Наби Ихья - Иоанн-Креститель

Влад Ривлин
Мечетей, связанных с Иоанном Крестителем, в Палестине по меньшей мере две.
  Одна находилась на территории разрушенной в 1948 году арабской деревни аль-Мазарийя? в 15 км. от города Рамла.
Это хорошо сохранившийся, пожалуй, даже наиболее уцелевший мавзолей римской эпохи на территории бывшей подмандатной Палестины, приблизительно второго-третьего веков нашей эры.
  От этого мавзолея и происходит название деревни аль-Музарийя - в переводе с арабского слово "мазар" означает мавзолей, усыпальница или место поминовения.
  До 1948 года этот мавзолей являлся мечетью наби Ихья(Яхья).
  А наби Ихья в мусульманской традиции, это никто иной, как Иоанн Креститель.
  О том, когда мавзолей был превращён в мечеть, можно только предполагать.
  Возможно, мечетью мавзолей стал в рамках политики Салах ад-Дина, который не разрушал древние строения и не преследовал поклонников других религий и культов, а вместо этого наделял уже существующую святыню атрибутами Ислама.
  Мне эта версия представляется наиболее вероятной.
  Однако остаётся непонятным, на каком основании Салах ад-Дин определил, что этот мавзолей является местом погребения Иоанна Крестителя.
   Внутри мавзолея две могилы - мужчины и женщины.
  Если судить по сооружению - приблизительно четыре с половиной метра в высоту и десять в ширину, то можно предположить, что похоронен здесь либо римский сановник-патриций, либо богатый купец со своей женой.
  А Иоанн Креститель был аскетом и не был женат.
  Впрочем, это противоречие не исключает версии о том, что именно в этом мавзолее, согласно местной легенде, Иоанн-Креститель был погребён после казни. Хотя, в соответствии с исламской традицией, голова Иоанна-Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске.
  Во всяком случае, деревня аль-Музарийя имела очень древнюю историю и была заселена как минимум начиная с эпохи римского завоевания Палестины.
  Ну а что касается мавзолея, то его история вообще удивительна прежде всего тем, что он сохранился почти нетронутым до наших дней, пережив все войны.
  Деревня аль-Музарийя прекратила своё существование в ходе первой арабо-израильской войны 1948 года и от неё не осталось следов кроме двух почти разрушенных домов.
  Мавзолей же какое-то время, сразу же после образования государства Израиль, использовался израильской армией в качестве мишени для учебных стрельб но, выстоял.
 
  Другая мечеть наби Ихья находится в самом центре арабской палестинской деревни Себастия, что в 12 км. от Наблуса.
Эта деревня является общепризнанным в Христианстве, местом захоронения Иоанна Крестителя.
  И именно здесь, согласно местной легенде, Иоанн Креститель содержался в заключении и был казнён.
  Эти два утверждения оспариваются историками на том основании, что в книге Иосифа Флавия в качестве места заключения и казни Иоанна Крестителя названо другое место.
  Но Иосиф Флавий не был современником тех событий и свои сочинения писал намного позже.
  Поэтому других веских аргументов против данных утверждений, нет.
  Иоанн Креститель погребён в Себастии не один.
  Во дворе мечети, под небольшим куполообразным зданием, находится небольшое кладбище, а точнее - шесть могил.
  Кроме Иоанна Крестителя здесь покоятся пророки Елисей( в иудаизме - Элиша, а в исламской традиции - Аль-Яса, и Обейд (в иудаизме - Овадия, а в православии - Авдий)
  Кто погребён в трёх других могилах - неизвестно и вот этот вопрос не менее интересен чем то, что нам известно.
  И тут ключом к разгадке может служить богатая история самой деревни.
  Наби Аль-Яса - Елисей, умер в Самарии, согласно христианской традиции.
  Себастия же стала называться Себастией только начиная с Ирода Великого, который, согласно Иосифу Флавию, и дал нынешнее название этой деревне в честь римского императора Августа.
  Себастия по-гречески имеет тот же смысл, что и Август на латыни.
  А до Ирода Великого, эта деревня в Самарии называлась Шомрон.
  Первоначально это был еврейский город, руины которого ныне находятся на территории арабской деревни Себастия.
  Название деревни происходит от ивритского корня "шомер(шемер)", из которого в языке иврит образуется всё, связанное с охраной - от сторожа, до консервантов и консерваторов.
Благодаря местоположению древнего города вблизи столицы древнего Израиля - Шхема, можно предположить, что Шомрон задумывался как цитадель на пути к столице.
  Еврейское название Шомрон в греческой транскрипции звучит как Самария, поскольку в греческом языке не было ивритской буквы "шин".
  Итак, деревня была переименована, а провинция с одноимённым названием, находящаяся ныне в составе Палестинской Автономии, сохранила своё прежнее название.
  И вовсе не исключено, что события, о которых в Библии говорится как о происходивших в Самарии, имели место не в провинции Самария, а именно в деревне Себастия.
  Впрочем, в равной степени возможно и обратное.
 
  Но в любом случае, путаница в данном вопросе весьма вероятна.
  В любом случае, с Себастией-Шомроном-Самарией связаны имена не только пророков Елисея, Авдия и Иоанна-Крестителя, но также Иустина-Философа и святого апостола Филлипа, обратившего здесь в Христианство Симона-волхва - местного кудесника, считающегося основателем секты симониан.
  И в любом случае интересно было бы узнать имена тех, кто были похоронены рядом с тремя пророками по версии Ислама.
  В 361 году последний римский император-язычник Юлиан Второй, прозванный христианами Отступником, приказал уничтожить останки Иоанна-Крестителя и двух пророков, что и было исполнено.
  Однако согласно христианской традиции, местным христианам удалось спасти часть святых мощей, которые сохранились до наших дней в Себастии.
  На месте погребения Иоанна-Крестителя и пророков Елисея и Авдия в византийскую эпоху была построена церковь, которую в 1160 году крестоносцы переделали в католический собор. А спустя двадцать семь лет, Салах ад-Дин изгнал из Себастии крестоносцев и по его приказу церковь была переделана в мечеть.
В таком виде сохранилась до наших дней.
Что касается Салах ад-Дина, то похоже его гораздо больше интересовали вопросы государства, нежели точное расположение захоронений. Да и Ислам, судя по всему, был для него чем-то гораздо более масштабным, нежели только усыпальницы и мощи пророков. 
Ведь именно Салах ад-Дин обнаружил могилу библейского Моисея, хотя в Пятикнижии-Тоурате о месте погребения пророка Мусы(как Моисея называют в Исламе) не сказано ни слова.
Салах ад-Дину место погребения Мусы-Моисея было указано самим Господом во сне.
В случае же с местом погребения Иоанна-Крестителя, Салах ад-Дин не стал превращать этот вопрос в яблоко раздора и позволил каждой деревенской общине остаться при своём убеждении.
Впрочем, это только предположение.