Ты моя мама? Глава 29. Мы уезжаем

Вера Демидова
       Тогда меня сподвигли на такое решение страх и надежда. Страх наследственных заболеваний – хотелось серьёзно обследовать ребёнка, страх появления родной матери или раскрытия этой тайны.
 
       Возможность была, и мы приняли такое решение. Моё условие было – российское гражданство у сына должно быть сохранено. Где бы он ни вырос, во взрослом состоянии он должен сам решать вопрос о своём гражданстве и стране проживания.
 
       Тогда же решали мы.

       Провожали нас тепло. Воспитательницы говорили:

       – Жалко, что уезжаете. Такой мальчик хороший, а как вспомним, какой он пришёл... Минуты не мог усидеть на месте...

       Эта фраза станет просто классической. Она будет звучать каждый раз, когда мы будем с кем-то прощаться.

       Кажется, здесь, в совершенно другой стране, я ещё лучше стала понимать ситуацию, в которой оказался ребёнок, когда мы его усыновили.
 
       Пусть там, в нашем сибирском посёлке, всё было беднее и проще, но оно было своё и родное, знакомое до мелочей. Здесь всё было не так.
 
       Я думала о Саше, когда стояла на остановке и передо мной уходил трамвай, а я не знала, как открыть у него дверь. Вот так и сын из одного, знакомого и привычного мира, попал тогда в совершенно «другую страну».

       Уже через месяц после переезда мы назначили визит к врачу, чтобы обсудить проблемные вопросы, связанные со здоровьем и развитием ребёнка.
Перед визитом требовалось ответить на вопросы, дающие врачу информацию о ребёнке. Вопросы стояли примерно такие: когда научился ползать, стоять, ходить, сказал первые слова, отказался от соски, памперса... Как проходила беременность?
 
       Естественно, на эти вопросы мы не могли ответить и вновь нашу тайну пришлось раскрывать...

       Врач оказалась очень внимательной, беседовала с нами часа два. От неё мы получили ответы на многие  интересующие нас вопросы.
 
       Оказывается, если ребёнка не кормит грудью мать и он в первые месяцы жизни не ощущает рядом её тело, это отражается на развитии среднего мозжечка, который впоследствии отвечает за мелкую моторику.

       Вот и понятно стало, почему переливается жидкость через край, роняются мелкие детали, раскрашивать трудно.
 
       То, что Саша был постоянно весь в синяках, натыкаясь и ударяясь об углы мебели, ограждений, она тоже объяснила. Это было просто удивительно, как он умудрялся удариться о столб, проходя мимо. Многих это раздражало. Как можно столба не заметить?
 
       Оказалось, что это результат того, что с ребёнком мало играли в возрасте до года в игры, подобные этим: «Покажи носик! Ушко! Глазки...»  Поэтому он не чувствует достаточно своё тело (границы?).
 
       То, что касалось интеллекта ребёнка, уже не вызывало никаких проблем. С остальным было сложнее. Теперь цель была подготовить Сашу к школе.

       Тревогу вызывала его мелкая моторика. Несмотря на то, что он много рисовал, раскрашивал, резал, собирал «Лего» и каких только занятий  мы не придумывали, по-прежнему ему сложно было раскрасить картинку, не выступая за грани, многое ронял из рук, переливал напитки через край стакана.
 
       Это раздражало многих, и часто звучали недовольные голоса:
 
       – Аккуратнее! Смотри, когда делаешь.
 
       В душе было очень жаль Сашу, только жалость плохой помощник, надо было что-то делать.
 
       Решение пришло неожиданно. Случайно прочла, что фехтование очень эффективно для развития мелкой моторики. Заинтересовать ребёнка было несложно, рассказав «ненароком» о доблестных мушкетёрах. Кадры из фильмов и мультфильмов увлекали, и мы идём записываться в фехтовальный клуб.
 
       Так начались занятия спортом и еженедельные тренировки. Костюм и рапира сыну нравились очень, а с многочисленными упражнениями, тренирующими быструю реакцию и попадание в цель, было сложнее. Приходилось хвалить и восхищаться каждой мелкой удачей.
 
