Красота остается

Виктор Постников
На что рассчитывать человеку перед лицом чудовищной сложности и непредсказуемости жизни?

Только на финишной прямой жизни начинаешь понимать, что пойман  в сети обстоятельств, и чем сильнее сопротивляешься, тем сильнее тебя затягивает.

Как вообще жизнь людей может продолжаться (и даже временами быть приятной),  несмотря  на  войны, опасности, катастрофы, ошибки, преступления, болезни - всю эту непостижимую сеть обстоятельств?

И тем не менее животные рождаются, радуются, совокупляются, продолжают род, в пику обстоятельствам.  Умирают, ни о чем не жалея.

Человек рождается с надеждами.  С детства он мечтает о подвигах, о счастье, не верит в смерть, самонадеянно готовится к бессмертию.

Он придумывает религии, обещающие бессмертие, и начинает в них верить.
Но сомнения гложут его. Это отравляет ему жизнь.

Связанный пуповиной с жизнью,  он видит конечность своей жизни, свою личную смерть,  и не может согласиться с ней.

Но с течением жизни он успокаивается на мысли, что после него придут другие,  возможно даже лучшие, чем он, и жизнь продолжится.

Возникает желание оставить что-то стоящее.  Нечто, что придаст сил потомкам,  будет иметь для них смысл, возможно украсит их существование. (Ван Гог: "Я оставляю картины в награду за то, что был рожден")

Оглядываясь назад мы видим художников, ученых, поэтов, творящих наперекор судьбе, создающих нечто, что живет после смерти, что поддерживает нас в тяжелую минуту.   Назову это «Красотой».  В ней угадывается бессмертие.

Но это исключение из правил.  Большинство людей оказываются жертвами обстоятельств.  Многие ли видели за свою жизнь настоящих творцов?

Жизнь коротка. Несколько писателей, книг, картин – их можно пересчитать по пальцам – поражают наше воображение, остальные остаются за непроницаемой стеной – невостребованные, непонятые, ненайденные.

Так мы и идем по жизни, схватывая на лету что попадет под руку, то там, то здесь,  не имея ни возможности, ни времени оценить величие Прошлого. 

Мне скажут: даже великое заносится песками. Пирамиды разрушатся, храмы падут,  картины окажутся под слоем пыли. Стихи забудутся. Придут новые ценности, новые обстоятельства.   Да, но всегда что-то остается.

Красота остается.