Про поздний виноград

Игорь Паркентский
Поздний виноград, горячая лепешка и топленое масло с черным чаем – на завтрак, это
самое мощное воспоминание из моего детства.
Только не потому, что это еще  и божественная пища.

Наша пятиэтажка присоседилась к «байскому дому», так мы называли узбекское семейство, чьи постройки еще не снесли. У них были коровы, бараны, разная птица.
Несчастные баи держали и резали коров для  продажи мяса, у них покупали молоко и топленое масло.

Они вкалывали день и ночь - эти баи!

Ташкентцы помнят это место - справа, не доезжая одну трамвайную остановку по маршруту 13 трамвая в сторону магазина Светлана и памятника М.Горькому…
Ну как же, вы должны знать это место, рядом там жил и искренне дружил со мной Талгат.. Талгат Нигматуллин, тот самый…
Мда.. давно снесен памятник Буревестнику; что такое трамвай, - через пару лет малышня будет задавать этот вопрос и никто не установит памятную доску на этом доме, где жил Талгат...
Так вот, эта байская семья в скорости, достойно пережила с нами последствия землетрясения - апрель 1966г., мы тогда все перешли жить в палатки, оТцы с охотничьими ружьями охраняли наш покой и квартиры. Мразь активизировалась. И это правда!

Однако – первый обед и ужин землетрясенцам (т.е. нам) был совершенно бесплатно представлен нашими соседями- баями… На следующий день землетрясенцы уже сбрасывались и почти месяц ели из одного казана. Не пускали нас в квартиры- трясло, да и газ в квартирах был отключен…

То, что сделала трудолюбивая «байская семья», осталось у меня в памяти на всю оставшуюся жизнь, - уважение к славному и доброму узбекскому народу. Но это не всё…

Малика…

Дочь бая, плотного телосложения, одета невероятно чисто, добрые глаза…
Мы, пацаны, её боготворили. Человек- магнит. У неё всегда были горячие лепешки, она угощала нас. Да и семечки она продавала, или тоже угощала…

У баев был большой виноградник. Каких только видов там не было…
Я часто задумывался о том, мне так казалось, что больше всех она любила меня и это была моя тайна..
Малика постоянно, до семи утра, приносила нам на завтрак виноград, включая поздний, топленое масло и лепешки…
Позже, я узнал, что она приходила почти ко всем в доме и всех она также,  как меня, любила!

Ей не было и 20 лет,- она умерла быстро, камни в почках. В это время уже срывали поздний виноград...

На похоронах был весь наш легендарный дом и почти весь мир…
Все ревели, все…

Вечером я осознал, что мое детство закончилось. Добра больше не будет никогда!!!
Я порвал все свои сказки, вынес на помойку все свои игрушки, все…

Покупая поздний виноград, я всегда вспоминаю свою Малику и байский дом...