       В клубе мы продержались около двух лет, и этого оказалось достаточно. Когда я пришла в школу на первый разговор с учительницей и услышала, что Саша очень быстро соображает – первым на уроках математики поднимает руку, справившись с заданием, и на физкультуре лучше всех попадает в цель, я шла домой и плакала.
 
       Слёзы сами текли из глаз, прохожие оглядывались, а я испытывала огромное чувство радости и гордости за сына. Это была победа! Постоянные опрокидывания стаканов, переливания через край и падения предметов уходили в прошлое, занятия спортом продолжались.

       Вторым направлением этих занятий стало плавание.

       В Германии врачи смотрели на нас с большим удивлением:
 
       – Рахит? В наше время?

       К врачам приходилось обращаться по-прежнему часто, так как простуды и бронхиты сопровождали нас постоянно.
 
       Вот тогда и появилась идея записать Сашу на плавание. Курс по обучению плаванию продолжался два месяца, затем дети вступали в спортивный клуб и тренировались.
 
       К воде у нас было особое отношение. В четыре года ребёнок впервые оказался на пляже. Никакого представления он, естественно, не имел и в водоёме более ванны не купался.
 
       Он с радостью сразу побежал в воду, не понимая и не думая, что там может быть глубоко. Держать за руку приходилось и здесь. От переизбытка чувств и впечатлений сын совершенно ничего не слышал и не реагировал ни на какие слова.
 
       Вторым опытом оказался бассейн в санатории. Чаша бассейна была рассчитана на детей – глубина около метра. Детки весело в нём купались.
Саша с восторгом вошёл в воду, подпрыгнул и, не удержав равновесия, упал животом вниз. Достаточно долго барахтался под водой, пока удалось вновь стать на ноги и тут же свалился в воду, теперь уже на спину.
 
       Пришлось прямо в одежде прыгать в бассейн и его доставать, так как я побоялась, что ребёнок уже долго под водой находится.
 
       В новом клубе занятия проходили интересно и увлекательно. На двадцать  детей в группе было пять тренеров. Скамеечки подогревались. Вода тёплая. Над чашей бассейна в красивой драпировке висели сети с морскими звёздами, водорослями, и завершал всю композицию Нептун с трезубцем.

       После первого посещения бассейна появился насморк. Врач посоветовал не прекращать занятия, и я, скрепя сердце, вела ребёнка вновь и вновь, постоянно вытирая ему нос и утепляя на улице.
 
       Учили плавать, играя с детьми. Держаться на воде Саша научился довольно быстро, а плыть не мог. Опять подводила слабая спина и руки. Через два месяца все дети из группы научились плавать и переходили тренироваться в клуб, а Саша не мог.
 
       Тренеры с опущенными вниз глазами нам объясняли, разводя руками:
 
       – Всё делает правильно, но не плывёт. Стоит на месте.

       Для нас всё было понятно: не хватает силы в руках, чтобы плыть.
Объяснять ничего не стали. Записываемся на второй курс.
 
       Сашу очень огорчало, что все дети научились плавать, а он нет. Ещё больше страданий вызвало то, что и после второго курса ситуация повторилась. Ребёнку твердила постоянно, что он самый хороший и любимый для меня, и что плавать он будет обязательно, ещё быстрее многих.
 
       Только во время третьего курса Саша поплыл. Целых четыре метра! Затем восемь, десять и, наконец, двадцать пять!
 
       Сдав этот норматив, подбежал к тренеру. Она похвалила и сказала:
 
       – Молодец! Теперь осталось только прыгнуть в воду.

       Имелось в виду прыгнуть с барьерчика в чашу бассейна и поплыть.
 
       Саша понял буквально, возможно знаний немецкого языка ещё было недостаточно, он прыгнул... и пошёл ко дну.
 
       Всё было испорчено! Теперь появился страх перед водой.
 
