Листая старый альбом... Глава 3

Карин Гур
                Глава 3.

     Что такое она говорит?
     Жидовка?

     Вспоминаю наш 4-ый «А» класс. С нами учатся три девочки  и два мальчика, включая Мишку, евреи, их обзывают «жидами». Это некрасивое и обидное прозвище. Бабушка растолковала очень понятно: «унижающее человеческое достоинство».
     Но я тут причём? Дедушка Савицкий – русский, бабушка – украинка. Я – Вера Александровна Савицкая, значит, наполовину русская, наполовину украинка…
     Байстрючка?
     Киевский Подол, улица, это известно всем, лучшая школа жизни, «мои университеты». Она даёт ответы на все наболевшие вопросы. Просвещает, как делают детей, кто богатый, а кто бедный и почему буржуям скоро придёт капец.
     Дрюха и Стёха, сыновья близнецы нашей дворничихи, похожие на дохлую моль, белобрысые и прозрачные. Их называют немецкие Байстрюки. Пишу с заглавной буквы, так как долгое время считала, что это их фамилия. Но когда количество этих самых «Байстрюков» начало вокруг нас расти и множиться, я обратилась к Мишке за разъяснением.

     Скамеечки у дома были заняты бабульками и мамочками с колясками. Мы отправились на детскую площадку и, втиснувшись в старую перекошенную карусель,  грызли семечки.
     - Значит, так, - сказал он, сплёвывая шелуху, - ты Шевченковскую Катерину читала?
     Я сморщила лоб, изобразив умное лицо:
     - Читала, только давно, не помню…
     - Врёшь.
     Он продекламировал:
     Кохайтеся, чорнобриві,
     Та не з москалями,
     Бо москалі — чужі люде,
     Роблять лихо з вами.
     Москаль любить жартуючи,
     Жартуючи кине;
     Піде в свою Московщину,
     А дівчина гине.  * -

     Поняла? Москаль сделал ей ребёнка и смылся. Этот ребёнок и называется байстрюк.
     - Ага… А кто это москали?
     - Это… Ну, которые из Москвы.
     - А… Так нашей дворничихе москвич сделал близнецов и смылся? А почему «немецкие»?
     - Дура, дай ещё семечек. Немцы, которые в Киеве были, сделали ей детей и удрали. Понимаешь…
     - А что потом с ней случилось?
     - С дворничихой?
     - Нет, с Катериной?
     - Утопилась, в ледяной воде.
     Странные эти женщины. Что, нельзя было до лета подождать пока вода нагреется.

     Как всё в жизни не просто.

     Вернёмся в коридор нашей коммуналки.
     Я пыталась осознать, почему это я «байстрючка жидовская» и какой такой москвич меня сотворил. Ответа нет.
     Клавка допустила стратегическую ошибку. Забыла, что "враг не дремлет". Из кухни выскочила бабушка. В волосах - бумажные папильотки, в левой руке - папироса, в правой – секач, которым бабушка рубила мясо на голубцы. Размахивая секачом, как знаменем на баррикадах, она приближалась к Клавке:
     - Ты чего тут мелешь, подстилка фашистская? Да я тебя уничтожу, только рот раззявишь.
    На шум выскочила Зинка. Как она только услыхала?
    - Если кого из Глузманов хоть пальцем тронешь, я тебя засажу на Колыму, поняла? Я – коммунистка с 1917 года, у меня есть медаль «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ», мне лично товарищ Молотов ручку жал. Поняла ты, к..ва недобитая? Поняла, я тебя спрашиваю?
    Клавка пятилась к стене, прикрываясь мешком, глаза её испуганно лезли на лоб.

    В коммуналке установилось холодное перемирие. Мишка с облегчением покинул вечерний пост у маминых кастрюль и вернулся к своему любимому занятию – чтению книг. Под дверью Глузманов перестали появляться по утрам дохлые мыши. Клавка отлавливала их, расставив  по всему дому мышеловки с кусочками жёлтого сала.

    Казалось, всё забылось. Но я не забыла, обида требовала мести.  План был изощрённый. Выскользнув утром, пока все ещё спали, на лестничную клетку, я сунула мышеловку в мешок с заготовками. Спустя час всех разбудил истошный вопль Клавки.
    Мама у меня строгая, но справедливая. Вначале выслушала мои объяснения, а затем всыпала, как следует, по заднице дедушкиным ремнём, приговаривая:
    - Ты ей чуть пальцы не переломала. А она шьёт и этим зарабатывает на кусок хлеба себе и Зине. Так не поступают советские пионеры. Стыдись, Вера.
    Я молчала, терпела.
    Бабушка заступилась за меня.
    - Ладно, Света, кончай экзекуцию, девочка всё поняла. Клавка сама напросилась.

Продолжение:
http://www.proza.ru/2016/09/08/1332

* - 
Чернобровые, любитесь,
Да не с москалями,
Москали — чужие люди,
Глумятся над вами.
Позабавится и бросит —
Поминай как звали.
А дивчина погибает
В горе да в печали.
   
Перевод М. Исаковского.

07.09.2016