Обмирщение и секуляризация

Татьяна Васса
"Церковь - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах,
расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут."
(Г. Л. Менкен / ЦЕРКОВЬ )

"Если бы освобождение крестьян зависело исключительно от церкви,
то крепостное право существовало бы, вероятно, и доныне."
(Дмитрий Мережковский / ЦЕРКОВЬ )

"Церковь не в бревнах, а в ребрах."
(Владимир Даль)

Все видят и признают, что с каждым годом такие явления, как обмирщение и секуляризация нарастают в РПЦ. Близость РПЦ и государства становится всё плотнее. От этого союза рождаются такие скверные дети, как нормы права, регулирующие "чувства верующих". Особенно странно видеть эти нормы в рамках административного и уголовного законодательства.

Общеизвестно, что государство - это аппарат принуждения. Оно, государство, формировалось веками в поисках наиболее эффективных способов исполнять свои функции. Но, что такое государство? Основа всякого государства, прежде всего - народ, а уже потом территория и прочее. А что такое народ? - Сообщество людей.

Что такое Церковь? Как определяет словарь Ожегова: "Объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом, религиозная община." Снова - объединение людей. И, это, объединение тех же самых людей, части населения, которые одновременно составляют собой государство. Вывод: любую церковь, религию, секту или общественную организацию отделить от государства невозможно, потому что всё происходит не только вовне человека, а, прежде всего - внутри его. Человек есть конгломерат общественно-политических и религиозных взглядов. Даже если он атеист, то это тоже - религиозная позиция, отрицающая бытие Бога.
Я различаю религию и веру. Бог больше всякой религии, и, уж, конечно, больше любого государства. Также я различаю РПЦ и Церковь. То, что обозначаю как Церковь с заглавной буквы, это - невидимое соединение душ во Христе Духом Святым. И это соединение происходит только в том случае, если душе сообщены в достаточной мере Божественные свойства. Если она таковых иметь не будет, то и не прилепится. Приведу грубое сравнение. Например, если мы имеем клей для склеивания резины, то стекло им не приклеить, материал не подходящий по составу. Можно быть самым великим человеком на земле, круглосуточно молиться и совершать аскезы, но если ты пока ещё "стекло", то не прилепишься и не войдёшь...

Любое религиозное объединение людей с момента своего возникновения, как бы ни стремилось к независимости, через существо человека, сразу же является частью государства. Ведь государство регулирует все аспекты материальной человеческой жизни, в том числе и отправление религиозного культа. Нужно строить храм? Государство должно отвести земельный участок под строительство и согласовать подводку коммуникаций. Продаёшь свечи и литературу? Налоговое законодательство тут как тут. Да даже произвести эти же свечи и напечатать литературу - без участия государства - никуда. Существуют прямые законодательные запреты на деятельность тех или иных религиозных течений, сект на территории тех или иных государств. Поэтому, не будем лукавить и утверждать, что церковь и государство у нас разделены. Не разделены, и никогда не были разделены, и не будут разделены, ибо это невозможно, хоть пиши об этом указы, хоть не пиши. При этом, столетьями государство в России напрямую, активно и жестко регулировало религиозную жизнь, вплоть до того, сколько раз минимально должен причащаться православный христианин. Например, если он, хотя бы раз в году не исповедовался и не причащался, то священник обязан был направить об этом донос куда надо, и нерадивого отщепенца государство наказывало. Если священник не донесёт, то тогда наказывали и священника. Об инакомыслии вообще лучше умолчать. Со Львом Толстым поступили ещё весьма гуманно, подвергнув его всего лишь отлучением, не посмели замахнуться на "махину и человечище", а был бы простым крестьянином, то надолго отправили на каторгу. Кому интересно, как и в какой степени регулировало государство религиозную жизнь в дореволюционной России, может обратиться к законодательству Российской Империи, там всё изложено.

Теперь хотелось бы обратиться ко временам Христа, Его земному пребыванию. Государство Израиль имело множество синагог, где подробно еженедельно, а то и чаще, излагались нормы религиозного права, говоря современным языком, Закон, который записал Моисей и пророки, для того, чтобы регулировать многочисленные аспекты человеческой жизни. В первую очередь, религиозные, конечно. Все, кто читал Ветхий Завет, могли лично убедиться в обилии таковых правил и предписаний. И кто же был во главе государства Израиль в те времена -Первосвященник и Синедрион. Вполне себе клерикальное государство, не смотря на владычество Римской Империи на данной территории, которое назначало своих наместников. Зачем было Христу приходить, когда и так всё обстояло более, чем хорошо относительно поддержки религии государством? Римляне не вмешивались в религиозные вопросы, посему никто иудаизму не мешал и не смел помешать.
И, вот, приходит Некто, кто: 1.Нарушает правила и предписания; 2.Ругает фарисеев за двуличие в вопросах веры. (А это куда опаснее было, чем в наши времена на архиереев ругаться. Уровень тот же.);3. Бесчинствует в храме и прочее. И другое многое неправильно делает, субботы не соблюдает, храм грозится разрушить. Думаю, что далеко не всё ещё описано в Евангелии это "неправильное" поведение. Я ещё удивляюсь, как Его сразу-то не убили. И всё говорит этот необычный Человек о каком-то Царствии Божием, которое "внутри нас есть", которое должно неприметно взрасти. Он говорит о том, что человек - это храм Божий. И многое другое, то, что больше относится не ко внешнему регулированию, а к внутренней, сакральной жизни человека. Он принёс Веру, а не религию. А, ведь, мог написать пространное учение, понастроить каких-нибудь синагог иного толка, создать другую, параллельную религиозную организацию. Но, не сделал такового. А почему? Потому что, как сказано пророком Иеремией (гл.31.33) " Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом." Что и исполнил Иисус.

