Всего один вечер

Темиргали Изъящев
            
        То, что я хочу сейчас рассказать, никогда не происходило в действительности. Конечно же, на самом деле я не помню, да и не могу помнить своего деда, ведь его не стало за семнадцать лет до моего появления на свет. Я придумал всё это потому, что в то далёкое и пасмурное время, когда его уводили, никого не оказалось с ним рядом. Друзья отвернулись от него, а из родственников в городе оставалась только тётя, которой было в ту пору восемнадцать лет.

        В тот памятный день стояла на редкость ясная и прозрачная погода. Только что осень отжила свой буйный период, и в природе наступило умиротворённое и кратковременное затишье. С деревьев сквера уже успела облететь листва и теперь лежала плотным, ярким ковром на влажной от прошедших дождей земле.
Их собрали всех в сквере для прощания с родственниками. Тётя тоже пришла, но вдруг, испугавшись чего-то, так и не подошла, а спряталась за дерево. (Ведь она была замужем за братом будущего первого лица республики). Провожающих было мало. Прощались сухо и сдержано, удерживая в себе вместе со слезами веру в их скорое освобождение. Внезапно дали сигнал и колонна двинулась в путь. Из своего укрытия тёте было хорошо видно, как дед, уходя навсегда, с надеждой оглядывался назад, тщетно выискивая в толпе провожающих хотя бы одно знакомое лицо. Тетё было стыдно. Она плакала, но ничего не могла с собой поделать. А он всё смотрел и смотрел, страстно желая увидеть хотя бы одного человека, который был бы твёрдо убеждён в том, что он, один из первых советских учёных-казахов, ни в чём не виновен.

     Звонок. Ещё звонок. Надрывно звенит телефон. Проворно влезая в пиджак, и на ходу поправляя галстук, торопливо беру трубку.
- Эльтерес, доброе утро. – Узнаю усталый голос матери.
- Доброе утро, мама.
- Хорошо, что я тебя застала. Эльтер. Ты должен сегодня вечером обязательно навестить деда. Он очень плох. Просил, чтобы ты зашёл.
- … Он сам об этом просил?
- Не надо, Эльтер. Всякое бывает в жизни, но нужно уметь признавать свои ошибки. Никогда не думала, что ты можешь быть бездушным. Конечно, дед погорячился тогда, но ведь ты сам был не прав. Был бы жив отец…
- Хорошо… я зайду вечером… после работы.
- Спасибо, сынок. Я знала, что ты меня поймёшь. Постарайся понять и его. Поверь, он заслуживает того, чтобы именно ты его понял. Побудь с ним хотя бы ОДИН ВЕЧЕР.
- Хорошо, мама…

