Шкатулка из чёрного дерева

Эмма Татарская
                Все совпадения случайны.
   
  Замок открылся бесшумно.
 Он тихо - специально надел старые кеды, проник в квартиру. Методично стал обследовать шкафы, тумбочки. Мебели было мало, обстановка скудная - видно, что здесь живут не богачи.
 Шкатулки нигде не было.
 - Что вы ищете, молодой человек? - услышал он, вздрогнул - в это время в квартире никого не должно быть! Резко повернулся.
 Её невозможно было назвать старухой - красивая, высокая причёска седых в голубизну волос, белая блузка с брошью под горлом, юбка из тяжелого шелка до пола.
  Дама опиралась на трость, вполне соответствующую её наряду. Трость резная - произведение искусства.
 Какое-то время они молча смотрели друг на друга. Она смотрела спокойно - очевидно, в этом возрасте уже ничего не боятся.
 - Я ищу то, что принадлежит моей матери, шкатулку из черного дерева, отделанную позолотой, на крышке вензель её бабушки.
 - Так. Давайте поговорим. Садитесь, - они сели за стол напротив друг друга.
 - Как вас зовут?
 - Михаил Элихов.
 - А я Анна Дмитриевна Элихова. Значит мы родственники. Как вас по батюшке?
 - Всеволдович.
 - Значит ты сын Севочки. От какого же брака? Впрочем, ты можешь не знать. Как зовут твою матушку?
 - Мария Васильевна.
 - Машенька. Это третий брак. Это она тебя послала?
 - Нет, если она узнает, будет нервничать, а ей нельзя - недавно был инсульт.
 - Такая молодая и инсульт... Она ходит?
 - Нет, передвигается в кресле, но недавно восстановилась речь. Она стала часто вспоминать эту шкатулку и даже плачет. Я звонил женщине, которая здесь живёт, но она не захотела разговаривать.
 - Это Нина - четвёртая жена Севочки.  У него пятеро детей от четырёх браков.
Не может долго жить с одной женщиной - влюбчив очень. Он талантливый архитектор, востребованный. Сейчас живёт в Америке. Начал новый отсчет - снова женился. Знаю, что нуждаетесь - Сева не помогает никому.
   Миша мог бы рассказать, как он с десяти лет помогал в мастерской, мыл стёкла у машин, разносил газеты с рекламой, но не стал ничего говорить.
 - Я пришлю для Машеньки хорошего врача, он поставил меня на ноги иглоукалыванием после инсульта. Мою квартиру Сева продал, переселил меня сюда. Деньги есть, я оплачу врача. Маша мне нравилась - красивая, образованная, из хорошей семьи.
 Что ему надо ловеласу? Но, как говориться -  не суди, да не судим будешь.
Я старшая сестра его отца, извини, не представилась.
Ну, ищи своё сокровище. Скорее всего, она на антресолях. Бери стремянку и полезай. Странно, почему она не взяла её, когда уходила? Наверно, очень спешила - это было бегство, когда она узнала об измене.

   Шкатулка довольно быстро нашлась. Миша протер её рукой и поставил на стол.
Она была хороша. Сейчас таких не делают. Изящной формы, на маленьких резных ножках, отделана позолоченным кантом, на крышке замысловатый вензель, тоже позолоченный. Закрывалась на хитрый замочек, нужно было нажать маленькую кнопочку.
   В шкатулке лежали всякие милые безделушки: бусы из искусственного жемчуга и такой же браслет, маленькая куколка в шляпке с вуалью и с крошечной сумочкой.
На дне шкатулки пожелтевший листок бумаги, с какими-то стихами.
 - Ну, неси своё сокровище, может, мама обрадуется. Напиши мне свой адрес, я пришлю врача и массажистку.
Миша всё записал, попрощался и ушёл.
   А она ещё долго сидела неподвижно - вспоминала.
Воспоминания цеплялись одно за другое, и плохие и хорошие. Плохих почему-то было больше - видно то, что причиняет боль, дольше помнится.

  Мать спала в кресле. Он поставил шкатулку на стол и хотел уйти -  пора на работу.
Но мама проснулась, увидела шкатулку, обрадовалась.
  - Как ты смог её получить?
  - Анна Дмитриевна мне отдала. Она пришлёт хорошего врача, он поможет тебе.
  - Она хорошо ко мне относилась. Ещё жива... ей в этом году сто лет!
 Мама открыла шкатулку, достала желтый лист бумаги, развернула, усмехнулась.
 - Это его стихи. Он написал мне их, когда  любил меня. Мотылёк! Странно, что я всё ещё люблю его.
  Знаешь, после инсульта, я несколько дней была не в себе. И мне приснился сон, вернее сказать, я вспомнила во сне, что дедушка написал на втором дне шкатулки номер счёта на предъявителя, в Швейцарском банке. Давай попробуем найти замочек, чтобы открыть этот тайник.
  Они долго крутили ножки, нажимали кнопочки, и уже отчаялись, как вдруг, шкатулка с тихим скрипом открыла второе дно. Там действительно, мелким почерком, едва заметно, были написаны какие-то цифры и буквы.
 - Ну вот сынок, оформляй визу, езжай, может, нам наконец, повезёт.
 - Если всё получится, я повезу тебя лечиться у лучших врачей. Ты встанешь, мама!
И ещё будешь счастливой! Встретишь хорошего человека и забудешь этого... мотылька.