Христианство, это не учение, не система религиозных взглядов. Христианство это - Жизнь. Жизнь души, это - Церковь невидимая, единосущная, Которую не одолеют никакие адовы врата, и куда ничто нечистое, воистину, не войдёт. Это - Царствие Божие, взрастающее внутри нас.
Мы видим, что происходит с религиями в разных странах, в разное время. Они видоизменяются, что-то убавляется, что-то прибавляется, отпочковываются различные течения, секты. А Церковь Христова - всегда одна и та же, неизменная и непоколебимая. Отчего? От того, что имеет совершенно другую, неотмирную природу.

Может ли государство регулировать любовь, управлять надеждой, распоряжаться верой? Оно может, если совершенно сдуреет, регулировать половой акт, сколько раз, когда и куда.(Простите за вульгарность, но хотелось привести более выпуклый и абсурдный пример такого регулирования). Однако  управлять чувствами... Эмоциями, да, управлять можно, тут манипулируют вовсю общественным сознанием с помощью различных технологий, как древних, так и новых. А чувствами... Невозможно по заказу или принуждению верить, любить и надеяться. Думаю, что это всем очевидно.

Чувства наши, хотя и присущи человеку, но имеют пространственно куда большие пределы, чем тело человека и планета Земля. Поэтому, когда государство принимает нормы права об оскорблении ЧУВСТВ верующих, это - нечто фантастически-глупое, невозможное. Но, под эту сурдинку можно сделать "ата-та", устроить показательные порки и ещё раз показать своё могущество и власть в сфере религии.

Соотношение взаимовлияния церкви и религии в различных государствах и временах было различным. В клерикальных - религиозные нормы в значительной степени управляли жизнью людей, в светских - в меньшей. Однако, религия всегда служила государственным интересам, даже в клерикальных государствах, заменяя собой аппарат принуждения.
«Богу – Богово, кесарю – кесарево». Так что же - Богово, а что - кесарево? Вера - Богово, религия - кесарево.

Давно уже называю РПЦ - министерством по морали и нравственности при Правительстве РФ. Но, что-то в последнее время дух корыстолюбия и другие слабости человеческие стали так разъедать это "министерство" изнутри, что государство может сделать и поправочки в "кадровом составе" или же подтянуть к этой роли церковь посильнее в организационных вопросах, скажем, католическую. Разумеется, под благовидным предлогом, чтобы "мир во всём мире" и прочая... Ведь государству выгодно, чтобы всё и вся исполняло должным образом свои функции. А для этого нужно не только Богу, но и государству, чтобы возглашатели религиозных норм сами им тоже следовали. Иначе, кто же будет убеждён?

Сейчас такая ситуация на планете, что религии запросто могут между собой договариваться, заключать союзы различной тесноты и плотности. Почему? Потому что вера и религия - очень разные вещи, как очень разнятся между собой верующий и религиозный.

А верующему некуда, кроме как к Богу, идти, ему ни с кем не нужно, кроме Бога, соединяться. Он свободен этой верой сам и за другими признаёт свободу вероисповедания. Религиозного же, хлебом не корми, а дай соединиться, объединиться, дай форму и обряд, и место и правила. Почему? Потому что слаб внутри тот, кто веры не имеет.

Всегда и во все времена государство использовало, использует и будет использовать религии в своих интересах. И, нужно сказать, что ничего здесь плохого нет. Ничего не бывает без Бога, это любой верующий человек знает. Религии, как и государство, нужны в многозначности их ролей и предназначений. В том числе, и как начальные шаги души к Богу. Хотя, были и внерелигиозные примеры, полагаю.

Обмирщение и секуляризация - давным давно - закономерность и давняя неизбежность, степень которой ещё весьма преуменьшают по сравнению с фактическим положением дел.

В этой связи неплохо было бы рассмотреть вопрос о возвращении духовного сословия, а также и то, чтобы вернуть прежнее, существовавшее до революции систему выплаты жалованья священнослужителям и клиру за счёт государства. Как использовать религию, так пожалуйста, а как оплачивать услуги... И духовные учебные заведения тоже логично было бы перевести в государственную систему образования, думается, что всем будет от этого хорошо. Если кто-то интересуется источниками и размерами доходов духовенства, то может набрать в поисковике "Доходы православного духовенства в дореволюционной России" и получит точные исторические сведения по этому вопросу, никаких оскорблений "чувств верующих", просто голые документы и цифры.

В окончании статьи хочется от души обнять всех верующих, и подкрепить их этой статьёй, чтобы не смущались они, не теряли веры из-за наблюдения вокруг всяких странных религиозных проявлений, чтобы поняли и приняли, как неизбежность её положение и функции в нашем мире, который всё ещё "во зле лежит".