      Стремительно бежит время. Опаздывая, спешу на работу. Переполненный автобус со своим неудобством поз никогда не мешал мне думать. В памяти всплывают, накладываясь друг на друга, пёстрые картины детства, юности, но всех их заслоняет, сверля мозг и мешая сосредоточиться, один и тот же вопрос. Как могло так случиться, что я после того злополучного случая ни разу не навестил деда? Ведь прошло без малого семь лет. Что же мешало, ведь ещё тогда я сразу же понял, что был неправ? … Странно, но раньше, когда я об этом думал, во мне боролись два чувства. Первое – острое чувство вины, когда представлял себе деда, одного, посреди своей прекрасной библиотеки, усталого и притихшего. И второе – чувство собственной гордости, когда я вдруг вспоминал, что он сам меня выгнал и этим обрёк себя на одиночество. Теперь же, прокручивая в памяти прошедшее, я не находил себе оправдания за чёрствость и клял ту мелочную гордость, которая долгих семь лет мешала мне стать Человеком.
      - Эльтер институт закончил! Эльтер вернулся! – кричит в моей памяти быстроногий мальчишка в белой рубахе и коротких синих штанах на лямках, несясь во весь дух к утопающему в ласковых лучах утреннего солнца и пестроте созревших черешен особняку. Неужели это мой двоюродный братишка Айдар. За то время учёбы, что я его не видел, он заметно подрос. А вот и тётушки с сестрёнками шумно высыпали из калитки мне навстречу. Смотрят одинаково восхищённо, улыбаясь. Прямо герой дня какой-то. Ещё бы! Закончил Московский ВУЗ. И хотя им нет дела до того, что я смутно представляю себе свою будущую профессию, зато, по их мнению, есть диплом, а это не так мало для начинающего инженера. К тому же, на их взгляд, я так смело и оригинально смотрю в жизнь.
А вот и дед. Как всегда сдержан, но чувствуется, что тоже гордится мной, хотя всячески старается не показывать этого. Да, он не любит пустого шума. Однако поднимает в мою честь бокал шампанского и даже произносит речь о том, что ему приятно видеть, что его внук, окончив учёбу в столице, и, имея свободный диплом, не оторвался от родных корней, а вернулся домой, чтобы посвятить свои знания и молодую энергию на благо процветания своей республики.
      Немного высокопарно, но дед прав. Хорошо вернуться туда, где тебя ждут, где ты нужен. Я и не мог иначе. Честно говоря, сам соскучился по этим тенистым садам, цветущим в прохладе журчащих с чистых горных вершин арыков, столу под вплетёнными в небо виноградными лапами, низким алматинским звёздам, цветникам, фонтанам… всё прекрасно. Хочется жить! И говорить, говорить…
Не помню как, но разговор постепенно перешёл на историю. Скорей всего его начал дед, потому что только на тему этого предмета он любил говорить долго, страстно и не уставая.
      - Историю необходимо знать хотя бы для того, чтобы смело идти вперёд и не совершать совершённых когда-то в прошлом ошибок, - говорил он и был похож в эту минуту на изображение скифов с красочной репродукции «Чертомлыкской вазы», с самого моего детства висевшей у него в кабинете. Дед, скорей всего, не случайно носил такую же причёску, усы и бороду и совсем по-скифски справа налево запахивал свой вельветовый домашний халат.
      Нельзя сказать, чтобы я был против высказанной тирады деда, но в то время во мне сидел какой-то чёрт, который постоянно заставлял меня спорить. Я с умным видом говорил, что в будущем не будет ни границ, ни наций и история, особенно древняя, которой так увлекался дед, никому не будет нужна. Мне хотелось слегка побесить его, и в этом глупом стремлении я безудержно рвался в космос, космополитическим огнём своих двигателей запальчиво сжигая все ценности деда. Дед не на шутку разошёлся.
      - Кояныз. Перестаньте. Не ссорьтесь только – пытались умиротворить нас тётушки, но не тут-то было. Дед не желал прекращать спор первым. А я не уступал и даже привёл факт, что, будучи в Пермской области на практике, мы корчевали лес, и нам некогда было смотреть, что попадается нам в отвал: деревья, муравейники или курган. Сносили всё под чистую. Нужны были площади под посевы. У нас был план и сроки и мы очень спешили. Услышав это, дед воспринял это так, будто я собственноручно снёс, по меньшей мере, наш фамильный мазар. Он начал говорить что-то осуждающе и резко. И здесь я зарвался. Довольно небрежно я посмел заметить, что какое ему дело до безвестного рядового кургана, снесённого где-то в России, когда их в Казахстане пруд пруди и на его век хватит. Это было последней каплей. Дед был страшен.
      - Мальчишка! – побагровев, закричал он, и налетевший ветер обдал нас пыльной волной, спутав его седые пряди. – Как ты смеешь судить о ценностях человечества. Ты, окончивший институт и так ничего не понявший. Запомни: нет в истории ничего рядового, стерильного или не нужного. Есть общая история человечества, которая пишется многими народами, у которых бывает стремительный взлёт и ужасное падение, свои маленькие радости и великое горе, но нет, не было и никогда не будет народа, каким бы великим или маленьким он не был, не нужного или не внёсшего ничего в общую сокровищницу земной цивилизации. И пока ты этого не поймёшь – никогда не станешь настоящим Человеком. А сейчас, уходи из моего дома, - я не хочу тебя больше видеть. Вон отсюда!
      Я не знаю, что было бы дальше, но тут грянул гром, и из низких угрюмых туч на белую скатерть посыпались крупные капли дождя. Все бросились убирать посуду, стол, стулья. А меж тем дождь полил сплошным потоком, и мне не трудно было скрыть свои слёзы.

      Автобус резко затормозил, и я заметил, что задумавшись, чуть было не проехал свою остановку.
«Нужно захватить деду какую-нибудь книгу», - думал я, продираясь к выходу, - «Где-то я видел новый красочный альбом «Древнее золото Казахстана». Ему будет приятно».

      - Ну, как дела? – спросил, проходя мимо моего стола к концу рабочего дня, мой ведущий.
- Да вот, эскизы готовы, можно приступать к рабочим чертежам, Андрей Николаевич! Разрешите сегодня на полчаса раньше уйти. По семейным обстоятельствам.
- Конечно, Эльтер. Дело холостое, давно пора. А это, что за книга? «Древнее золото Казахстана». Слушай, Эльтер. Я слышал, ты историей увлекаешься. Прочел бы для отдела лекцию. Популярную. Вот хотя бы про древнее золото Казахстана. Мы бы объявление повесили. Всем было бы очень интересно.
- Обязательно, Андрей Николаевич. В следующую среду. Хорошо?
- Ну, давай, давай…

      Осторожно ступаю по выцветшей дорожке, петляющей в полутёмном коридоре, заставленными старыми и до боли знакомыми вещами. Это ничего, что тёмно. Дорогу в кабинет деда я могу найти с закрытыми глазами. Ещё поворот… На мгновение замираю перед высокой массивной дверью с резной ручкой. И мне кажется, что она сама бесшумно, как в сказке, отворяется, и сквозь мерцание времени я вижу самого себя, только маленького, сидящего на ковре посреди этого прекрасного и с детства манящего царства. Царства книг. Здесь в разношерстных обложках дремлет история всей цивилизации. Стоит раскрыть любую книгу, и оживают её герои, и борются за справедливость, а вместе с ними борюсь и я, пока не приходит мама и не отбирает книгу, напоминая, что уже поздно, и завтра в школу. Я укладываюсь, протестуя, тут же в огромном дедовом кресле. Мама укрывает меня пледом и гасит свет…

      Снова из темноты выплывает дверь. Сбрасывая оцепенение, толкаю её и вижу деда, с надеждой и радостью поднимающегося из своего старого кресла мне навстречу.
      «Ну, здравствуй, дед! Ты ждал. Вот я и пришёл».

