Что мы знаем о русских пиратах?

Милла Синиярви
Очень мало. Почему русские морские разбойники не вошли в мировую историю, как, например, скандинавские викинги или французские корсары, или более современные нам сомалийские грабители? Разве у нас не было частных лиц, способных контролировать морские пути?

Россия сильна своим флотом. До Петра, создавшего его, и выведшего Российскую империю в Европу, освоение современной Балтики проходило не без участия славян, наших предков.

Посмотрим на историю с точки зрения лингвистики. Возьмем финские слова, сохранившие следы освоения водных путей как славянами, так и их соседями, финскими племенами.

Lautta - ”паром” - восходит к финскому ”доска”, родственно русским словам ”лот”, ”плот”, ”лодья” (в Новгородском произношении), ”лодка”, а также ”лад”. Древнейшее слово, возникшее в финском языке до 2500 года до нашей эры, отражает славяно-балтийское взаимодействие. Возможно, оно идет еще со времен праславянского языка. Русские слова ”ладно”, ”ладушки”, ”оладушки”, имя богини любви и домашнего очага Лады, - все это связано с доской, со словом ”лаута”.

Некоторые ученые ведут происхождение финских ”морских” слов от немецких (герм. Flauta трансформировалось в финское lautta), признавая все же балтийское влияние как на славянский, так и на финский и другие балтийские языки.

Другие лингвисты ”роют” глубже. Слово ”лайва”, что означает в современном финском ”корабль”, по мнению финского исследователя Тойвонена восходит к мордовскому, ближайшему родственнику из общей финно-угорской языковой семьи. Мордовское ”лув”, что означает деревянную удлиненную посудину для лошадиного водопоя, по своей форме напоминающую выдолбленную лодку, в финском это ”сейми”, а в русском ”корыто”, возможно, было пракорнем слова ”лайва”. Напомним, что корыта изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревна отделывали и выдалбливали с плоской стороны. На Руси корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Эту теорию подтверждает и то, что литовское слово lovys, что означает ”корыто”, а так же славянское ”хлев” - все из одной истории, когда индоевропейские и финно-угорские племена тесно взаимодействовали в Балтийском регионе.

Более поздние, но тоже восходящие к морской тематике, финские слова ruuhi (лодка из цельного дерева), vene (лодка), purje (парус, слово по некоторым исследованиям восходит к нашему ”буря”), airo (весло) и многие другие отражают историю освоения финскими племенами (в первую очередь племенем ЕМЬ) Финского залива, Ладоги и Невы, а также Волжского пути ”из варяг в греки”.

Древние торговые пути сохранились в названиях и археологических находках на территории Финляндии и Карельского перешейка. Самые известные места стоянок древних мореходов – Koroisten saari Aurajoessa остров Коройнен  — один из районов города Турку. Люди поселились на берегах реки с названием Аура (на старошведском - ”водный путь”) около 6000 лет назад, если не ранее. Rikala Halikossa – стоянка викингов недалеко от города Сало, Puotinkylа в Хельсинки – историческая часть в районе Хельсинки, Viipuri - Выборг, Tiurinlinna в Ряйсяля - Тиверское городище (Тиверский городок, Тиверск, фин. Tiurinlinna) — остатки древнего укреплённого поселения карелов и новгородцев. Расположено примерно в 4 км южнее посёлка Васильево (Приозерского района Ленинградской области) на берегу Вуоксы.

Новгород Великий был торговой точкой, вокруг которой формировались не только славянские, но и карельские поселения. Город был многоязычным, об это свидетельствуют берестяные грамоты в том числе.

По Ореховскому мирному договору 1323 года западная часть Карельского перешейка и соседняя с ней область Саволакс отошли к Шведскому королевству, восточная часть перешейка с Корелой (сейчас Приозерск) осталась в составе Новгородской земли.

Все раннее средневековье отмечено борьбой за добычу. Вот когда процветало пиратство! Многочисленные разбои отразились в Калевале, в скандинавских сказаниях. Например, о знаменитом викинге Иваре Видфаммене (Ivar Vidfammen). В 8 веке он привел несколько боевых лодок в Карелию (Kyrialabotn), как определили ученые, в устье Невы, подверг грабежу и разбою местное население.

Вот несколько фактов из летописей.

1143 – карелы на боевых ладьях выступили против еми, в результате набега потеряли два корабля.

1187 – карельско-эстонский флот прибыл в Швецию, разграбил и сжег город Сигтуна.

1228 – племя емь вторглось в Новгородские владения и разграбило поселения на Ладоге.

Ну и конечно это многочисленные крестовые походы, когда мечом крестоносцы насаждали христианство.

Средневековье -  время ушкуйников, самых настоящих пиратов. Есть разные гипотезы происхождения названия. Некоторые ведут его от финского глагола uida ”плавать” или от карельского прозвища Ускалов, что произошло от финского слова «смелый». Другие приводят поморскую версию, по которой слово является тем же самым, что «ошкуй» — полярный медведь. В любом случае учеными установлен факт, что карелы были на службе Великого Новгорода в качестве боевой дружины, использовавшей свои суда под названием ушкуй или uisko.

Был еще второй тип плавсредства – haapio. Лодка традиционно использовалась финно-угорскими племенами, вепсы умеют строить такие лодки и сегодня. Рыбаки управляли лодкой с помощью одного весла. В русской интерпретации это долблёнка, гребная, реже со съёмной мачтой лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Самые ранние археологические свидетельства использования долбленых судов-однодревок в Древней Руси найдены в Старой Ладоге, 8 век.

Не забудем и про боевую лодку, которую использовали викинги. Корабль строился из дуба, обладал одним парусом, имел длину 23,5 метра, ширину 3,3 метра, количество весел на каждой стороне – шестнадцать, количество человек в команде – семьдесят. Такого же типа была лодка под названием ”церковная”. На ней крестьяне добирались на церковные службы с островов и мысов.

К вооружению ученые относят стрелы, мечи, копья, боевые топоры (секиры). В облачение воинов и пиратов входили защитный щит, шлем, кольчуга.

”И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных...”
Вот так и выглядели скорее всего те самые древние пираты, о которых мы знаем очень мало.

Следующая страничка истории расскажет о Ганзе.

На фото корыто для лошади или сейми.