Еркегали первоклассник

Дария Джумагельдинова
Глава из книги "Еркегали по прозвищу  Кошмарик"

Книгу назвали лучшей детской книгой за последние двадцать лет в Казахстане. Первое предисловие написала директор библиотеки им. Бегалина С.К. Раева.  Она была полностью напечатана в журнале "Нива". Книга имеется во всех детских библиотеках и в некоторых магазинах, имеется спрос.




ЕРКЕ - ПЕРВОКЛАССНИК

В жизни каждого  человека происходят  знаменательные события.  Для меня  первое сентября – особый  день. Я был  уверен что, став первоклассником,  буду уважаемым ребенком, в памяти осталось, как  родители готовили меня в школу.  Мы объездили много магазинов,  в каждом мне приходилось мерить одежду,  наконец, с трудом мне  подобрали школьный костюм и обувь.
Вот и наступило  долгожданное утро. Ранним утром отец привез огромный букет цветов.  С утра мы торопились, и даже  не разрезали торт, который испекла бабушка.
 Осеннее  солнце  нещадно слепило глаза, и было очень жарко,  я стоял с  родителями  в толпе, до нас не  доходили  слова директора школы и кучи чиновников. В толпе послышались недовольные голоса родителей,  одни торопились в детский сад, другие на работу,  а выступающих невозможно было оторвать от микрофона, они сменяли друг друга, не замечая  недовольства толпы.  Мой отец бегал с видеокамерой, мама  советовала ему, как и в каком ракурсе снимать. Это был знаменательный день и для моих родных. 
Первый школьный звонок, прозвенел в руках  малышки-первоклассницы,  которую старшеклассник высоко поднял и нес на руках. Из толпы слышались недовольные возгласы, наконец, администрация школы догадалась  прислушаться к ним.  Я  отдал букет учительнице, она  радостно  улыбнулась. Какая хорошая у меня учительница! – подумал я.  Мы вошли в здание школы, коридор оказался огромным,  с  двух сторон,  с обеих лестниц спускались и поднимались школьники,  никогда я не видел такого количества детей.
       Меня наполняли чувства радости и торжества. Учительница - красавица, класс  светлый и приветливый, мы  не  отводили от нее  глаз и ловили  каждое  ее слово. Накрахмаленный воротник рубашки  натер шею, мне было больно, узел  галстука  душил и мешал поворачивать  голову. Прошло несколько часов, как мы  в школе. Мне  срочно захотелось  в туалет, я умоляюще смотрел на учительницу. Она отводила взгляд, словно не замечала, как я ее мысленно умоляю, терпеть я больше не мог и выскочил из класса.
В коридоре  дежурный остановил меня, и предупредил, что во время занятий  нельзя без разрешения   гулять. Я объяснил ему, что ищу  туалет.  Когда  вышел оттуда, то  растерялся, так как  не запомнил,  ни  класса, ни имени учительницы. Стоял  в коридоре и беспомощно озирался, пока  улыбчивая учительница,  взяв меня за руку, не стала стучаться в классы и спрашивать учителей: не потерялся ли у них ученик? С трудом мы нашли наш класс, учительница не скрывала  своего негодования.
- Почему  ты  без разрешения   выскочил из класса? – спросила она меня.
- Я хотел в туалет –  выпалил я.
Послышался детский смех, мои одноклассники  смеялись  надо мной.
- Это же Кошмарик! - раздался голос моей соседки по дому.
- Он и в садике был такой!
Учительница, кажется, заинтересовалась сообщением моей одноклассницы.
- Дети! Естественные нужды справляйте на перемене! – обратилась она к ученикам.
- А что такое естественные нужды? – раздался чей-то голос.
- Это когда  хочешь в туалет. -  с серьезным видом подсказала голубоглазая ученица с первой парты, которая была мне незнакома.
- На этот раз я тебя прощаю! – хмуро  заявила  Асель Нурлановна.  В следующий раз ты будешь наказан, если нарушишь дисциплину.
- А что за это  будет?  – спросил Арман.
Я поставлю  двойку  каждому, кто  без разрешения будет гулять по школе.  И вызову родителей – предупредила учительница.
  Первый день пребывания в школе разочаровал меня,   поблекли  все краски…
Еще вчера, я радовался, услышав, поздравления  соседей и родных. Для меня стало мучением,  просыпаться  рано идти в школу, к моему огорчению в субботу мы тоже учились. Прошел месяц, у  меня  появились проблемы,  в тетрадках - сплошная  грязь. А мне  так хотелось, чтобы мной восхищались и хвалили. Я настраивал  себя:  «Еркегали ты теперь – первоклассник. Ты должен стать отличником,  если будешь  плохо учиться,  вновь станешь  объектом  издевательства  детей и сестры».
Я должен сделать все, чтобы мной гордилась моя семья и бабушка! -  С такими мыслями я возвращался домой.
К  удивлению родителей я рано засыпал.  Проснувшись,   забывал, про свои огорчения.

