Сделайте мне красиво

Кенга
         Глава из романа - эпистола "Осенние листья"
                2000-2001 год.
    Читать предыдущую главу  http://www.proza.ru/2016/08/25/562
 
     Галя - 23. 11. 01.
А теперь можно поболтать о пустяках. Так вот, о помещице. Пока что я справляюсь со своим поместьем легко и даже с наслаждением. Снег чистим вместе с дамой, а раньше Боря очень любил это занятие.

Остались от Бореньки ножки да рожки,
Пока бедный Боренька чистил дорожки.

Правда, сейчас мое время несколько сократилось, я, как Вам известно, увлеклась, много времени уделяю объекту увлечения. Стоит ли он того, Вам не понять, Вы с ним знакомы с пеленок, видитесь каждый день, привыкли. А я открываю этого господина заново, мне интересно, вот и не мешайте, не приписывайте ему разные недостатки, сама разберусь. (Ему тоже нелегко, представляю).
Конрад Лоренц, австрийский ученый зоолог, ровесник наших родителей, создал (совместно с кем-то) этологию, распространив биологические закономерности поведения животных на человечество. Надо поискать у Бори на полках его труды, а у меня под рукой, ничуть не менее интересный Дж. Даррелл, наверняка вы знакомы с его "Под пологом пьяного леса", «Зоопарк в моем багаже". Ну и достаточно про зоологию.
У меня был тот художник (с красивыми руками). Привез гонорар: 18-й экземпляр из 20-ти открыток, изданных для букинистического магазина со стихами БЗ. Все это на оберточной серой бумаге, с рисунками странных, желто-зеленых расцветок, со шрифтом под начало прошлого века. Ну, раз делает, значит, покупают. Заходера берут в любом виде, но Боре не нравились эти издания.
Идея с Эйлатом интересна. Как Вы думаете, если мы съездим ВМЕСТЕ в Эй-лат? Не забывайте, что я хочу "упасть и замереть, не в силах… с нахлынувши-ми чувствами ". Когда это еще удастся?

Галя - 24. 11. 01. Из тетрадок БВ.
Позвонили из одного издательства и попросили уточнить даты написания некоторых стихов. Мне пришлось углубиться в старые тетрадки БВ и я нашла записи, касающиеся и меня. Если позволите, я процитирую, отчасти для того, чтобы поделиться, отчасти - чтобы записать их, для памяти, а то опять потеряю.

«1969 год. - За тобой всегда должно остаться последнее слово. . . - Нет, не всегда. . . и оба засмеялись.

Есть люди, столь талантливые, что как бы не замечают своего таланта - так легко, так естественно даётся им творчество. Не потому ли безымянны произведения фольклора. Может быть, их создатели не считали нужным ставить "личное клеймо" на свои шедевры - ведь это всё было так легко, так естественно. Мы обычные - хотел сказать - скромные таланты, дорожим своим, с таким трудом достающимся нам творчеством, потому то и торопимся, ставим "личное клеймо" или клеймо своей личности. Эти же, стремясь к идеалу, естественно, забывают о личности. Галя - из этой породы.

А имена? Ну, это дело десятое! Имена…

  Любое имя…
  Это только псевдоним.
  Кто скрывается под ним
  Неизвестно нам самим."

Давид - 24. 11. 01.
Вы неутомимы. Вот Вам сводка погоды: нынче потепление, завтра дождь и похолодание от 23 до 14, в понедельник продолжение. Это чтобы Вы знали, куда едете.
 Значит, судя по упоминанию об Эйлате, из всех морей Вы выбрали Красное. В Тель-Авиве обязательно нужно побывать в Старой Яффе, красивое место. Ну и в Иерусалим тоже можно - там главное Старый город (хотя и "новый" очень хорош), но гид из меня никакой. А где же еще "падать и замирать, не в силах" и тд как не в святом городе? Он и правда необычно прекрасен.
Господи, какая тишина в субботу! Стройка спит. Эта стройка - как коза у того еврея, который стал счастлив, пожив месячишко с нею в тесном доме (наверняка знаете эту притчу). Это чтобы я, безбожник, оценил прелесть святой субботы! оценил! Сдаюсь!   
Берегите себя, у вас морозы.

