Несколько слов о жанрах - Владимир Сандовский

Ящик Инструментов
 
http://www.proza.ru/2012/08/02/1527

   Творчество писателя находит своё выражение в определённом литературном Жанре.
Термин Жанр происходит от французского "genre" — род, вид. Это понятие возникло в 16 веке, для обозначения поэтических сочинений, намеченных ещё в поэтике Аристотеля.

В современном литературоведении термин Жанр употребляется в различных значениях.
Одни литературоведы Жанром называют исторически сложившиеся литературные роды, — их всего лишь три: Эпос, Лирика, Драма.
Другие под термином Жанр понимают литературные виды, на которые делится род. Такое понимание является сегодня самым распространённым. Каждый род в разные исторические периоды развития литературы объединял конкретные литературные виды.

Род Эпос включает следующие Виды жанров: эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот.

Род Лирика включает: эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, эклога, песня, романс, послание, элегия, дума, гимн, дифирамб, ода, мадригал, канцона.
Род Драма — трагедия, комедия, драма.

Отсюда, все популярные современные жанры (роман, повесть, рассказ, очерк) попадают в род Эпос.

В род Лирика попадают все поэтические творения современных поэтов.
В род Драма смело можно отнести все современные пьесы и киносценарии.
 
Ещё одно важное замечание.
В чистом виде литературных Родов не существует. Эпические жанры некоторыми своими особенностями пересекаются (смешиваются) с другими жанрами. Например, с драматическими. Эпос и Драму сближает сюжетность, обилие диалогов, ролевое действие героев и персонажей.

Несмотря на различия в конкретном понимании термина, под Жанром всегда понимается повторение в литературных произведениях явного сходства приёмов описываемых явлений. А так же повторение аналогичности и единства композиционной структуры.

Рассказ всегда краток (короткая история, пересказ события или факта). Имеет два-три главных действующих лица и быстрое развитие сюжета. Заканчивается ударной фразой или резюмирующим событием. В рассказе различают малую форму или большую (близкую к повести).

Повесть — повествовательное описание хроникального сюжета. Весть о каком-то событии. Как правило, один главный герой, вокруг которого происходит событие (сюжетная линия одна, других нет). Время действия ограничено небольшим периодом. Окончание повести часто даёт возможность мысленно продолжать её, главный герой может оставаться на распутье жизни, или принять решение, которое даёт импульс для читательской фантазии о будущем героя.

Роман — сложное, не однозначное понятие. Исторически — это произведение написанное на романском языке (латинском, итальянском, французском), несущее принципы рыцарского романа и новеллы. По сути — любовные отношения между мужчиной и женщиной. Очень важная составляющая — нравственное столкновение героя (или нескольких главных героев) с конфликтной действительностью. Часто несколько сюжетных линий, в которых несколько линий главных героев пересекаются в единой (связующей) сюжетной линии. Роман по времени может охватывать несколько лет, десятилетий. Современные авторы часто называют романом объёмную повесть с несколькими героями, но действующими в кратком периоде времени (иногда действие такого романа охватывает всего лишь один день).  В принципе, это допустимо, и говорит о том, что Жанр романа эволюционирует.

Тем не менее, каждый литературный Жанр имеет (и должен иметь) своё лицо, легко узнаваемое читателем.

Помимо Рода и Вида (применительно к Жанру) существует и третья жанровая категория — Жанровая Форма. Эта третья жанровая категория и является наиболее конкретной.

При характеристике Жанровой Формы учитывается тематическое своеобразие содержания произведения и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемых событий и образов (сатирический роман, лирическая комедия, повесть-сказка и т. д.) Каждой такой Жанровой Форме свойственны выбранные автором специальные приёмы художественного воплощения.

В отличие от Рода и Вида, Жанровая Форма оказывается наиболее изменчивой. В литературе происходит постоянная смена индивидуальных "жанров", т. е. Жанровых Форм, Жанровых Разновидностей. Эта неустойчивость Жанровых Форм вызвана тем, что развитие культуры (цивилизации) постоянно меняет человеческую личность. От писателя меняющаяся жизнь требует постоянных поисков новых путей эстетического познания жизни и словесного изображения её реалий.

Так, например, появилась уникальная авторская Жанровая Форма произведения "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова (сочетание романтизма, волшебной сказки, мистики, философии, бытовой и социальной сатиры, проблемы личности и творчества личности). Но какой бы ни была та или иная Жанровая Форма, в ней обязательно присутствуют особенности одного из трёх родов с их различными видами.

Формирование новых жанровых разновидностей и определяет эволюцию Родов и Видов в литературе. Задача литературоведа в том, чтобы найти исходную форму-образец, от которой берёт начало индивидуальный авторский жанр. А задача современных авторов — понимать и чувствовать "родословную" каждой Жанровой Формы и умело использовать её в своём творчестве, либо умело объединять разные Жанровые Формы вокруг одной, центральной, ведущей. Без конкретного Жанра нет конкретной литературы.

-------------------------------
Примечания автора:

Статья писалась на базе советской школы. В описанной мной краткой классификации нет жанра "Новелла" (её обычно приравнивали к Рассказу). Нет ничего о жанре "Фантастика" (сейчас она меет множество поджанров). Описание жанра "Роман" тоже требует уточнения (с учётом современности).

Владимир Сандовский
http://www.proza.ru/avtor/vsandovsky