      Когда-то давным-давно древние свято верили в то, что время, пробежав свой путь, обязательно возвращается в своё начало. Символом «времени-вечности» - «апокатарсиса» служило яйцо или изображении змеи, кусающей свой хвост.
      В наш атомный век развенчаны старые сказки. Но как хочется порой вернуться назад, в пору своей горячей юности и снова пройти свой путь. И пусть мы повторим те же самые ошибки, единственное, чего бы я хотел избежать на этом пути – это душевной чёрствости. Я буду просто по-человечески счастлив, если научусь дарить тепло своей души вовремя.
Давно уже нет деда… Я всё больше увлекаюсь историей и часто вспоминаю тот памятный вечер, когда дед сумел вдохнуть в меня то, что пришлось бы постигать мне всю свою жизнь. После этого были ещё вечера, но тот остался в моей памяти самым ярким и самым значительным. Порой меня пугает мысль: что было бы со мной, если бы вдруг ни стало ни того вечера, ни короткого рассказа деда. В такие минуты мне очень хочется, чтобы рядом оказался человек, с кем бы я мог откровенно поделиться своими мыслями, а также не по времени мудрым и по-своему очаровательным рассказом деда. И сейчас в эту минуту я рад поведать его Вам, мои незнакомые друзья и сверстники, мои земляки.