Галя - 25. 11. 01. Где личная жизнь?
У меня за окном, помимо птичек, которые собрались поутру на трапезу (даже одна ворона регулярно является), идет спокойный легкий снежок, правда, мороз - но какой это мороз? Всего - 5, просто прекрасно. Покой и оглушительная тишина. Но это так привычно, что не замечаешь.
Вы имеете все основания гордиться победой над техникой. Даже если глубокое понимание этого мне не доступно, я всегда восхищаюсь хорошей работой других. И правильно делаете, что объясняете, как это происходит. Вот, например, я никогда не упускаю случая обратить внимание, как мне удалось сделать картину из старинного бабушкиного кружева, вернее, из её блузки. Там такой рапорт рисунка, довольно широкий, что я сумела в нем разместить двух дам в нарядах бабушкиного времени, "сшив" им туалеты, не разрушая ритма кружевного рисунка. Дамы соприкасаются юбками, и одна юбка плавно перетекает в другую, создав, таким образом, совершенно разные фасоны, причем видно, что одна дама старше другой, даже по фасону платья. Надо, надо о себе рассказывать. Боря частенько  говаривал: Кто собачке хвост поднимет, как не она сама?
Опять я обрадовалась очередному совпадению. Мой папа, видимо, того же возраста, что и ваш, увлекался сценой. Он пел, играл в спектакле, точно помню, в "Платоне Кречете" у него была роль Степана. А мне, так как он любил таскать меня с собой, однажды досталось пробежаться по сцене с мячиком, вместо заболевшей исполнительницы дочки главного героя. Помню, как страшно быть на сцене.
Теперь еще раз о планах. Для меня все ново. Начиная с Вас. Это не менее интересно, чем море, чем новый Иерусалим, чем Тель-Авив или старая Яффа. . . Да еще день в концерте, да наверняка, день знакомства с вашими друзьями. Самодеятельность меня устраивает, я не падка на научные сведения, все равно забуду, а глаза и душа не обманут. Есть еще Рената Муха - очаровательная и смешливая, поэт для детей, её любил Боря. Я тоже люблю. Возможно, ее муж заберет меня к ним на денек, они живут в Беер Шеве. (Реночка была у меня летом этого года). Может, вообще не останется места для моря?
 Что-то меня удручает наша деловитость. Никакой личной жизни. Хотела написать - "жду от вас", да зачеркнула, не придумав, чего же я жду, в конце концов? Объятия и виртуальные поцелуи уже не помещаются в поминальную тетрадку. Но без них уже не обойтись. Целую, в небритую с утра щеку.

   Давид - 25. 11. 01.
Все, что написал о Вас БВ - абсолютно правильно. Я так и представлял, так и думал. То есть, я это знал. Но БВ замечательно сформулировал мои ощущения и смутные представления. Но кому же не знать Галочку, как не БВ!   
 Вы очень нервничаете, что меня тревожит. Не думайте ни о чем, кроме Святой Земли! И все будет хорошо! 
Ну что за доблесть Вы у меня отыскали, Вы просто очень добрый и снисходи-тельный человек - мои сражения с компьютером, напротив, показывают, что я пасую перед ним то и дело. А вот Ваши дамы на кружеве - это действительно чудо, как это изящно и пластично сделано. Надеюсь когда-нибудь увидеть их в натуре (то есть в кружеве, конечно), ведь должен же я еще хоть раз добраться до Москвы. Хотя это становится делать все труднее и труднее.
Время, конечно, в какой-то степени объединяет и делает судьбы схожими - но ведь все равно далеко не "всех". Какой-то круг, часть круга, так что много и совпадений. Но тут ничего странного - любовь к искусству имеет у нас с Вами, очевидно, корни в семьях, хотя профессионалов в них не было, но не в профессии дело - а в склонности. Мои не доучились оба в консерватории - и на всю жизнь почти болезненная любовь к музыке. Ну а там уже и до других видов недалеко. Хотя и театральная ветвь: три родственника были ратистами и еще один - режиссер. И одна - художница. Елки-палки, подсчитал – аж страшно стало! Да я был обречен! С "Платоном Кречетом" у меня тоже связан интересный кусочек жизни. У меня в старших классах была замечательная учительница литературы, Галина Петровна. Мы потом долго дружили. Когда я уже учился в институте, ГП уговорила меня принять участие в ее школьном спектакле и сыграть у них Платона Кречета. Тем более, она знала, что я играю на скрипке. Тогда, в том возрасте, в тот период, можно было почти все - особенно когда в тебя верят - и я нагло это и сделал. (Потом я видел спектакль Эфроса - и это было настоящее потрясение, как он перевернул пьесу! только Корнейчук спас его тогда от полного разгрома! Как это они проглотили эту антисоветчину, до сих пор все же не понимаю.)
…И не спешите отказываться от всех возможных прелестей этой маленькой страны - ведь чем разнообразней, тем интересней! А то, как бы козе не захотелось поскорее удрать от еврея куда-нибудь на травку. . .
Моя дочь прилетает 17 декабря, и пробудет до Нового года. В общем, декабрь у меня обещает быть насыщенным и нестандартным! А там и до весны недалеко – глядишь, еще что-нибудь произойдет! На такой оптимистичной ноте и завершаю. Про небритость Вы угадали – но вас встречу бритым! (Если не забуду, вот ведь в чем дело, так о чем это я?..)
Ах, так! По концертам? ну что ж - я очень за вас рад, ей богу, что не приходится долго сидеть в четырех (или сколько?) стенах. Надеюсь, Спиваков Вас не разочарует.