       Насморка уже не было, но теперь он горько плакал и просил:
 
       – Мамочка, не надо плавать. Я боюсь

       Уговаривала, как могла. Идём по улице на плавание, и вдруг он остановится, плачет и просит не ходить. Присаживаюсь на корточки, вытираю ему слёзы, а у самой они текут по лицу. Жалко его и обидно, что так достаётся парню, и понимаю, что надо. Уговариваю:
 
       – Болеть не будешь, сильным будешь, я буду рядом стоять, ты справишься, это ошибка просто получилась, ты можешь.
 
       Так и остались в памяти эти походы, он плачет и я, и всё равно идём...

       Только через несколько недель Саша преодолел страх и поплыл. Выполнил нормативы, прыгнув в воду, и, проплыв положенные двадцать пять метров, получил свой значок и нашивку «морской конёк».
 
       Дальше начались настоящие тренировки дважды в неделю, а через год и соревнования. Теперь действительно далеко позади Саши оставались на водной дорожке многие ребята из групп, научившиеся плавать раньше него.

       С тех пор куда-то исчезли простуды и бронхиты, и когда Саша вдруг приболеет в седьмом  классе, врач пояснит просто:
 
       – Ребёнок много лет не болел. Иммунитет снизился. Сейчас улучшится иммунитет, и всё будет хорошо.

       Тогда и вспомню я эти дороги в бассейн и посчитаю. Семь лет – действительно, давно. Фигуры у пловцов всегда хорошие. Особенно это идёт мужчинам. У Саши тоже сформировалась хорошая, крепкая, стройная фигурка. Рахит забыт! И был ли он?

       Дальше последуют серьёзные тренировки, контрольные заплывы и, наконец, настоящие соревнования! Волнений у Саши будет много:
 
       – Как хочется победить и получить настоящую медаль! Смогу ли? Вдруг не получится? Опять не сумею?

       Думаю, что делать? Как поддержать парня? Сама не знаю, откуда это взялось, но, проснувшись утром и собираясь в дорогу, так как соревнования проводились в другом городе, спокойно и уверенно заявляю:

       – Ты получишь сегодня медаль. Я это точно знаю! Ты много и добросовестно тренировался, можешь хорошо концентрироваться, ты сможешь!
 
       Внутренний голос даёт о себе знать:

       – Если не получится с медалью? Что тогда будешь говорить сыну?

       Гоню этот голос прочь – вот тогда и думать буду, что говорить. Сейчас только вперёд! Моя уверенность должна его поддержать.
 
       Соревнования. Косые взгляды соперников по заплыву. Таблицы результатов. Болельщики. Ожидание. Старт!
 
       Саша был первым! Тренер, которая сомневалась накануне, брать ли его в команду (новенький, маленький...), была удивлена тем, что он на шесть секунд (!) лучше имел результат, чем на контрольных заплывах.
 
       Первая медаль получена! Пьедестал! Пусть детский, в начальной школе, но это для Саши имело очень большое значение. За этим стояли годы его труда. Из рахитичного в четыре-пять лет к девяти годам получился здоровый мальчик, подающий хорошие надежды в спорте, как считали тренеры.
 
       Медалей окажется в итоге целых двадцать и на достаточно серьёзных соревнованиях.
 
       Всегда на соревнованиях он будет иметь гораздо лучшие результаты, чем на тренировках. Для меня это означало – у парня есть умение концентрироваться и упорство в достижении цели.
 
       Как мама, я могла дать ему шанс, поддержать. Но тренировал и вырабатывал всё это в себе Саша сам. Жаль, что далеко не всегда люди это понимали.

       На фоне всего происходящего как-то сама собой разрешилась и ещё одна проблема – Саша рос!
 
       Растут, конечно, все дети, но он рос в этом возрасте по пять-шесть и до двенадцати сантиметров в год. По ночам сильно болели ножки (дети растут неравномерно), поэтому к проверкам наличия мамы поблизости добавились бессонные ночи из-за боли. Плохо спалось и от волнения, потому что пришло время идти в первый класс!

Продолжение  http://www.proza.ru/2016/09/03/741