      «Каждый человек должен знать историю своего народа, - звучит во мне голос деда. – Совсем недавно называли казахов киргиз-кайсаками. «Кай-саки» - древний могущественный род, название которого переводится как «царственные саки» или «старшие саки». Задолго до времён древнегреческого историка Геродота возглавили они воинственный союз племён саков. Их знали в Греции, Египте, Иране, Индии, Китае. Ты знаешь, что племена саков жили в Казахстане. Южнее жили родственные сакам массагеты и дахи. Но мало кто связывает саков и европейских скифов. А напрасно. Кто же такие скифы?
      Многие наши современники знакомы с ними по прекрасным изделиям скифского звериного стиля, найденным при раскопках курганов в причерноморских степях. Скифы – греческое название племён саков, от корня СКИТ - скитаться или по-казахски «кезу». Казак – это «скиталец», «бродяга», т.е. скиф по-гречески. Об этом, по крайней мере, уже многие догадываются. А вот сейчас я тебе скажу то, что никто пока не знает.
      Странно, что учёные даже не попытались расшифровать этноним киргиз-кайсак. Многие просто отмахиваются, мол, это название искусственное и придумано в XVII веке, чтобы отличать собственно казахов от киргизов. Другим до этого дела нет. Так вот, киргиз-кайсак переводится как: КИРГИЗ КАЙСЫ АК «киргиз, который белый». Киргизы «дикокаменные» или буруты, т.е. собственно киргизы, за ними закрепилось название чёрные или черневые. А казахи – киргизы, которые «белые» или «молочные» (побратимы). Т.е. «белые» народы, следы которых постоянно находят в мифах разных народов пытливые исследователи по всему свету, это и есть казахи – скитальцы, разнёсшие традиции антства (побратимства) по земному шару. Да, не смейся, это истина! Поэтому, раз белые, то ищут индоевропейцев, но всё напрасно. Я тебе больше скажу, т.н. древняя «белокурая» раса локализуется историками на востоке Балтики. Причём в настоящее время, чем больше «белокурости», если можно так сказать, тем уже глаза и шире скулы.
      Китайские историки пишут, что у киргизов были чёрные и белые кречеты. Так вот белый кречет, или белый КЫРГИ «кобчик», и есть «белый кипчак», т.е. казах.
      Скифы относились к белым народам. Сравни имена Колаксай, Арпоксай, Липоксай. Общее в именах окончание – АКСАЙ (ОКСАЙ) «белая вода; ущелье». Легендарное Беловодье воспето в русских преданиях, сказках. Ты же читал в детстве книгу Чапыгина «Белый Скит», где главный герой отправляется в конце книги на поиски  этого Белого Скита – страны справедливых и благородных людей, т.е. «белых скифов». Они наши общие предки.
      Ведь русские казаки входили вольницей в скифскую агломерацию. Они во время войны должны были снабжать скифское войско провиантом. На их земле в мирное время паслись кони скифов, предназначенные для войны. И на их земле, наконец, произошла легендарная встреча с амазонками. Отличительный головной убор их – фуражка (от слова фураж). В битве при Гавгамелах они дерзко отбили у Александра Македонского его обоз, пока он с успехом громил Дария, чем очень расстроили и разозлили Великого полководца. Впоследствии, при заключении мирного договора с царскими скифами (предками казахов), Александр Великий просил вернуть обоз и строго наказать виновников. На это наши предки ответили, что вольница на то и вольница, что по древней традиции ведёт себя вольно, а традиции царские скифы уважают, но попробуют упросить (!) вольницу войти в положение Александра и вернуть ему обоз. Впоследствии предки славян таки вернули Александру его обоз, причём в  самую трудную для него минуту, за что он переименовал их из аримаспов (одноглазых) и арейманов (воинствующих) в «славных», т.е. в славян. Об этой, оказанной Александру Великому услуге, и пишет Карамзин…
      Да! До этого момента славян именовали «одноглазыми» или аримаспами. АРИМА "наполовину" АЗ "слепой" ПУ "народ". Это просто смысловой перевод слова человек! ЧЕЛО-ВЕКО. Кстати, вы, молодёжь часто говорите слово чувак, так это по-болгарски и сербо-хорватски «человек». Только они говорят "човэк". Саклабы – так именовали, и предков славян, и тюркоязычных булгар созвучно со словом циклопы. Полифем, циклоп, который ел спутников Одиссея, был отщепенцем. Он жил отдельно от своего племени. Циклопы же были высококультурным племенем, даже в «Одиссее» об этом говорится. Вероятно, слово энциклопедия произошло от них или в честь их.
      Не лишним будет сказать, что Александр Великий чуть было сам не погиб в битве с саками. Это был, наверное, единственный случай, когда великий полководец не добился победы, а еле спасся, попав в засаду. После этого он заключил мир и в шежире (родословии) казахов даже появились его потомки. Возможно, что Аттила был одним из них. Ты опять смеёшься? Ну, смейся, смейся…
      Учёные находят в числе археологических находок от Паннонии до Украины обереги, сделанные из металла в виде лошади и змеи, времён Аттилы и даже гораздо позже. Эти обереги передают имя Аттилы. АТ «лошадь» ИЛОН «змея».
      Современники Аттилы называют его, то царём гуннов, то царём царских скифов. А это по сути одно и то же. Он принадлежал к АГАШ САКУ (Касаку). По-сибирски сеоку, по-казахски суеку, т.е. «кости дерева». Он ел только из деревянной посуды, когда его окружение питалось из золотой. Из дерева была выполнена его ставка. Напиток «медос» которым подчивали его гостей, это МЕУЕ ТОЙ СУ «фруктовая праздничная вода» - смесь соков из плодов опять же деревьев. По смерти Аттилы ему была устроена «страва» - сожжение на уложенные в штабеля сухие деревья. Славянская здрава, здравница здесь не причём. Здравница предполагает выполнять какие-то действия во здравие. Это слово имеет тюркскую этимологию: ЫС «копоть» ТОРЕ «господин» АУЕ «небесная высь». Погребальный костёр, в результате которого господин в виде дыма и копоти попадает сразу на небо.
      Начальные гласные, как правило, теряются. Окончание АВА это АУЕ, буква «В» заменяет «У», в казахском буквы «В» нет. Скорей всего «страва» вошло в славянские языки для обозначения погребального костра и постепенно превратилось в здраву.
      Напиток «камос», который также пили гости, это просто кумыс! Было бы обидно посетить царских скифов и не выпить кумыса. Ведь этот напиток повсеместно использовался скифами. Об этом пишет Геродот.
      Пойдём дальше. Русские летописи доносят до нас факт: не сиделось князю Святославу в Киеве. Хотелось ему жить в Белобережье – середине своих земель. САКЛАБ с киргизского переводится «белый берег». Как и с иранского. Например, есть залив Обская Губа. Почему именно «губа»? Потому, что ЛЕП «губа» и «берег» одновременно. Была и гора Саклабия в земле болгар.
У разных тюркских народов «берег» называется по-разному. У казахов ЖАГА «берег». КЕЗУ ЖАГА «скитаться по берегу реки» даёт Казах. А здесь я скажу главное. Обычно в разговорной речи такой оборот, т.е. глагол перед существительным невозможен. А в древности, для образования этнонимов это было возможно!
      А если учесть, что царские скифы по традиции должны были знать четыре языка, то спутать их с иранцами было очень легко. Отсюда иранизмы в названиях. Это очень древняя традиция! Ещё в Древнем Египте не было династий, а традиции царских скифов уже были. Ведь по свидетельствам римского историка Помпея Трога и испанского писателя Павла Оросия скифы владели Азией с 3600 года до н.э. Древние так называемые вотивные плиты Двуречья принадлежат им. На них – породнение четырёх правящих династий Мира, отсюда и традиция изучения четырёх языков. Часть царских скифов жила в Казахстане. Они отделились от царских скифов и ушли на восток. Об этом писал ещё Геродот. Здесь их называли саками.

      Но ни одни только саки жили на территории древнего Казахстана. На востоке и северо-востоке от саков жили легендарные могущественные племена «аримаспов», с которыми ты уже знаком, «стерегущие золото грифы» и священные «аргиппеи». Краткие сведения о них содержатся в трудах Геродота, Страбона и других древнегреческих историков и географов. До наших дней учёные не могут разгадать тайну этих народов. Ни где они жили, ни кем они были и поэтому многие считают, что все сведения о них это просто красивые и давно забытые сказки. Это не так...

