий антисемитизм, который ни к чему доброму не привёл ни один народ, ни одну страну.
Наверное, мне, окружённому роднёй из русских, украинцев, татар и арабов, понять пагубность такого течения легче.

А евреи? - спросите вы. Отвечаю: тоже не безгрешны. Вляпались в революцию, соблазнённые выдающимися краснобаями и организаторами Лениным и Троцким с сотоварищами. Что им принёс Октябрьский переворот? Первые двадцать лет после него — настоящее раскрепощение. Подумайте, с каким энтузиазмом евреи начали учиться, какой мощный пласт интеллигенции из евреев возник в 20-е-30-е годы прошлого столетия! Насколько значительна была прослойка евреев среди учителей, врачей, инженеров, пр. в послевоенные годы! А ведь условия были одинаковыми для всех.

И вот ещё шла война — и набиравший вес вождь перенял эстафету у теряющего силы фюрера. Он не убивал сотни тысяч, миллионы евреев. Он уничтожил «только» их интеллектуальную элиту, закрыл еврейские театры, синагоги (подобное пережили представители и других религий, но здесь речь идёт о евреях), затруднил доступ евреям к учёбе. Допустимый процент евреев в вузах компартия установила ниже уровня, каким был он в царское время! (Я об этом уже писал.) Параноидный (диагноз академика В. М. Бехтерева, после чего великий психиатр на следующий день, в 1927 г., внезапно скончался  «от отравления консервами») генералиссимус распалял антисемитские чувства у других народов, придумав «заговор международного сионизма»,  «безродных космополитов», «врачей-убийц»…
Последователи Сталина - Хрущёв и Брежнев - несколько притормозили, встретив - из-за советского антисемитизма - остракизм со стороны демократических стран. Однако переломить ситуацию они не смогли, да и не хотели. Горбачёв понял бесперспективность и ущербность для страны «национального отбора», но уже было поздно: евреи поехали-полетели во все концы света. Горбачёв представил им такую возможность — и за это они ему благодарны. А дальше было уже не до евреев: больной алкоголизмом новый лидер страны - либерал, принимающий решения заспиртованным разумом — это, ясно было видно, гибельно для всех.

И вот какой парадокс: евреев-то в Виннице почти нет (в процентном исчислении — раз в СЕМЬДЕСЯТ меньше, чем по переписи 1939-го года!), а антисемитам неймётся. И изрекают сии неофашисты что-то подобное радостному вою национал-социалистов весной 1942-го года: Винница — юденфрай!

Не верите? Так читайте дальше.
В конце августа с. г. Игорь Чепугов - сооснователь группы «Винничане» - выставляет чудесные фотографии города, выполненные Валентином Винницким. Участники группы реагируют на эти мастерски сделанные фото с одобрением. Так 31-го августа Сергей Ковалюк восклицает: «Моя Вінниця красиве європейське місто!!!!!». Но тут подключается
Дмитрий Ковальчук Моя! ВІННИЦЯ! Красиве місто! Но не єврєйське! І воно моє!
Подумав, что за «моё» его будут порицать, он через короткое время заменяет это слово другим - «наше».
Дмитрий Ковальчук Моя! ВІННИЦЯ! Красиве місто! Но не єврєйське! І воно наше!

То, что его «не єврейске» у кого-то может вызвать протест, возмущение, его не беспокоит. И, представьте себе, это омерзительное выражение животной радости не вызвало никакой реакции. Напрасно я ждал откликов от участников по праву многолюдной и регулярно посещаемой ими группы. Сужу по числу откликнувшихся на сообщение о моих публикациях: если их было почти тысячу в один день, то сколько ещё было в тот же день на сайте группы тех, кого моя публикация не интересовала?
Итак, тысячи, прочитавшие этот самодовольный визг, не посчитали его чем-то сродни нацистскому. А ведь всем известно, что «еврейская Винница» исчезла в массовых захоронениях 1941-1942 г. г., под ножами немецких бульдозеров на Ерусалимке и еврейском кладбище.
Каким же надо быть подлецом, чтобы открыто выражать по этому поводу свою радость! И какими надо же быть равнодушными, чтобы молчать, прочитав такое!

Правда, была одна-единственная потуга что-то выдавить из себя после поистине геббельского вопроса СМ: « Почему ВСЕ евреи не пошли на фронт и не воевали, чтоб защитить своих, а отсиживались в эвакуации?»
Света Краснова: "Стоит задуматься …"
Врачу, примерно в середине четвёртого десятилетия жизни, больше ничего не пришло в голову — бедные её пациенты ...

Теперь всем ясно, почему то, что вы прочитали, имеет такое заглавие?

Винничане, будьте бдительны!