              ССОРА С УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ
 После перемены, в класс мы возвращались потные и испачканные, иногда с ссадинами.
  Учительница возмущалась  нашим внешним видом.
- Неужели жить нельзя  без потасовок? – вопрошала она.
         Все ученики,  в том числе и я,  ходили  в школу в новой школьной форме и  изнывали от жары. Негде  было повесить   пиджаки,  обливаясь потом,  мы сидели за партой и не могли дождаться окончания уроков. Учеба была не в радость. Солнечные лучи, как назло  скакали по  доске и классу, отвлекали  от уроков, приглашали  поиграть, повеселиться.  Я следил за  зайчиками,  и совсем  забыл, что сижу  на уроке. Грубый окрик учительницы привел меня в чувство.
Новое задание  я не запомнил, и не смог повторить.
Учительница негодовала, она закричала: « сядь!». Как будто обращалась к собаке. Я чувствовал, как холодный пот  струйками ползет  по спине. Мой турецкий костюмчик,  купленный за большие деньги мамой, превратился в кольчугу.  Почему-то стало чесаться тело, тяжелеть плечи,  и зачесалась попа. Я заерзал, не мог   дождаться окончания урока,  ничто больше  меня не интересовало,  я  перестал следить за учительницей и не  записывал то, что она писала  на доске. Асель Нурлановна   видела, что я  не очень комфортно  себя  чувствую, но вместо сочувствия,  она стала требовать, чтобы я не отвлекался. Когда стало невмоготу, я соскочил, и хотел выбежать  из класса. Учительница остановила меня и потребовала  вернуться и сесть на место, я ослушался ее и убежал.  Прямиком кинулся в туалет. Там никого не было.
Большой проблемой для  учеников младшего класса является  посещение туалета. Старшеклассники занимают кабинки и делают вид, что не замечают, как мы корчимся от нетерпения. Они там  болтают,  курят. Недавно один мальчик из нашего класса  не выдержал, старшеклассники его туда не впустили. Его мама приходила  в школу разбираться. После этого для учеников младшего класса  выделили туалет на верхнем  этаже и  предложили посещать его  группой и в случае, если он закрыт,  обращаться  к учительнице.
          Когда я вернулся учительница, встретила меня у дверей и была настроена,  продолжить наш несостоявшийся разговор. Весь класс  с любопытством смотрел на нас.
- Что Еркегали, для тебя не существует школьных правил?  Героям  без причины можно  вставать и уходить из класса? – спросила она меня с ехидством.
- Если ты считаешь, что тебе не надо подчиняться общепринятым правилам,  в мой класс можешь не приходить. Что на этот раз случилось с Вашим высочеством? 
Я молчал. Мне не хотелось становиться посмешищем всего класса.
- Что не выдержал? Сколько раз я предупреждала вас естественные нужды справлять во время перемен. Для этого она вам дается.   Я считаю, раз ты сорвал мой урок - назови причину внезапного исчезновения?
           Я обратился умоляющим взглядом к учительнице: 
           -Асель  Нурлановна можно  потом я  назову причину? 
           - Нет! – отвечай перед всем классом! Теперь мы все – единая семья!
- У меня зачесалась попа!  Класс засмеялся.
- Ты издеваешься надо мной Ахмеров! Пусть завтра придут твои родители!
Я разозлился:
-Асель  Нурлановна! Вы думаете, легко детям  сидеть на уроках? В классе жара!  Не только у  меня  одного зачесалась попа.  У всех  детей такие  проблемы,  только  они стесняются признаться.
- Значит в нашем классе один ты такой бессовестный!
Я обратился ко всему классу:
- Поднимите руку, у кого как у меня зачесалась попа!
Почти весь класс  поднял руки.
-  Кошмарик  вон из класса!   - буквально завизжала  учительница.
          Как вы поняли, это прозвище закрепилось и в школе за  мной.
В коридоре было  относительно  тихо. Я встал у двери и стал, прислушивался к шуму в классе.  Асель Нурлановна  не могла успокоить класс, мои  одноклассники делились с   учительницей  своими  проблемы. Таня –  голубоглазая  ученица требовала  подойти к ней,  и поглядеть на  ее пальчик,  она натерла  его ручкой. Другие  ученики признавались, что им тоже жарко и  с ними  происходит тоже, что и с  Ерке.
        - Хватит! – закричала учительница,  и ударила указкой по столу,  от испуга я  вздрогнул. Наступила тишина.
Дверь соседнего класса раскрылась,  учительницей в этом классе  была немолодая женщина. Она предложила детям, дать возможность отдохнуть пальчикам.  Дети повторяли за ней стихи:   
Мы считали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немного отдохнем,
И писать опять начнем.
Я позавидовал ее ученикам. Моя бабушка как-то рассказывала, что есть специальные упражнения  для учеников младших классов,  их рекомендуют делать  каждые двадцать минут, чтобы дети могли отвлечься и отдохнуть.  Моя молодая красивая учительница то ли о них не знала, то ли забыла.  За спиной  я услышал шаги,  ко мне подошла директор школы.
- Герой, почему  не на уроке?
Я не успел даже испугаться. Потом мне объяснили ученики, что директора надо бояться.  Я так  и не понял, почему  ее надо бояться.  Я не успел объяснить,  она открыла дверь и спросила:
          - Вы тут никого не  потеряли? Вот ваш ученик -  и легонько втолкнула меня в класс. 
Асель  Нурлановна  буркнула:  «Хорошо было бы, если   он совсем потерялся».
           Директору не понравился ее ответ.
           - На перемене  зайдите в кабинет!
Я  увидел  обозленное  красное лицо учительницы.