Галя - 25. 11. 01.
Оркестр исполнил Вивальди, Моцарта, Чайковского и несколько виртуозных легких пьес с присущим коллективу юмором. (Спивакова, конечно, не было…) Но самое трогательное, наша, так называемая, провинциальная публика. (Я упоминала, что концерт произошел в городе Королев). С приветствием вышел мальчик в смокинге и с бабочкой, выбежала стайка детей, вероятно ученики музыкальной школы, и завалили музыкантов цветами. Следом зрелые матроны, с более пышными букетами. Но это не все. Появились молодые особы с букетами, словно от президента. (Я такой получила из его рук, тогда. . . ) Оркестранты были явно польщены приемом.
Слушала и рассматривала скрипачей, искала похожего на Вас.
И очередной сюжет. В зале увидела особу, с которой мы столкнулись у кассы, когда я покупала билеты: особа в шляпе с большими полями (обожаю поля!!!) выбирала для себя место. Она обратилась к кассирше:
 - Скажите, в зале есть звуковая яма?
Та напряглась, задумалась и, наконец, ответила:
- Яма есть, но ведь оркестранты будут сидеть на сцене.
И вдруг, среди концерта, у меня всплыл этот диалог, и я едва не расхохоталась, что было бы весьма некстати…
После концерта мы пошли получать одежду. Так как зал полон до краёв, то в раздевалке огромные очереди. Я, со свойственной мне расторопностью, долго искала конец своей очереди и предложила Оксанке вообще постоять в стороне и взять, что останется. Так и поступили. В награду, я еще раз лицезрела Шляпу и особу под ее широкими полями. Мы посмеялись вместе с подругой. К счастью, нам остались собственные шубы. Домой вернулись очень быстро, не то, что из Москвы.
Ну что же такое с нами происходит. То "не шуми ты рожь", то Платон Кречет. А не общие ли у нас родители? Может мы вообще родственники, только потерявшиеся в прошлом веке?
Пока не забыла, что такое ратисты? И, выспитесь, пожалуйста.

Давид - 26. 11. 01.
Очень насмешили звуковой ямой для оркестрантов! Такое придумать невозможно - только услышать. А у вас и глаз и ухо!   
А сейчас Вы тоже просто обязаны посмеяться: я тоже не знаю, что такое ратисты. Но, скорее всего - это артисты с перепутанными первыми буквами. Подходит по контексту?
Галочка, разве Вы не знаете, что все люди - братья? просто некоторые родные, другие двоюродные - и так вплоть до тысячеродных и дальше. Так что чего ж...
 Концерт у нас в кармане. Идет большая компания: кроме «моих», один мой хороший друг Володя. Он очень хороший человек и своеобразный – биолог, доктор наук уже совсем молодым, и влюблён в искусство всяких видов и родов. Был очень общителен и любопытен к людям - но несколько лет назад ему вырезали связки: рак. Он почти без голоса: теперь у него встроена машинка, которая позволяет ему говорить своим голосом, но очень тихо и очень мало. Поэтому ему трудно общаться (а он разговорчив), устает и задыхается, так что мы с ним видимся очень редко теперь и мало. Изучил компьютер и очень много помогает мне в моих проблемах (я неуч). Так что Вы увидите почти всех моих людей.
- Ваш недостойный и несолидный Д.

Галя - 26. 11. 01.
 Не помню, чтобы так смеялась. Прибежала из кухни Анна Романовна и в испуге спросила, что случилось. Ратисты свели меня с ума! Это ничуть не слабее звуковой ямы! 
 А вчера был еще один повод для смеха. Собираясь в концерт, я под руководством моей дамы, примерила костюм, который по её словам, соответствует ситуации. Стоя перед зеркалом, с унынием смотрела на чопорную даму в длин-ной черной юбке. Вспомнила обычные в таких случаях слова Бори: - Галочка, надень лучше брючки. - Снимая юбку, сказала Анне Романовне: - Повесьте обратно в шкаф, пусть меня похоронят в этом костюме. – И мы начали хохотать. Как весело жить, если правильно смотреть на вещи! 
Дальше - больше. Ваша философия о братстве выше похвал. Теперь я поняла, что мы близкие родственники. Что такое несколько сот поколений между нами? Не из каменного же века. Как всё подчас странно происходит.
Смотрела нечто о жизни викторианской Англии, где аристократка дочь, сокрушается пренебрежением к порядку, так как грумам не стали выдавать цилиндры при выезде на охоту. Так все красиво, так деликатно звучат слова, обращения друг к другу, замечательные «ратисты», один из которых – Джероми Айрон.
- Поцелуйте, пан, ручку, сделайте мне красиво!   