      Аримаспы или славяне на востоке. Вроде бы ахинея. Но, не спеши с выводами... Живёт в Сибири, говорящий на русском языке автохтонный народ, называющий себя по-разному, то сармятами, то самарцами, то ассами, то буртасами, то цингалами, то вятичями и т.п., но всех их объединяет одно, они все твердят, что они выходцы с Чалого Дона. Поэтому их зовут чалдонами. Они являются объектами насмешек, т.к. в тюркских языках ЧАЛА, ШАЛА означает «ненастоящий», т.е. получается, что они с «Ненастоящего Дона». Тогда с какого? Но самое главное: когда они пришли в Сибирь? Ещё их называют желтопупыми, т.к. у этнически чистых чалдонов, их желтоватый цвет лица и тела у пупа сгущается. Ещё их характерная особенность, они раскосые и широколицые. Их сразу узнают коренные сибиряки, т.е. те которые давно живут в Сибири. Хотя по настоящему, это чалдоны коренные сибиряки. Ну, ладно, к делу. Когда я летал во Владивосток в командировку, возвращался поездом, и в районе озера Байкал ко мне казаху пристала старушка с вопросом: «Не чалдон ли я?» Тогда я не знал, кто такие чалдоны. Потом заинтересовался.
      В Восточной Сибири чалдонами называли раньше только выходцев из Забайкалья потомков семей от русско-бурятских браков. В быту женская половина отделена от мужской и нарушать такой порядок не в характере чалдонов. Сами они называют себя выходцами с «Чалдон-озера» или уверяют, что пришли на челнах с Дона.
      Значит, их могли вначале переселения звать челндоны, раз они пришли на челнах. Тогда челндон просто калька со слова человек. Ведь НЮДЭН «глаз» в бурятском. ЧЕЛ-НДЭН это опять же «чело-глаз» или «чело-веко». Следовательно, название чалдон это смешанное славянско-бурятское «человек». Челдон в словаре Даля обозначает «бродягу» с монгольского, т.е. скитающегося по-гречески, а значит это обозначение скифа. Но не просто скифа, а скитальца-аримаспа. Так, когда же чалдоны пришли в Сибирь?
      В 1985г. в газете «Енисей» со слов местного учителя было записано, что чалдоны переселенцы с Абиссинии (Эфиопии) во времена Перикла, добровольно переселившиеся в Сибирь и принесшие сюда свет христианства. Перикл современник Геродота. А последний как раз писал об аримаспах на востоке от скифов.
      В Якутии и Хабаровском крае есть горный хребет Сунтар-Хаята. Эвенки передают предание, что в предгорьях этого хребта есть подземное озеро, если в нём искупаться, то станешь бессмертным. В центре озера есть остров, на нём трон из яшмы. Восседает на нём седой старец Алтон. Небольшая горная вершина, высотой 1542 метра в этом хребте носит название – Алтон. В осыпи этой горы часто находят просверленные камушки. Этот камушек надо искать в полном одиночестве, кто найдёт его, будет счастлив, это так называемый «глаз Алтона». На северном склоне горы есть пещера. Стены её в резных геометрических узорах, а в ней сложенные из камней пирамидки, эвены их не трогают и называют «маонами». Здесь в предгорьях когда-то был дольмен, но сейчас его не могут найти. Но самое странное, об Алтоне знали мальтийские рыцари. Более того, они записали в своих книгах в XVI веке, что в XXI веке магический центр и «Знамя родосских рыцарей (иоаннитов) переместится в Алтон».
      Седой Алтон, т.е. чалый, в комплексном чтении даёт Чалтон. Меня заинтересовал «глаз седого Алтона». Не говорит ли это о том, что по преданиям у седого Алтона был один глаз, если в осыпи горы Алтон можно найти его глаз? А подземное озеро может носить название «Чалтон-озеро» - производное от седого Алтона.
      Во времена Чингисхана в Сибири и Монголии проповедовал и правил поп Иоанн или просто поп Иван. /Ср. мальтийские рыцари иоанниты!/ Его ещё звали Ван Хан Керейский. Знамя его было как у Аттилы – на нём был косой крест.
Если применить тюркскую этимологию к этническому названию чалдон, то получится ІШ «живот» АЛДОН это АЛТЫН «золотой», т.е. чалдон это буквально «золотой живот». Сравни с их прозвищем «желтопупые».
      Если верить свидетельствам, а оснований не верить нет, аримаспы переселились в Сибирь в V веке до нашей эры и постоянно поддерживали связь с прежним миром. Иначе, как бы они принесли христианство?! А то, что аримаспы жили в непосредственной близости от Эфиопии сказано в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». В отрывке, где Прометей напутствует Ио (возлюбленную Зевса, превращённую им в корову):

       «… Войска одноглазого
Остерегайся Аримаспов-конников,
У золототекучего  кочующих
Плутонова потока! На краю земли
Найдёшь народец чёрный, обитающий
У солнечных ключей, где Эфиоп-река».

      Возможно, китайцы именно чалдонов называли словом «бома», что означает пестроконные. Интересен образ жизни бома. Они пашут на лошадях, строят избы, т.е. ведут уклад жизни как их родственники на Руси. АЛ АТ «пёстрый конь» по-казахски. Возможно, они уже тогда ездили на тройке с бубенцами в тулупах или шубах. «Три пёстрых коня и шуба» получается по-казахски чалдон. Вот во что вылилась легенда об аримаспах.

