Научный подход к смерти

Мурали Мохан
 
ЖИЗНЬ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ - ЭТО ДОЛГАЯ И МУЧИТЕЛЬНАЯ СМЕРТЬ
 Чтобы не дать материи изникнуть,
В нее впился, сплавляющий огонь.
Он тлеет в "я", и вещество не может
Его объять собой и задушить.
Огонь есть жизнь.
И в каждой точке мира
Дыхание, биенье и горенье.
Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье -
Творящий ритм мятежного огня.
Смерть
(Максимилиан Волошин)
Смерть (гибель) - прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма, когда душа оставляет тело. В медицине изучением смерти занимается танатология. Явления, чаще всего вызывающие смерть, - это старение, недоедание, болезни, самоубийство, убийство и несчастные случаи. Вскоре после смерти, когда душа оставила тело, оно начинает разлагаться.
Смерть всегда несет некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает счастливая и вечная жизнь.

Эволюция понятия НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ВЕРНОГО, ЧЕМ СМЕРТЬ! УМИРАЮТ И ПРАВЕДНИКИ И ГРЕШНИКИ с той принципиальной разницей, что одни наследуют царство Бога (вечную жизнь, знание и Блаженство). другие вынуждены снова рождаться и умирать. На самом деле смерти НЕТ! Жизнь вечна, что в материальном, что и духовном мире. Жизнь - это душа в теле. Именно это и должно занимать разум человека. Что собой представляет индивидуальная душа и к то такой Бог, Высшая ДУША.
 Пойдем от обратного.
 У многих народов существовали представления о смерти, как о моменте, когда бессмертная душа человека расстаётся с телом и направляется к душам предков. Также имелись и обряды поклонения смерти.
Говоря об изучении смерти, академик В. А. Неговский в "Очерках по реаниматологии" писал, что……ход естествознания приостановился перед изучением смерти. Веками это явление было столь сложным и непонятным, что, казалось, находится за пределами человеческого познания. И лишь постепенно накапливающиеся робкие и вначале довольно элементарные попытки оживить человека и случайные успехи при этом разрушили эту непознаваемую стену, делающую смерть "вещью в себе".
Конец XIX и особенно XX век внесли в проблему смерти коренные изменения. Смерть перестала нести на себе отпечаток мистики, но тайна её сохранилась. Смерть, являясь закономерным завершением жизни материального тела, с которым люди склонны себя (душу) отождествлять. Итак, смерть стала объектом научных исследований, как и сама жизнь.
 Один из основателей экспериментальной патологии, стоявший у истоков танатологии, знаменитый француз Клод Бернар в "Лекциях по экспериментальной патологии" писал: "…чтобы знать, как живут организмы животного и человека, необходимо видеть, как множество их умирает, ибо механизмы жизни могут быть вскрыты и обнаружены лишь знанием механизмов смерти".
 ТЕПЕРЬ О ДУШЕ
В "Бхагавад-гите" Кришна говорит: "Знай же, то, что пронизывает все тело, неразрушимо, Никто не может уничтожить бессмертную душу.(2.17) Что же пронизывает все тело? Сознание, которое является признаком души.
 "Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой, иссушить ветром".(2.23). "Эту индивидуальную душу нельзя разрубить, растворить, сжечь или иссушить. Она существуют всегда и везде, неизменная, недвижимая, вечно та же" (2.24). В "Бхагавад-гите" Кришна, говорит: Те, кто видят истину, заключили, что несуществующее (материальное тело) - преходяще, а вечное (душа) - не претерпевает изменений. Они пришли к этому выводу, изучив природу того и другого.(2.16) Душа неразрушима, незрима и вечна, лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели…"(2.18).