Давид - 27. 11. 01.
Когда человек смеется - лучше не бывает. Это замечательно. А я тут читаю про философию дао буддизм, и вообще вижу, что ничего нет, и что в этом самая-то и прелесть. Когда ничего нет - это и значит, что есть все. Как вам моя интерпретация?
Обнимаю, целую пани ручки. (А мышки обойдутся.)

Галя - 27. 11. 01. Как и тысячу лет назад.
Ах, как приятно деликатное обращение. Сразу захотелось надеть старинное платье из под которого слегка мелькнет кончик туфельки, и у кавалеров разыграется воображение. У меня есть любимая книга, Япония. "Повесть о Гэндзи" Мурасаки Сикубу. Это большая повесть, в четырех книгах. Читать её довольно трудно и долго, но так волшебно, что нельзя оторваться. Там много удивительного и интересного - обо всем не расскажешь. Женщину не полагалось видеть, и её внешность не имела значения, почти ни на одном из этапов отношений, главное было уметь воспламенить воображение мужчины изящной скорописью писем, утонченными стихами, намекающими на самые возвышенные чувства, а при более близких отношениях, должна уметь тронуть сердце изящными звуками струн, доносящимися издалека, но самое трепетное, от чего кавалеры теряли сознание - мелькнувшим краем рукава или платья из-за занавески; или локоном...
Вы вызвали к воспоминанию об этом своим даоизмом, в котором ничего нет, а, в самом деле - именно всё и есть. В том, что не знаешь или не видишь и есть соблазн. Жаль, я не могу на таком расстоянии, хоть и вполне издалека, тронуть Ваше сердце звуками "Страдания по Матфею" Баха, которые наполняли дом сегодня. Но изящной скорописью письма, надеюсь…
Хорошие у Вас детки, как хорошо, что их много. Я рада за вас, что теребят, заставляют хлопотать, суетится. Я тоже постараюсь. . .
Меня тоже собирается потеребить моя тёзка из Америки, свекровь моей подруги Оксаны. Она приезжает к сыну, а живёт у меня, навещая своих по потребности. Веселая жизнь обеспечена. Галина Сергевна будет учить меня жить. Меня любят учить. Вот и сейчас написала, что в Израиле идет война и это опасно; что климат сильно отличается от нашего, и можно простудиться; и вообще, жить опасно. . . А я утешила ее: - "Ну и пусть". Теперь, с чистой совестью, прощаюсь.
Ваша, на сегодня, почти японка, Г.

Давид - 28. 11. 01.
Приехал мой сын. И, конечно, мы разговаривали, хотя при этом он ухитрялся читать какую-то пьесу Булгакова и радостно хихикал. Я ему предложил взять домой почитать (между молитвами), но он сказал - да когда там время дома читать! Я ему хотел сказать, чтоб вместо торы, но промолчал. Ну а уже позднее включился в сеть и выловил Ваше русско-японское сообщение. Так что и мне уже хочется крикнуть банзай! и броситься. Не важно куда. Но вместо этого я молча пишу письмо.
 Конечно, Ваша Сикуба очень мудрая, как и мои дао-дзены, вообще этот Дальний Восток очень мудрый, еще мудрее (и мудреней) Ближнего. Но мы, европейчики, только на словах признаем их мудрость, а сами, пренебрегая ничем (которое только тогда и есть все, когда ничего), всегда стараемся ухватить обеими руками если не все, то по мере возможности побольше, а вот тогда и получаем в результате ничего. По-моему я уже могу ехать преподавать махаяну в университет города Лысьва (держу пари, Вы не знаете, где это и что это!). Только перед этим еще почитать пару страниц из Сикубы (Это не та Сикуба, про которую Гамлет говорил: "Что он Сикубе? Что ему Сикуба?") Надеюсь, вы поняли и смутно догадались по моим злобным шуткам, что мне жутко завидно, что я никогда в жизни не читал и даже не слышал о Сикубе (ну не могу я не склонять! я так привык!)
А вот интересно - откуда у Вас в доме взялись звуки "Страстей по Матфею"? Это очень здорово. А у нас звучал тоже Бах, Альбинони и Вивальди и еще всякие такие в исполнении на органе моего (опять пропавшего) братца - это я показывал сыну кассету с его дядькой.
Ну вот, теперь уже так поздно, я после напряженного трудового дня и отпаханных тридцати гектаров с чистой совестью иду спать. Только это такое скучное занятие, что перед этим я еще почитаю какую-нибудь умную книгу (вот тут-то мне быстро захочется спать, на что и расчет!)
Целую пани ручки и щечки. Во как. Спокойной ночи, тушите свет. - Ваш Дао-Дзынь.

Галя - 28. 11. 01. Смеюсь.
 Если вы посмотрите на время, то удивитесь, до чего же я усидчивая.
Нагулявшись в собственном саду, выловила ваше письмо. Положительно, иные неприятности приносят пользу и высекают искры, от которых радостно вспыхивает душа. Завтра утром я прочитаю его еще раз и снова рассмеюсь. Как же хорошо прошел день! Вижу чертиков в ваших глазах (на фото).
 Сразу спрошу про махаяну и университет города Лысьва. Звучит гордо.
 Чувствую крупный пробел в образовании, а поучатся, говорят, нужно, даже, если поучение написано на стене.
Ну, что вы скажете про очередные совпадения? "Страсти" периодически звучат не только в стенах дома, но и в душе, - гармоничное звучание.
 Мне Ваш сын безмерно симпатичен, ведь он живет по законам торы и к тому же, способен смеяться над Булгаковым. Благословен ваш род! 

Давид - 29. 11. 01.
Махаяна - что-то из буддизма, философия предшествующая (давно-давно) дзэн, который, кажется, дожил до наших дней. Дожила. Я не большой специалист - так, шучу, чего-то читал, но все забыл.
 А город Лысьва меня насмешил. Это была одна из театральных дыр, где я прожигал свою режиссерскую молодость, махонький уральский городок, черный как сажа, там какой-то металлургический комбинат и театр и больше ничего (но совсем не значит - всё). Вы его окрестили - лысьево, Университет там откроют в 3001 году - вот тогда я там и буду читать лекции. Ну, теперь Вам все про меня ясно?
 А вот выспаться мне никак не удается - почему-то в такую рань просыпаюсь.
 - Ваш Ворон.

Галя - 29. 11. 01. Прошу, выспитесь днем.
Милый мой человек, нуждаюсь в "прикосновении". Последние несколько дней обо мне очень заботилась Анна Романовна, поэтому сейчас, когда она уехала "восстанавливаться", я испытываю некоторую эйфорию, хотя надо признаться, что у нас вполне пристойные отношения. Дел на сегодня достаточно, а мне хочется уклониться. Как хорошо, что я сегодня выспалась! Сразу вспоминаю Борину присказку на эту тему, основанную на подлинной истории: Гостья, изнемогая от жажды, выпила, наконец, стакан воды и удовлетворенно сказала: - Господи, как я хотела пить. . . Через непродолжительное время она снова подтвердила свое удовлетворение: - Как же я хотела пить. - Потом опять. . .
Так и я: - как же я хотела спать. - После такого признания Вам ясно, почему я так настойчиво забочусь о вашем сне.

Давид – 30.11.01.
Совопад, или как я хотел спать!   
Это так может перевести иностранец на свой язык слово "совпадение". Если не "падение сов" - это уже верняк! Это известие должно было исправить Вам плохое настроение. Тем более что Вы поспали. Галочка, я так и представляю, что Вы очень настроенческая женщина! Я тоже подвержен этим слабостям, поэтому понимаю. (Вы хоть можете заснуть по заказу! Замечательная способность.) Я вместо этого съедаю шоколадку. (Это я почти сочиняю про себя. Но все же почти - вот и угадайте, в чем же, правда.) И я переезжаю все раньше и раньше, уже засыпаю за столом. А проснусь снова в пять. Надо напиться!   
 
Но вне всякого юмора, у нас события действительно грустные. Два дня подряд арабы стреляют, взрывают, вчера погибло четыре человека, и не на территориях, а в "зеленой черте"! Именно Вас воспел Горький в песне о соколе. Вот почему самолеты летают пустыми (как говорят). А сейчас что-то они совсем распустились. Я ударился в политику. Бесплодное дело. Но это я в связи с вашим визитом в "опасную зону".
Так о чем это я? А!.. О боже, как я хотел спать!   


              Читать след главу http://www.proza.ru/2016/09/04/1939