Ты моя мама? Глава 23. Вина

Вера Демидова
       Вина – это ужасное чувство, которое тебя постоянно отбрасывает куда-то назад. Нотки этого чувства, если оно есть у человека, звучат повсюду.
 
       Это постоянно очень сильно проявлялось. Позже, когда Саша будет знать о своей истории, об этом можно будет говорить и пытаться ему помочь. Тогда я не знала, что ему ответить. Интуитивно понимала одно: нельзя это чувство усугублять. Шла даже на конфликты с близкими, которые пытались мне помочь в воспитании, говоря  Саше такие слова:

       – Как тебе не стыдно, такое делаешь. Это нехорошо!

       Я понимала, что ребёнок не может быть виноват в том, что случилось, что от него не зависело. Ну не сам же он по своей воле угодил в детдом и оказался в сегодняшней ситуации. Ну не было возможности научиться вовремя. Ему помогать надо, а не загонять ещё дальше, постоянно подчёркивая, что он что-то делает не так.

       Да, он многое не умел и не знал, по сравнению со своими сверстниками, выросшими в семье. Первые три года жизни детей не случайно считаются самыми важными для их развития.
 
       Один только первый год сколько значит! Такое количество навыков за год мы не приобретаем больше никогда в жизни: учимся улыбаться, сидеть, говорить, ползать, ходить, держаться, брать предметы, кушать... И каждый новый навык ежедневно вызывает огромное количество восторгов, восхищения и любви со стороны всех членов семьи, друзей и знакомых.

       В детдоме всё иначе. Воспитательница заботится о группе деток. Естественно, кто плачет, первый получит бутылочку с пищей, затем все остальные. Надо проследить, чтоб все поели. Смотреть и восторгаться, что сегодня малыш нового сделал, некому.
 
       Вот и сидит в голове ребёнка мнение: другие могут, а я нет, виноват, что не могу. Других хвалят за успех, а меня нет (отсюда желание сделать что-то необыкновенное, обратить внимание!), опять виноват. Мама делает всё возможное для меня, а я считаю её ведьмой – совсем виноват!
 
       Это чувство вины вызывает состояние бессилия, а бессилие порождает злость.

Продолжение  http://www.proza.ru/2016/09/03/687