      Теперь о священных аргиппеях. АРХИ с греческого «древняя», а ИППА «лошадь». КЕРІ с казахского «старая» АТ «лошадь». Кереэты, кереиты, кереи - казахское племя. Они с древнейших врёмен живут на территории Казахстана и делились на две группы. Тамгой одних был прямоугольник, рассечённый чертой пополам. Последний был планом дома древнейших жителей Казахстана. А крест был тамгой другой группы аргиппеев, которая жила у подножья гор. Первые были высокими и статными, вторые - низенькими. Получается, как великаны и лилипуты. Именно про последних Геродот пишет, что они питаются плодами дерева понтик, который называют «асхи». АШКЫлтым по-казахски «кисловатый с горечью». Такой вкус имеет спелый тёрн. Низенькие были мирным племенем. У них были массивные подбородки. Такие подбородки по тюркской традиции имели шаманы. Иногда подбородки достигали размеров половины лица. Чем больше подбородок, тем талантливее шаман. Все приходили советоваться с ними. Своего рода Дом Советов. Хотя дерево тёрна, обёрнутое войлоком, Домом Советов не назовёшь! Их это не смущало. У аргиппеев, тамгой которых был крест, было принято выстригать макушку головы, как у католиков.
      Геродот пишет, что скифы разговаривали с аргиппеями на семи языках. Семь языков это ЖЕТІ ТІЛІ, по-карлукски: ЕТІ ТІЛІ или по созвучности АТ ТІЛІ «лошадиный язык» или «язык деда-предка», «язык Аттилы». В Иссыкском кургане найден штандарт, копия которого сейчас композиционно входит в герб казахов – две лошади с козьими рогами. Так это передача этнонима аргиппей – ЕСКІ АТ «старая лошадь», или ЕШКІ «коза» АТ «лошадь». Ван Хан Керейский или поп Иван относился к этому древнему уважаемому племени. Мама у тебя из этого племени. Традиция выстригания макушки ушла в прошлое. А то бы она сейчас ходила плешивая. Информаторы Геродота обманули, сказав что плешь это от рождения. Вот такие они были - древние священные аргиппеи!

      Твой отец, как и я, а, значит и ты, мы из племени аргын. Наше племя с древности было знаменито тем, что умело скрещивать домашних животных и секрет этот держался в строгой тайне. Соседние племена, не раз пытавшиеся разузнать его, не смогли ничего добиться и за глаза стали называть нас хитрецами. А племя наше, благодаря этому секрету, стало процветать и заняло главенствующее положение. Ещё Страбон утверждал, что у скифов есть племя, которое обладает секретом скрещивания животных и поэтому занимает привилигированное положение среди других племён. Аргун с древнетюркского языка переводится как «помесь дикого скакуна с домашней лошадью», аргын – с киргизского и уйгурского как «помесь дикого яка с домашней коровой». А почему секрет держался так долго, потому, что хранили его наши женщины. Они даже приручили куланов ходить в упряжке по двое. И на арбах, запряженными куланами даже ходили вместе с мужчинами в поход в Месопотамию или Двуречье. Они так и изображены на штандарте из Ура: сидящими по-турецки и управляющими повозками, запряженными куланами. Вожжи они продевали сквозь кольца с концами для привязывания и закрепляли эти кольца за концы на спинах куланов. Получалось два кольца, а это наша тамга. Учёные думают, что эти кольца с концами для привязывания – первые в мире псалии для езды на лошади верхом. Это не так. У царских скифов псалии были двухкольчатые. Иначе и быть не могло – это наша тамга.
      Тамгу аргыны разнесли по всему миру. Стоит она с надписью АРКОН и на печати Великого Кушанского царства. Тогда в Старом Свете было всего два мощных по своим размерам и влиянию государств. Римская империя и Кушанское царство. Если о Римской империи учёные знают всё, что только можно знать, то о Кушанском царстве – ничего... Не пришло ещё время!
      Только я тебе так скажу. О могуществе и влиянии, народа касог (казах) может свидетельствовать факт существования и функционирования в Армянском государстве в 4-5 вв. н.э. базилики Касах. Из двух базилик - римской (ЕРЕРУХ) и казахской (КАСАХ), последняя была построена на столетие раньше. Армения находилась в вассальном положении от двух государств, и находилась между ними это Римская империя и Кушанское царство. Знаешь, для чего нужна базилика? В базиликах зачитываются указы для вассальных государств. Из этого я делаю вывод, что Кушанское царство называлось Казах.
      Гунны, известные тебе со школы, возглавлялись нашим племенем. Титул верховного правителя гуннов, по-китайски шаньюй, переводится как «великий аргын» или «великий слабый» от АРУ «слабеть; уставать». «Слабосильные» гуны, которые после разгрома гуннов китайцами, «осели в Семиречье и ещё не раз удивили мир своими подвигами», как писал Гумилёв, это наши предки.
      Потрясатель Вселенной Темиршин-Чингисхан тоже был  нашего племени из рода кият. Тюркологи продолжают вслед за китайскими источниками обзывать Темиршина Темучином, забывая известный факт, что у китайцев нет буквы «Р». Но ведь у тюрков-то она есть! Бедный мальчик - никто его не пожалеет, ведь по логике получается, что Темиршин, как и всё его родное племя, изначально, с самого рождения были китайцами, раз так произносили его имя с раннего детства. Это же не так!
      Кият – древнейшее тюркское племя. Оно входило в состав царских скифов. Перевод этого названия - ЕКІ АТ «два имени» или «две лошади». Из него были первые фараоны Египта. Так называемые «псевдопсалии» – кольца с концами для привязывания это изображённые в графике картуши египетских фараонов. У каждого египетского фараона было по два имени. Они записывались в двойных картушах. Это традиция племени кият. Как известно, воины Чингисхана скакали о двуоконь, перепрыгивая на ходу с одной лошади, на другую. Это тоже традиция племени кият. Как известно, у Чингизхана было два имени Темиршин и Чингизхан. Чтобы понять как его звали по настоящему, нужно объединить оба имени. ТЕМИРШИНГИЗХАН расшифровывается, как ТЕМИР ШИН КЫЗК ХАН. В этом имени сосредоточено ШИН ХАН «волк-хан» и ТЕМИР КАЗЫК «железный кол», так называется Полярная звезда, вокруг которой вращается Земной шар. Держава Чингисхана занимала все Северное полушарие Земного шара, включая Америку и называлось Тартарией. Таков был план Чингизхана – возродить Тартарию и он наполовину был выполнен его потомками.
      Ведь Тартария – название нашей планеты. Шесть тысяч лет назад весь мир говорил по-тюркски. Но произошла катастрофа... Ты знаешь вавилонскую легенду о едином праязыке?! Так это наш язык. Чтобы его сохранить и строилась вавилонская башня. В Библии сказано, что башню строили кочевники с Востока. Ты уже не смеёшься? А, читал Библию! Ну-ну...
      Что же касается тамги аргынов, то «два круга» или «два кольца» являются во всем мире символом породнения через свадьбу. Уж, не знаю, случайным это является фактом или это закономерно, но это так.

