Любите друг друга...

Михаил Лаврёнов-Янсен
       Странно было вдруг обнаружить в самом центре Норвича  среди торговых рядов, магазинов и  всевозможных контор, при большом скоплении людей, спешащих  по делам  пешком, на велосипедах,  на разнообразных   повозках и автомобилях, – как-то странно было неожиданно наткнуться на художественную галерею Андеркрофт и выставку «Асайлум», созданную замечательным английским художником  Геной Ивановым.
 
       Выставка действительно выглядит убежищем. Однако это убежище предназначено вовсе  не для того, чтобы какой-нибудь фанат живописи, как и случайный   посетитель,  могли найти здесь отдохновение от  ежедневных  трудов и будничных забот.   Пожалуй, никакая другая экспозиция  не может произвести на любого человека более ошеломляющего впечатления.
 
       Кажется, что это убежище  не для людей, а для человеческих душ.  Только, вот  только  что  они были среди нас, но тут вдруг покинули  этот мир, оставив собратьям  в наследство лишь  пустые комнаты, затерянные этажи и окна-решётки (работы Гены Иванова)  как молчаливый укор людским порокам, непомерной алчности  и  несусветной  глупости…    Эти души оттуда нам кричат:  «Что вы делаете? Остановитесь! Остановитесь же немедля! Не повторяйте наших ошибок! Оставьте ваши деньги, избавьтесь от своей жадности!  И, как же был прав Христос, что сокровищ не следует копить на Земле!»
 
       Но  мы плывём в это безвременье на «Лодке счастья» (работа Тани Годдард), пытаясь острым лезвием отскоблить грязные окна действительности, порою даже  не замечая,  как раненое небо проливается  на землю к нам под ноги, смешиваясь с нечистотами. Мы делаем вид, что не замечаем.  Будучи в коконе из ваты  и мнимого благополучия (картины Ника Дини) мы сидим в кафе, поедая пирожные, считая «божественные» лайки, открывая  мифические звёзды в социальных сетях, и там же  обзаводясь множеством мифических друзей.  Вокруг нас – лишь  собственный дисплей и телевизор, где всё как в сериалах с чёткой и  целенаправленной развёрткой: чем больше смотришь, тем больше в голове ваты.
 
       Тут же – политики, изображённые  как  во взаимной и  нежной  дружбе, с  расплывшимися от улыбок  ртами, так и поверженными, с изуродованными лицами и телами (работы Гены Иванова).  Однако,  оскал  их улыбок неизменен,  они знают, что средства массовой информации теперь способны скрыть любую, в том числе  и тотальную ложь,  ибо ваты в головах избирателей накопилось  предостаточно.  Прежде политикой  называли  искусство возможного,  но теперь и невозможное сгодится, поэтому позволительно лгать не стесняясь, заботясь лишь о собственном  благополучии   и  личном процветании. Электорат всё проглотит.  О том, что нефть (газ, уголь и проч.) – наше достояние;   о том, что государство заботится о своих подданных,   успешной карьере и личном благополучии каждого;   о том, что они борются с коррупцией и все равны перед законом;  о том, что они прикладывают массу  усилий  для воспитания подрастающего поколения и прочее,  и прочее, и прочее.  Детьми вообще можно прикрыть любую политическую цель,  поскольку  они слабы и безответны, как это красноречиво выражено в образе выброшенного волнами  мёртвого ребёнка  на рисунке  Джона Рэнса.
 
       Весь этот ужас отражается в глазах Софии Шуваловой на «Автопортрете в чёрном», с которого она с содроганием взирает на свободную от телевизионной  ретуши  окружающую действительность.   Тут – невзгоды  мигрантов на картинах  Яна Андерсона, бомбёжки городов и селений, тяготы бездомных и отверженных людей, одержимых  ненавистью ко всем и всему на свете, которым  и любая картонная коробка мнится теперь родным домом (работа Татьяны Годдард) .
 
       Стало трудно любить, как трудно дышать. Будет очень трудно теперь любить, как то следует из проповеди Иисуса Христа.   Однако по выражению Фридриха Ницше «У нас есть искусство, чтобы не умереть от правды».    Этим заветам и следует замечательная  творческая  группа  под кураторством  Геннадия Иванова, организовавшая эту  удивительную и содержательную  экспозицию с надеждой изменить мир к лучшему.   


      
       Лондон – Норвич .   27 августа 2016 г.