Первый урок

Нина Климович 3
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Аристипп

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».
Леонардо да Винчи

«Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили».
Эйнштейн                               
Первого сентября 1966 года я войду впервые в 9 А (по нынешкому10 А). Со слов директора школы знаю, в  самый сильный - из трёх параллельных .   Из  26 учащихся в классе: семь отличников, претендентов  на золотую медаль, шесть с одной четверкой, претендентов на серебряную медаль, остальные с аттестатами без троек.
Я, будучи студенткой пятого курса,  в прошлом году  работала (на практике)учителем  математики в двух пятых и шестом классах. Физику вела в седьмом и восьмом классах. Но это было совсем другое дело.                .
 Тогда мне, казалось, что я, успешная студентка, смогу всё.  По предметам, которые буду преподавать, имею -  «отлично».Знания, приобретённые на лекциях по методике ведения уроков , воспоминания об уроках своих любимых школьных учителей, методику,  которых я применяла, во время, так называемой,  пассивной практике, дадут мне возможность работать на нужном уровне. Почему я была так уверена?  Во – первых  хотелось работать; во –вторых успешность во всём тоже не всегда есть хорошо.  Короче,  молодо- зелено! 
Была я очень уверенная в себе, поддерживали во многом меня и  однокурсники. Я частенько  выручала их на практических занятиях по методике ведения урока.
Один из примеров. В сентябре после недели учёбы, нас отправили   в колхоз, на уборку кукурузы.   Методист по физике Волков А. М. успел дать нам задание: подготовить план- конспект   лабораторной работы по теме: «Закон Ома».               
Вернулись мы в воскресение. В понедельник пришли без плана-конспекта. Уже два «неуда» есть. Надо выручать. Поднимаю руку, вспоминая, как в школе у нас было, придумываю на ходу дополнение, вызываюсь отвечать. Все притихли, будучи довольными, что избежали «неуда».
Я же, ответив,  с замиранием  сердца  ждала  результата моего «подвига». Тревожило меня то, что будет , если преподаватель скажет: «Покажите план-конспект урока». Тишина. Мне, казалось, что этой тишине не будет  конца,  Её  прервал преподаватель, сказав: «Садитесь, Зубеночка, отлично». Не знаю почему, вместо имени,  он уменьшительно-ласкательно назвал мою фамилию. Я села счастливая, всеми «уважаемая», с  приобретённой кличкой. Ясно какой!? Всё это было в прошлом.
  Теперь же 27 августа 1966 года я сидела в библиотеке: знакомилась с Золотыми цитатами об образовании и афоризмами об обучении;  с Мудрыми словами   и афоризмами об учителе. Мне предстояло1 сентября1966 года на свой первый урок физики войти в 9 «А»  класс   дипломированным специалистом. В дипломе было написано  «учитель математики и физики». Мне бы хотелось вести математику, но была вакансия физика.  Математику  мне тоже дали в 5 классе. Как выяснилось позже, в этом классе, ни кто не хотел работать из математиков школы.

Руководствуясь, словами из пословицы: « Встречают по одёжке, провожают по уму»,  я тщательно готовилась  к прописке учащимися в данной школе. Первую часть  пословицы я применила:  любимое платье, о котором однокурсницы говорили, что оно «сидит»  на моей спортивной фигуре, новые туфли на высокой шпильке ждут, когда в них обуются. С причёской проблем не будет, природа наградила волосами, из которых можно сделать всё ,что захочешь.

 Предстояло самое трудное: подготовиться и дать урок, чтобы умные дети подумали, что и на другом уроке можно ещё меня послушать, а может чему-то и научиться.  Прежняя уверенность куда-то улетучилась, всё перешло  в тревогу и страх.  Успокаивало только то, что впереди ещё 4 дня, надеялась, что смогу себя взять в руки.

Первого сентября в восемь часов вхожу в класс. Учащиеся стоят у своих столов. Юноши, как на подбор высокие, стройные и красивые.  Девочек всего девять. Сделав шаг к учительскому столу, я услышала , произнесённое дружно и протяжно:
- Тю!-
Быстро, подойдя к столу, опускаю на него журнал. Молча, иду к доске и пишу тему урока. Не успела дописать, слышу:
-  Учитель не знает даже как начать урок. ¬ Поможем учительнице-несмышлёнышу?–
Жду, глядя на голубоглазого красавца, когда он закончить свою издевательскую речь. Он продолжает :
- Начинаю ликбез: надо поздороваться, раскрыть журнал, познакомиться с учащимися по списку в журнале.-
 Тишина. Отвечаю:
- Учительнице- несмышлёнышу - всё можно простить сегодня. Первый раз вошла в класс. А вот вы  какие? Мне охарактеризовали вас, как умных детей. Я этого, извините, пока  не вижу. За 8 лет вы не усвоили даже, как встречать учителя.-
 Объявляю тему и цель урока. Начинаю объяснять. Они стоя слушают меня, так как я их не посадила. Вскоре я почувствовала тепло идущее от них, продолжая рассказывать, тихо сказала: «Садитесь». Они так же тихо сели и сидели, пока я не изложила всё по теме урока  . Мы закрепили  материал. Они активно отвечали на все мои вопросы. Осталось время до конца урока, которого хватило нам выяснить, почему так встретили.

В других классах встретили хорошо,  Прописку сделали в школе мне 9 «А». Прошли годы . Выпустив их. Я переехала, по семейным обстоятельствам, в посёлок городского типа, связь с ними поддерживаем все годы. В 1978 году, на праздник  «За честь школы» приехали все выпускники из трёх классов. И тот голубоглазый, выйдя на сцену, поделился воспоминаниями о школьной дружбе, сказал в заключении;»………. Мы три класса  в последние два года  дружили. Сдружила нас молодая учительница  ….». В тот год прибыло пять  новых молодых учителей.  Прозвучала моя фамилия, имя и отчество. Мне было неловко, но пришлось подняться на сцену, так как он подошёл ко мне и попросил подняться вместе с ним. Я не люблю не люблю , когда меня хвалят.
 
Сейчас вспоминаю  об этом с теплом и думаю : «Почему мне тогда было стыдно, неловко? Он же не хвалил меня. Он от себя и других благодарил меня за то, что я их  сдружила. Это было правдой».