Неграмотность - причина ересей в средние века и се

Наталья Карпова 7
 причины возникновения ересей (в .т.ч. - ереси "жидовствующих") в ср. века в России


В ср. века в России видное место занимала брьба с ересями и суевериями. Тальберг указывает на две основные причины появления ересей. Первой является религиозное невежество, а второй (тесно связанной с первой) - печальное состояние "шольного вопроса" - т.е. - религиозного образования. Закрылись школы даже в Новгородском крае, более образованном" ( Тальберг, История Русской Церкви, с.449. ) Св. Геннадий архиепископ Новгородский жаловался митрополиту Симону : "Приводят ко мне мужика в попы поставить, я приказываю ему читать Апостол, а он и ступить не умеет... Я отказываю ему, а на меня жалобы: земля, господине, такова; не можем добыть, кто бы умел грамоте." - там же. Владыка умолял великого князя и митрополита завести повсюду школы, в которых учили грамоте и Псалтири. ( Тальберг, с. 450). На почве религиозного невежества и безграмотности появлялись языческие суеверия и ереси, именно эта безграмотность явилась причиной появления просветительного движения в Русской Церкви. Как известно, борьбу с этим злом возглавили преподобный Иосиф ивладыка Геннадий. Рассмотрим в этой связи борьбу с ересью "жидовствующих" , по Тальбергу. О ее возникновении в 1470г. пишет Карамзин: "Был в Киеве жид, именем Схария, умом хитрый, языком острый; в в 1470г приехав в Новгород с князем Олельковичем, он умел обольстить там двух священников, Дионисия и Алексия...." Завелась жидовская ересь. Тальберг пишет, что трудно поверить, чтобы Схария мог легко распростронять ересь, если бы мудрость его состояла единственно в отвержении христианства и прославлении жидовства. Св. Иосиф Волоцкий называет Схарию "астрологом и чернокнижником" ( Тальберг, с 451) Вероятно, Схария "обольщал россиян каббалою" - наукой пленительной и славной в 15 веке - и на западе, и на христианском востоке. Слава благочестивой жизни двух главных еретиков новгородских - Дионисия и Алексия достигла того, что великий князь взял их в Москву, где они распростронили свое учение между многими людьми - как духовенством, так и "власть имеющим".После кончины в 1490 г владыки Геронтия великий князь, исповедовавший ересь согласился на поставление митрополитом тайного еритика Зосимы. ( Тальберг, с. 454) В 1490 был созван Собор, на котором владыка Геннадий одержал победу над еретиками. Великий князь одних отослал в Новгород, других - в заточение. Геннадий предал еретиков проклятию и позору - их водили по улицам с надписью - "се есть сатанино воинство" (там же).
 В 1942 году оканчивалась седьмая тысяча лет, - наступил год, как тогда считалось - конца мира. Об этом событии знали и духовенство, и простолюдины - весь "крещеный мир" ждал смерти и суда - люди каялись в грехах, ложились "предвкушая смерть" в гробы. Но год прошел, а "конец света" не наступил. Это событие вызвало недоумение в душах православных - а еретики стали смеяться над ними, ругаться над книгами, говорившими о кончине мира. Ересь жидовствующих вновь расцвела на этой почве. В умах - брожение - неужели, наша вера - неверна, а верна вера "жидовская?". Понятно, что подобный вопрос будоражил умы - речь шла о жизненно важном выборе - на чьей стороне - Бог?. СВ. Геннадий усилил борьбу с еретиками и принял участие в составлении продолжения Пасхалии на 70 лет восьмой тысячи. Тальберг далее пишет, что Пасхалия в 1539г. была продолжена на всю восьмую тысячу священником Агафоном. (Тальберг, с. 455). В борьбе с "жидовствующими" преподобный Иосиф написал первоначальную историю еретиков до 1492. В 1494 году противники ереси под руководством Иосифа и владыки Геннадия добились отстранения еретика - митрополита Зосимы. С тех пор имя Зосимы не упоминается в Неделю православия, что делалось в отношении остальных московских митрополитов. Но несмотря на это, борьба с еретиками не ослабевала - Иоанн 111 сомневался, можно ли казнить еретиков, а княгиня Елена - мать Димитрия, обьявленного наследником престола, была еретичкой. Геннадий и Иосиф примкнули к противной придворной партии, поддерживающей княгиню Софию и ее сына Василия. Эта "партия" победила. В 1540 г был специально открыт Собор об еретиках. Преп. Иосиф, и ранее считавший, что еретиков, даже раскаявшихся щадить нельзя, и не только щадить, но и причащать нельзя, вызвал недовольство белозерских старцев, полагавших, что кающихся надо принимать в Церковь и удостаивать причащения. Но на Соборе восторжествовало мнение преп. Иосифа. (Тальберг, с. 457). С "жидовствующими", как с сектой, было покончено. Относительно самой сути этой ереси, есть разные мнения. Голубинский считает, что успех Схарии обьясняется знанием им звездозакония или астрологии. Схария, видимо, счтал, что знание астрологии невозможно без каббалы, и следовательно - без исповедования "жидовского" учения. Необходимость борьбы с язычеством и ересями вызвало, как я уже упоминала то, что можно назвать "православным просвещением" Св. Геннадий собрал воедино все книги СВященного Писания, а Преп. Иосиф написал замечательное сочинение "Просветитель". (Тальберг, с. 459).
   Почему я написала этот емайл? По двум причинам: !. Образование (в.т.ч. религиозное, качественное - необходимо не только в прошлом, но и сейчас), а 2. телевизионные передачи о Святых прошлого (например, о Св. Иосифе и владыке Геннадии часто страдают неполнотой - в них отсутствует правда о причинах, например, возникновения ереси "жидовствующих" и создается впечатление, что ересь (жидовствующих в нашем случае) возникла "на ровном месте", сама собой. И у людей, не знакомых с исторической подоплекой подобного, создается впечатление, что "жиды" как всегда смущают христиан, что знания (образование) не нужны, нужно только верить, разум - "от лукавого", и.т.д. К сожалению, подобного рода мнения распространены сейчас, как и в малограмотном Православном средневековье. В каждом случае, даже в религиозных передачах, например, посвященных житиям и подвигам Святых, нужно тщательно распутывать каждый "исторический узел" - иначе может возникнуть очередная ересь, такая, как гадание, ворожьба, увлечение астрологией (мерзость перед Господом), сюда же, думаю, относится человеконенавистничество и иога. Причина подобного, как я попыталась показать выше - безграмотность и неполное отражение исторической истины. Несмотря ни на какие реалии настоящего времени точные знания необходимы, материала для них накоплено  достаточно. Пренебрегать этим - грех. Подобного рода грехи ведут к ненависти и кровопролитию.