Встреча с гадюкой

Виктор Кутуркин
“Змеи, змеи кругом, будь им пусто…”

Эти строчки моего любимого В.С. Высоцкого не выходят сегодня из головы. Я иду по Карельскому лесу. Конец августа, последние дни уходящего лета. Накануне прошли дожди, почва в лесу хорошо увлажнилась, и повылезали грибы. Сегодня тепло, даже жарко. У каждого грибника есть свои излюбленные места. Есть такое место и у меня. Когда–то, лет пятнадцать назад, здесь возвышались высокие корабельные сосны, но заготовщики леса добрались и сюда. Сосны спилили и вывезли трейлерами, но часть заготовленного леса осталась. Теперь эти бревна гниют и разлагаются, и трухлявые пни встречаются на каждом шагу. Но молодая поросль быстро пошла в рост, зашелестели листьями березки и осины, потянулись вверх елки. Жизнь леса продолжилась.
Грибники обходят эти  места стороной, уж очень неудобно пробираться сквозь заросли молодняка. Чуть зазевался и по глазам может хлестануть ветка осины или елки. Куда приятнее ходить по бору: ноги ступают по приятному мху, а редкие высоченные сосны не мешают видеть грибы за десятки метров. Но я-то знал, что здесь полно подосиновиков с желтыми шляпками, черноголовиков, белых грибов, прячущихся под еловыми ветками. За какой-то час здесь можно набрать полную корзину.
Ничего удивительного нет в том, что эту часть леса облюбовали змеи. Не проходило ни одной прогулки, чтобы я не повстречал в этом месте гадюку. Но сегодня это уже был четвертый экземпляр. На крохотной полянке, освещенной летним солнцем, на невысоком мху грелась гадюка. Темно-серая, с правильными ромбиками на спине, нарисованными будто тонкой кистью художника. Я стоял в двух метрах от нее и не шевелился. Говорят, что змеи ничего не видят, но зато у них хорошо развит слух. Те  три, которые попались мне раньше, сразу уползали, почуяв шаги, но эту гадюку я увидел издалека и приблизился к ней медленно и осторожно.
В Выборгском и Приозерском районах Ленинградской области змей можно встретить довольно часто и не только в лесу. Не забуду, как однажды гадюка заползла на наш участок и расположилась на песчаном откосе вырытого пруда. Первой ее увидела жена и с криком взлетела на крыльцо. Пытаясь подцепить змею черенком лопаты, я неловко сбросил ее в воду. Надо было видеть как грациозно, высоко подняв голову, металась она по поверхности пруда. Я не успокоился, пока не закинул змею далеко в кусты. С тех пор жена перестала ходить в лес за ягодами и грибами.
Не понимаю и осуждаю людей, которые убивают змей. Думаю, что любое живое существо, созданное природой, поддерживает необходимое природное равновесие. Об этом очень хорошо написал в одном из рассказов Рэй Брэдбери.
В прошлом году, какие-то отморозки убили и бросили на оживленной дороге двух гадюк. Долгое время это зрелище пугало дачников с детьми, ходивших купаться на лесное озеро.
А еще в этом есть какая-то необъяснимая мистика. Как-то давно мама убила змею, попавшуюся ей на лесной тропинке. Через две недели она сломала руку, перелезая через канаву.
Я никогда не смогу убить змею. Мальчишкой я, бывало, подбирал ветку и гонял ужа или гадюку, играл, что называется с огнем. Но все это в далеком прошлом.
…Еще пару минут я стою, внимательно разглядывая это совершенное создание природы, затем слегка шевелю ногой траву. Змея немедленно реагирует на шорох и распрямившись, не спеша уползает за ближайшую елку. Проводив ее взглядом, я продолжаю прогулку. Меня ждут грибы!
       Фото автора /Карельский перешеек, Ленинградская область,  станция Яппиля//