      Что ж двинемся дальше. Загадочным является и легенда про могущественное племя «стерегущих золото грифов». Сведения об этом племени дошло до древних греков и те приняли их просто за красивые сказки. А сказки гласили, что на северо-востоке от агриппеев живут грифы, которые стерегут россыпи золота и с ними могут соперничать разве что только могучие аримаспы.
      Передавали эти сведения скифы. Значит, разгадку тайны этого племени надо искать в скифских традиционных верованиях. А верования устанавливаются по изображениям, которые они наносили на свои сосуды. Например, на знакомой тебе с детства Чертомлыкской вазе имеются изображения грифонов – помесь птицы и хищника из семейства кошачьих. Грифоны излюбленная тема скифского искусства. КУ – праформа слова птицы, ПИШАК – «кот» во множестве тюркских языков. Получилось КУПШАК «птицекот». Но такое племя есть у казахов. Это кипчаки. Твоя бабушка, моя жена, была из этого племени. Помнишь, когда ты приходил к нам в детстве, она всегда в знак приветствия нюхала твою голову. Аргынская же бабушка, моя тётя, целовала тебя в обе щёки, да так, что оставалось два влажных круга на щеках. Помню, тебе это страшно не нравилось, и ты вытирался. Аргынская бабушка оставляла тебе напоминание о тамге аргынов. Кипчаки же нюхают голову, так как относятся к внутреннему нюхающему племени. Их часто изображали нюхающими цветы. То розу, то шиповник…
      Но я, кажется, отвлёкся. Так вот. Ещё кипчаков называли куманами, что является также переводом слова «птицекот». Ведь МАН это с древнетюркского «дикий кот». Племя ногаев и есть куманы. НОГ, НОГУЙ, ИНОГ, древнерусское название грифона. Куманы были образованным племенем. Арабские письменные источники сообщают, что куманы занимаются астрологией. По моему мнению, жили они от города Усть-Комана (начало Комана), в окрестностях этого города найден древний астрологический мегалитический комплекс Ак-Баур, до Чонг-Кемина (конец Комана) - река между Заилийским Алатау и Кунгей Алатоо. Потом, как известно, они сместились на запад.
      Ещё КУПШАК переводится как «птица-нож». Действительно, посмотри на рукоятку любого кухонного ножа и увидишь головку птицы. Это наследие кипчаков. Мои знакомые, среди которых нет ни одного историка, проезжали мимо озера Балхаш. Сделали остановку. Набрали кучу камешков на память. Приехали. Похвастались – показали мне, какие красивые камешки. Я обомлел! Почти все камешки оказались сланцевыми артефактами – на одной стороне кот, на другой – птица и режущая кромка. Т.е. эти камешки оказались миниатюрными ножами. Выходит кипчаки древнейший народ. Народ палеолита. И жил он в Казахстане с древности! Я не верю письменным источникам, которые твердят, что кипчаки народ молодой. Я верю фактам! И своим глазам.
      Часто приходилось видеть двух каменных львов по краям у входа в какое-нибудь здание? Так это тоже наследие кипчаков. Ведь кипчак переводится ещё как ЕКІ ПИШАК «два кота». По поверьям египтян, вход на тот свет охранял кот с двумя ножами и двумя лицами. Одно лицо смотрело на этот свет, другое на тот. Фараон-реформатор Эхнатон сидел на троне, выполненным из двух львов. На предплечье у него – тамга кипчаков. Эта тамга выглядит как две вертикальные полосы и называется КОС АЛП «два великана» или «двойной великан». Символом этих великанов является с древнего палеолита птица и черепаха. Потому, что слово «птица» созвучно со словом «тоска», а слово «черепаха» со словом «счастье». Они – великаны, так и изображаются, один плачет, другой смеётся. Иногда они выполнены в одном теле, с двумя головами, как Двуликий Янус или как египетский кот, охраняющий вход на тот свет. Один из них ДАУ ДАЛА «гигант поля», другой ДАУ ДАК «гигант гор» или «горный гигант». /Посёлок Горный Гигант в Алма-Ате, похоже, как-то связан с «гигантом гор»/. Они олицетворяли собой два древнейших народа. Дардов – жизнерадостных и дай-дахов – печальных. Последний народ это известные тебе дахи. А дарды создали царство ассакенов со столицей в Массаге. Из этого я делаю вывод, что дарды и есть массагеты. Царица Томирис, отомстившая Киру, была из этого племени. Вот такая судьба у двух этих народов. Я думаю, что древнейший храм на Земле в Гобекли-Тепе посвящен именно этим двум великанам.
      Жена Эхнатона, прекрасная Нефертити, принадлежала к древнему жреческому роду шала-казахов. Поэтому её левый глаз по традиции изображён незрячим. Ты ещё много услышишь от меня про этот могущественный род, правившим Всем Миром! Помнишь, ты когда был маленьким, спросил у бабушки. Почему у казахов в прошлом не было городов? Помнишь, что она ответила? Она сказала тогда: « - У нас были Великие Города, но всех их поглотила земля!»
      Учёные ведут отсчёт тюркской истории лишь от Тюркского Каганата. Как будто до Тюркского каганата тюркских народов не существовало... Но меня всегда мучал один вопрос: Почему же рушатся города и страны? Почему пал Тюркский Каганат? Многие по этому поводу говорят о слабости кочевой культуры, но дело совсем в другом. Если вспомнить, что тюрки вели постоянные войны с Китаем, затем с Ираном, с многочисленными кочевыми племенами вокруг, то станет понятен крах Великого Тюркского каганата. Причины – алчность и раздоры. Но не всегда было так. Были и светлые моменты  в истории каганата, когда хан Кутулуг возглавил восстание против Танского Китая и снова объединил каганат. Годы его правления – годы расцвета культуры, науки, ремёсел. За это народ дал ему новое имя ЭЛЬТЕРЕС, что означает «объединитель народов».
Дед всегда говорил мне:
      - Не удивляйся! Ты тоже носишь это имя. Его имеют право носить только те, кто посвятит свою жизнь великому братству народов, а это накладывает определённую ответственность и на твою жизнь. Запомни это, Эльтерес! Ещё запомни, что не бывает расцвета одной какой-нибудь культуры. Ведь все её достижения когда-нибудь обязательно станут достижением всего человечества, точно так же, как её упадок можно сравнить с тёмными днями всего человечества. Не раз сгущались сумерки над Миром, но всегда побеждал Разум и снова всходило Солнце, оно всходило над всем миром, и горькую темень любой страны оплакивало всё человечество.
      - А поэтому я обращаюсь к тебе, Эльтерес, и всем твоим сверстникам. Не жалейте ни сил, ни труда для того, чтобы долго сияло яркое Солнце над Азией и над всем Миром! Не забывайте ничего, всегда помните историю и любите её какой бы она не была. Придёт время, и когда-нибудь обязательно все культуры сольются в одну земную, обогащённую всеми народами культуру, и вашим потомкам выпадет высокая честь представлять нашу цивилизацию в Великом Кольце Космического Разума. И к этому необходимо готовиться заранее, всячески совершенствуя и обогащая свои знания всеми духовными богатствами, которые выработало человечество за долгие века упорного труда и борьбы.
1984,1999.