Да, у души есть тело. Оно может быть как материальным, так и духовным. Душа представляет собой личность, наше истинное "я", и она может быть в том или ином теле, видимом материальными глазами и не видимом. Духовное тело вечно, но материальное тело душа меняет постоянно. От детства к юности и старости тело меняется, но душа остается неизменной. Процесс ее реинкарнации или переселения из одного материального тела в другое, описан следующим образом: "Точно так же, как душа переселятся из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело…" (2.13). К этому стоит добавить, что того, кто познал себя, как вечную душу, такие изменения не беспокоят. "Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное" (2.22). Процесс ее реинкарнации или переселения из одного материального тела в другое, описан следующим образом: "Точно так же, как душа переселятся из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело…" (2.13). К этому стоит добавить, что того, кто познал себя, как вечную душу, такие изменения не беспокоят. "Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное" (2.22).
 Альфред Нобель, учредитель Нобелевских премий, рекомендовал особое внимание обратить на изучение вопросов старения и умирания организма, фундаментальных проблем современной биологии и медицины.
 Изменение научного отношения к смерти, низведение смерти до естественного физиологического процесса, требующего квалифицированного физиологического анализа и изучения, пожалуй, особенно рельефно проявилось в высказывании И. П. Павлова: "…какое обширное и плодотворное поле раскрылось бы для физиологического исследования, если бы немедленно после вызванной болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ победить ту и другую" (И. П. Павлов, собрание сочинений, т. 1, с. 364). Это возможно путем практики преданного служения Богу, только обретя сознание Кришны.
 Французский историк Ф. Арьес, анализируя происхождение массовых представлений о смерти, выделяет пять этапов в развитии представлений о ней:
1.         С архаических времён и вплоть до XI в. - "нормальное" (т. н. "прирученная смерть"). Представление о том, что все люди когда-нибудь умрут, то есть смерть - это обыденное, неизбежное явление, которое не вызывает особого страха. Умершие рассматривались как уснувшие ("усопшие") "до конца времён". Поэтому кладбища были не только местами захоронения, но и местами жизни (местом собраний, встреч и т. д.).
2.         Начиная с XII века - "смерть своя" (la mort de soi). Это представление о смерти появилось под влиянием роста индивидуального сознания и утверждения в обществе между XI и XIII столетиями идеи Страшного Суда. Значение ритуалов, связанных с предсмертным состоянием и захоронением, возрастает. Близость живых и умерших прекращается - кладбища выносят за городскую черту (территорию живущих). Вместе с тем, смерть находит активное выражение в искусстве.
3.         В эпоху Просвещения - "смерть далёкая и близкая" (la mort longue et proche). Смерть представляется как нечто дикое, необузданное. Это реакция на утрату механизмов защиты от природы.
4.         В эпоху романтизма - "смерть твоя" (la mort de toi). Смерть другого человека переживается тяжелее, чем близость собственной смерти. Феномен смерти эстетизируется.
5.         В XX веке - "смерть перевёрнутая" (la mort inversee). Появляется страх перед самим упоминанием смерти, эта тема становится запретной. Происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур). Трупам умерших стараются придать вид, похожий на живых.
 На самом деле материальное тело мертво всегда. Оно подобно машине, которую душа использует для достижения тех или иных целей. Из 8 400 000 форм различных биологических видов тел, человеческая дает возможность познать себя (как вечную душу) и восстановить свои вечные отношения с Кришной, Верховной личностью Бога. Это могло бы решить вопрос смерти радикально. Жизнь - это душа в теле, она никогда не началась и никогда не закончится. Как человек меняет одежду, так душа меняет свое тело постоянно.
 ПОЧЕМУ МЫ СКЛОННЫ САМООТОЖДЕСТВЛЯТЬ ДЛЯ СЕБЯ С ТЕЛОМ? Потому что в духовном мире тело не материально, а духовно. Т.е. в духовном мире все обладает сознанием. Там нет мертвой материи. Не следует путать понятия рай и ад, которые находятся в материальном мире, с Царством Бога. В действительности царство энергий, источником которых является Бог столь обширно, что за его пределами нет ничего. И материальный и духовный мир находится в этом царстве.

Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас