10 января 1870 года состоялось Торжественное открытие Министерской женской гимназии (утверждено императорским Уставом от 24 мая в 1869 г.). В нём приняли участие первые 23 воспитанницы.
В 1909 году, учитывая педагогические достижения гимназии и расценивая её, как «...очаг просвещения русских женщин в древнем Киеве...» гимназия получила название Святой Княгини Ольги, а в просторечии стала называться Ольгинской.
О том, почему гимназии присвоили имя именно Ольги, в разных источниках даются такие пояснения. Во-первых, княгиня Ольга считается небесной покровительницей вдов, новообращенных христиан, просвещения и образованных женщин, а, с другой стороны, покровительницей гимназии стала дочка императора Николая - Великая Княжна Ольга.
ЗДАНИЯ ГИМНАЗИИ
До июля 1892 года у гимназии не было собственного помещения и она размещалась в арендованных зданиях: с ноября 1869 до июля 1874 года на Андреевском спуске, в доме наследников статского советника Попова-В. Н. Фон-Ререн и Е. Н. Квитковской- около Андреевской церкви;
с 1874 по 1878 год - в доме на углу Большой Владимирской 23 и Софийской 27,прямо напротив Софии Киевской принадлежал киевскому купцу 1-й гильдии , гласному (депутату) Киевской городской думы, владельцу кирпичных и стекольных предприятий и ряда обширных усадеб в центре города - Фридриху Густавовичу Михельсону(1840-1908);
с 1878 года - на улице Михайловской 24, принадлежавшием госпоже Рапопорт, а с марта 1885 года, находившийся в собственности доктора медицины, доцента Киевского университета - Александра Степановича Яценко (1842—1897).
Этот двухэтажный дом был построен в 1872-1873 годы по проекту архитектора РОМУАЛЬДА ГРИГОРЬЕВИЧА ТУСТАНОВСКОГО. В 1874 – 1875 годы , по его же проекту, дом был дополнен достройкой трехэтажных крыльев, а в 1897-1898 годы- выполнена надстройка мансарды. Сооружение декорировалось в романтической манере, напоминая строения западноевропейского средневековья. Удачное расположение усадьбы гарантировало неизменный спрос.
Первые этажи, как водится, занимали магазины. В крыле со стороны улицы Прорезной была устроена гостиница под названием «Женева». Здесь останавливались те, кого привлекал уют киевской старины. Реклама извещала: «Прекрасно меблированные комнаты, с новою изящною обстановкою. Цены весьма дешевые. Прислуга очень аккуратна. Гостиница расположена рядом с телеграфною станциею, вблизи Крещатика и театров, в нескольких саженях от Софийского собора, Михайловского монастыря и здания присутственных мест».
Дома 24-А, 24-Б, 24-В и 24-Д на Михайловской улице – включали: гостиницу, три жилых дома, служебное здание и флигель. Жилое здание (24А) было возведёно в 1877 году архитектором ВЛАДИМИРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ НИКОЛАЕВЫМ в стиле неоренессанс, а позднее надстраивалось. Гостиница (на углу ул. Трёхсвятительской, 13) и жилое здание (24В) были возведены в стиле эклектизм по проекту гражданского инженера ГАВРИИЛА ПЕТРОВИЧА ПОЗНЯКОВА. В 1887 году построили ещё одно жилое здание в стиле эклектизм по проекту военного инженера, полковника- ВАДИМА ПЕТРОВИЧА КАТЕРИНИЧА. В 1875 году по проекту архитектора ПАВЛА ИВАНОВИЧА СПАРРО возведёно служебное здание (24Д) Флигель в кирпичном стиле построен в конце XIX - начале XX века.
С 1892 по 1914 год гимназия располагалась на улице Терещенковской, 2 (бывшая ул. Репина, сейчас Терещенковская, 4), в служебном флигеле, прежде принадлежавшем Первой мужской гимназии.
Здание было построено по проекту архитектора АЛЕКСАНДРА ВИКЕНТЬЕВИЧА БЕРЕТТИ. Територия включала 1670 кв.сажень земли с флигелем и службами.
В 1890 году разработку проекта ремонта и перестройки здания для гимназии поручили губернскому инженеру ЯКОВУ ВАСИЛЬЕВИЧУ КРИВЦОВУ. В качестве исполнителя работ выступил гражданский инженер ГАВРИИЛ ПЕТРОВИЧ ПОЗНЯКОВ.
Производство всех работ взяла на себя компания киевского строителя купца Лазаря Павловича Черноярова, владевшего в окрестностях Киева пятью кирпичными заводами. Ремонтные работы компания провела достаточно быстро: с 15 сентября 1891 года - до 1 сентября в 1892 года. Так что гимназия наконец смогла начать учебный год в собственном помещении. Капитально перестроенный флигель и примыкающая к нему пристройка образовали единый двухэтажный каменный корпус, выходящий фасадом на Алексеевскую улицу.
Общая стоимость всех работ составила 55044 рубля 65 копеек
В нижнем этаже помещалась квартира главной надзирательницы, 5 классов, физический кабинент, комнаты преподавателей и классных надзирательниц, учительская, приемная и две гардеробных комнаты для учениц.
В верхнем этаже находились: просторный рекреационный зал, 9 классов и помещение для библиотеки. Все классные комнаты – светлые и просторные. Полы во всех классах – паркетные, в зале устроено электрическое освещение. В части двора, примыкающей к зданию, был разбит палисадник, где ученицы могли гулять в свободное от занятий время.
Однако, уже через несколько лет, гимназия вновь стала нуждаться в расширении.
В 1897 году архитектор КАРЛ ФРИДРИХОВИЧ ШИМАН подготовил проект трехэтажной перестройки, но к работам не приступили.
Во время Первой мировой войны (1914-1918 ) здание было передано под лазарет.
В 1925 году здание было капитально отремонтировано и передано Всеукраинской Академии наук.
Сейчас здесь расположено одно из подразделений НАН Украины.
В 1909 году молодому архитектору ПАВЛУ ФЕДОТОВИЧУ АЛЕШИНУ (1881 – 1961) было поручено подготовить проект строительства гимназии на углу улиц Владимирской и Фундуклеевской (теперь ул. Б. Хмельницкого).
По этому проекту, впервые в одном учебном здании, были четко выделены три зоны - учебная, общественная и жилая (квартиры учителей), а все классы ориентированы одинаково на северо-восток. Жилой корпус вынесен в отдельный объем и соединен крытым переходом с учебным, сдвинутым с красной линии улицы Б. Хмельницкого. Также в отдельный объем с отдельным входом, выносились учебно-вспомогательные помещения, гимназическая церковь и актовый зал. Функциональная структура нашла адекватное выражение и в объемной композиции здания, которое автор трактовал как крупное общественное здание и важный градостроительный акцент.
В июле 1914 года началось строительтво, однако, в связи с началом мировой войны, строительство затормозилось. Состоянием на середину 1917 года была завершена коробка здания, выполнены перекрытия, лестница и кровля. Однако, разместиться в новом здании Ольгинской гимназии так и не пришлось.
В наши дни- Национальный научно-природоведческий музей НАН Украины.
ОПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ
При открытии гимназии, оплата составляла - 15 рублей в начальных 4-х классах и 25 рублей в старших классах. Кроме того, за необязательные предметы такие как французский и немецкий языки,танцы, рисование - взимались дополнительные 5 рублей.
С 1873-74 учебного года – оплата составила: в подготовительном классе – 10 рублей, а во всех остальных - 25 рублей, а за новые языки - до 7,5 руб. В последующие годы оплата также неоднократно повышалась.
В тоже время, Педагогический Совет гимназии неоднократно рассматривал просьбы об «освободении от платы за учение заслуживающих того по своему поведению и прилежанию детей совершенно недостаточных родителей.»
Однако количество таких учениц не должно было превышать 20 % от общего числа учащихся. В частности, в Постановлении правления указывалось, что только в 1890 году, за 37 малоимущих учениц, что составляло 9% от общего количества учениц гимназии, Общество заплатило 1635 рублей.
В 1873 году было добавлено существенное положение, согласно которому лицам, служащим или прослужившим не менее 10 лет в женских гимназиях и прогимназиях министерства народного просвещения, предоставлялось право бесплатного обучения своих дочерей в этих учебных заведениях.
В 1888 году были учереждены три стипендии от частных лиц. Две были установлены – женой коллежского секретаря Анной Алесандровной Грековой, внесшей в фонд 2000 рублей и одна – женой профессора Киевской духовной академии - Евгенией Ковальницкой (Захарьевской), пожертвовавшей - 1000 рублей.).Ежегодно на проценты от вкладов этого фонда оплачивали учебу трем воспитанницам.
ПОПЕЧИТЕЛИ ГИМНАЗИИ
Почетными попечителями гимназии были : помощники попечителя Киевского учебного округа А.А.ПОПОВ и граф А. А. МУСИН-ПУШКИН, а так же О.А.ГРИГОРЕНКО, М.В.ТАРНОВСКИЙ и Ф.А.ТЕРЕЩЕНКО.
Граф АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ МУСИН-ПУШКИН(1855-1918) - в 1890—1899 годы - помощник попечителя Киевского учебного округа, затем член Совета министра народного просвещения; камергер. Автор ряда работ в области педагогики: «Чем должна быть наша среднеобразовательная школа» (СПб, 1902), «О необходимости национального направления нашей школы» (Петроград, 1915), «Образовательная школа в России и ее значение» (Петроград, 1915) и др.
МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ ТАРНОВСКИЙ (1865-1943) - учился в Московском реальном училище. С 1886 по 1889 годы - находился зарубежом, в том числе, в 1889-1894 годы постоянно жил в Швейцарии, где получил высшее образование. М.В.Тарновский свободно владел пятью языками, хорошо рисовал и писал стихи. С 1902 года служил чиновником особенных поручений при киевском губернаторе, воспитывал детей, при этом основное внимание уделял фотографированию, являясь членом правления фотографов – любителей общества «Дагер», участвовал в фотовыставках, получал призы и награды, в том числе на «Международном салоне художественной фотографии» в Киеве в 1911 году. В 1920-е годы он передал коллекцию своих фото Первому государственному музею (сейчас- Национальный музей истории Украины).
Почетным попечителями гимназии был: известный украинский предприниматель и меценат,гласный(депутат)Городской думы (с 1883 г.)ФЕДОР АРТЕМЬЕВИЧ ТЕРЕЩЕНКО(1832-1894)- тот самый, который в своем доме на улице Терещенковской, 9 устроил картинную галерею, известную, как киевский художественный музей.
Кроме того, в 1888 году при гимназии были учреждены 3 стипендии на обучение трех воспитанниц. Две- имени Софии и Александры Грековых,— пожертвованный капитал 2 000 рублей (внесен женой коллежского секретаря Анной Александровной Грековой), и одна — имени жены профессора Киевской Духовной Академии Евгении Ковальницкой (урожденной Захарьевской); пожертвованный капитал 1 000 рублей. Оплата производилась из процентов на эти средства.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Как указывалось в начале, при открытии гимназии было принято 23 воспитанницы: в 1-класс поступило 9 учениц и в 5-й – 14.
Число воспитанниц из года в год увеличивалось. Состоянием на 1913 год в гимназии было 14 классов, а число воспитанниц достигало 550.
Ученицы, которые окончили общий курс обучения ( 7 классов) в гимназии, получали, не проходя испытаний, свидетельство на звание домашней учительницы по тем учебным предметам, в которых показали хорошие результаты.
Кроме того, девушки, которые успешно окончили восьмой( педагогический) класс, - без особенного дополнительного испытания получали звание домашней учительницы, а тем, кто получил медаль- домашней наставницы.
Это было самым главным преимуществом Киевского женского заведения над другими образовательными системами Министерства народного образования и Ведомства Императрицы Марии, где звание домашней наставницы давалось лишь тем выпускницам, которые не только прошли курс педагогического класса, но и удостоены при его окончании медалью.
Благодаря такому подходу, в 8-й (педагогический) класс принимались лучшие из тех, кто высказал желание продолжить обучение.
Всего к 1895 году, то есть за 25 лет существования гимназии, окончили полный курс – 1003 ученицы. В том числе, награждены: золотыми медалями - 100 выпускниц и серебряными- 54, окончили со званием домашней наставницы – 457, со званием домашней учительницы- 537.
Среди учениц гимназии были представительницы из различных социальных сословий . Примерно половину составляли девочки из семей дворян, чиновников, а также духовенства, по вероисповеданию- как православного, римско-католического, лютеранского и иудейского.
В первый класс принимались девочки 9-ти лет, которые умели читать и писать на русском языке, а также знали основные православные молитвы, а в приготовительный класс - от 7 лет, умеющие читать.
Учебный год в женской гимназии длился с 15 августа по 15 июня.
Занятия в гимназии проходили пять дней в неделю ( с понедельника по субботу) и включали ежедневно по 5-6 уроков.
Занятия начинались ежедневно в 9 часов утра, каждый урок длился час. Между уроками были перерывы, по 10 минут каждый, а между 3-м и 4-м уроками – полчаса для отдыха и завтрака.
При этом гимназистки должны были приходить в учебное заведение за четверть часа до начала уроков для общей молитвы.
Расписание уроков на 1910-1911 учебный год предусматривало: обязательные ежедневные уроки во всех классах «закона божьего» или «духовного пения»;
в младших классах изучались : арифметика, история, география и природоведение;
в старших - добавлялась физика , вместо арифметики- математика, вместо природоведения- космография (основы астрономии) и гигиена;
при этом во всех классах в расписании были уроки каллиграфии, рисования, рукоделия и танцев.
Особое внимание уделялось изучению как русского языка, включавшее грамматику и ознакомление с важнейшими произведениями словесности,так и иностранных
- французского, немецкого и английского языков.
При этом расписание было составлено так, что в некоторые дни роки языка следовали один за другим- русского, французского, немецкого или, как вариант, английского языка.
Что касается 8 (дополнительного педагогического) класса, то основу составляли: педагогика, методики преподавания арифметики и русского языка, а также физика, математика, русская словесность, история и английский язык.
В расписании уроков на 1910 -1911 учебный год в гимназии английский язык преподавался, начиная с 3 класса (1 урок в неделю), в 4 и 5 классе – 4 урока, в 6 классе – 1 урок , в 7 классе – 3 урока, в 8 классе – 1 урок (преподаватель - ЭМИЛИЯ ФЕРДИНАНДОВНА ЯНСТА.
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА
Как и в других гимназиях, здесь устраивались литературно-музыкальные и танцевальные вечера.
Так, в Концертний сезон 1867–1868 года проводили литературно-музыкальное утро, на котором читались стихи поэтов И. Никитина, А. Майкова, романсы композитора Виктора Пасхалова на стихи поэта Аполлона Григорьева, «Caprice», «Romance Fleurette» («Романс Флеретт») немецко-швейцарского композитора Йозефа Раффа
На другом литературно-музыкальном утреннике в гимназии ученицы читали басни И. Крылова,отрывки из романа «Евгений Онегин» А. Пушкина, балладу А Толстого «Слепой» а также исполняли фортепьянные произведения композитора Ференца Листа
БИБЛИОТЕКИ И УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ
В гимназии была фундаментальная и ученическая библиотека , а также физический и естественно-исторический кабинеты. Фундаментальная библиотека имела на 1895 год 2025 названий книг в 3845 томах; библиотека ученическая – 1020 названий в 1924 томах; имелись необходимые учебные пособия, включая атласы, глобус, географические и исторические карты.
Заведующими фундаментальной библиотекой были:
И. П. Давидович (1872 - 1878); A. Т. Нежулий-Белоусов(1878 - 1879);
B. И. Ростоцкий (1879 - 1879);В. И. Щербина (1879 - 1885);
П. И. Бельченко (1885 - 1889); Г. Н. Флоринский(1889 - 1891);
А. С. Яворская (1891)
Заведующими ученической библиотекой были:
Л. А. Лазова (1870 - 1876); Л. Г. Степанова (1876 - 1878);
Н. В. Комаровская (1878 - 1889);M. Н. Недзельская(1889)
ПАМЯТНЫЕ СОБЫТИЯ
За годы работы гимназии, её посещали чиновники высшего ранга. В том числе министры народного просвещения: в 1873 году граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823-1889); в 1881 году барон Александр Павлович Николаи (1821-1899); в 1892 году граф Иван Давыдович Делянов(1818-1897), а также попечители Киевского учебного округа: Платон Александрович Антонович (1811-1883), Сергей Платонович Голубцов (1810-1888) и другие.
19 августа 1885 года гимназию посетила императрица Мария Федоровна в сопровождении великой княгини Марии Павловны. После приветствия помощника попечителя киевского округа Ивана Яковлевича Ростовцева (1831-1917), императрица и великая княгиня проследовали в актовый зал, где поздоровались с воспитанницами. Ученицы, как их учили, приветствовали императрицу глубоким реверансом, а ученица 1 класса преподнесла ей букет роз. Гимназический хор исполнил национальный гимн. Императрица подошла к ним и поблагодарила за пение. Затем стала обходить ряды девочек, обращаясь к некоторым из них с вопросами на французском языке и выразила одобрение их хорошим знаниям языка, после побеседовала с некоторыми преподавателями. Далее императрица обошла классные комнаты и, вернувшись в зал, выразила главной надзирательнице Гогель удовлетворение образцовым порядком, в котором находится гимназия.
В 1913 году, во время празднования 300-летия дома Романовых, царская семья в полном составе прибывала в Киев и для торжественной ее встречи по пути следования выстроены были колонны людей.
Гимназистки Ольгинской гимназии, нарядные, в белых передниках, стояли шеренгой на тротуаре Владимирской улицы. При появлении экипажей с высокими гостями, гимназистки должны были застыть в книксене (приседание с поклоном). Одна из учениц гимназии - Надя Вакар ( читайте далее) была в числе этих гимназисток и так описывает свои впечатления : «перед нами проехала в экипаже вся царская семья: царь Николай, Александра Федоровна, царевич и три дочери. Ехали медленно в открытом фаэтоне. Царица и все дети в белом и в белых больших шляпах.»
ВРАЧИ ГИМНАЗИИ : Варвара Тихоновна Бедиякова; Екатерина Николаевна Кентницкая; Ольга Георгиевна Лебова (1891-1894); Александр Трофимович Туроверов (с 1894 г.); Эмилий Фердинандович Функе (1872-1891)
Варвара Тихоновна Бедиякова была врачем и в гимназии А.Т.Дучинской
ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
1.Вихрущ Н. Б. «Розвиток теоретичних засад змісту освіти в середніх школах України (друга половина ХІХ – початок ХХ століття) »
2.Загладько Аліна Олексіївна «Фортепіанна компонента у концертному житті Києва 70–80-х років XIX століття(за матеріалами періодики)»