     ПОСЛЕСЛОВИЕ

      Это первая книга, которую я написал. Надеюсь, её не постигнет судьба первой книги стихов Байрона. Он в юности сочинил книгу стихов в древнем размере чередования рифм 1а2б3а4б5б6с7б8с9с, благополучно издал её, а когда стал знаменитым после издания других стихов, ходил и на свои деньги скупал первую книгу и уничтожал.
      Ещё мне не хотелось бы разочароваться во всём том, что я делал. Как поведал мне кинорежиссёр-документалист Володя Тюлькин, оказывается Чайковский написал свою Патетическую симфонию, испытывая душевные муки от напрасно, по его мнению, прожитой жизни. То есть, всё, чему он посвятил свою жизнь, казалось ему в конце жизни пустым и мелким. И родилась симфония!
      А если серьёзно, то в своей книге я прощаюсь с Птицами и этим всё сказано. Юность моя осталась в том веке. Почему я не издал её в 2000 году как планировал, ведь в этом веке я не написал ни строчки стихов? Потому, что исследования мои, которые я изложил в последнем рассказе, догнали, наконец, мою вторую книгу «Откровение Вещего Кота». Поэтому обе книги должны выйти вместе. Мне есть, что добавить в эту книгу из прозы, но я этого не делаю, оставив всё как было в прошлом веке. Посмотрим, выдержит ли моя книга испытание временем. Если нет, то и ничего более не надо.
      На дворе уже третье тысячелетие,  XXI век. Всё, чем он нас пугал, ещё впереди. Но, мы должны идти вперёд, что бы ни случилось. Желаю всем нам счастья на этом пути!

(из книги "ПРОЩАНИЕ с ПТИЦАМИ" - ISBN 978-601-06-3799-3,
Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №1951 от 19.09.16г.)
© Изъящев Т.П., 2016