Америка и Мир. Вчера, сегодня и завтра. Глава 3-3

Дуглас-22
Незнание порождает легенды, или, как говорит известное испанское выражение, "Сон разума рождает чудовищ". Применительно к предмету нашего разговора это означает, что незнание важнейших страниц истории русского революционного движения даёт основания некоторым российским наблюдателям делать выводы, граничащие с полным абсурдом.
Например, такие, что Троцкизм был изобретён в США и затем в качестве "тайного оружия" заброшен в Россию.
Конечно же, это нонсенс!
На самом деле всё обстояло с точностью до наоборот!
До Октябрьских событий Л.Д. Троцкий, находясь в эмиграции в США, занимался сбором средств на нужды Революции,  пропагандой социал-демократических идей, и, разумеется, установлением и налаживанием контактов  среди американцев, прежде всего - еврейского происхождения, сочувствовавших революционному движению в России, которое обещало ликвидировать унизительную "черту оседлости" для евреев, веками проживавших в Российской Империи в пределах своего исторического гетто.
Как уже говорилось,  вплоть до 1917 года Ленин считал Троцкого «прозападным социал-демократом». В письме Инессе Арманд 19 февраля 1917 года Ленин высказывается о Троцком так:
«…приехал Троцкий [в Америку], и сей мерзавец сразу снюхался с правым крылом „Нового мира“ против левых цимервальдцев!! Так-то!! Вот так Троцкий!! Всегда равен себе = виляет, жульничает, позирует как левый, помо­гает правым, пока можно».

А теперь спросим себя: мог ли, находясь в эмиграции в Америке всего за несколько месяцев до Революции, cвоенравный, эгоцентричный, склонный к бонапартизму Троцкий, к тому же находившийся в состоянии "фундаментальной внутренней войны" с Лениным и ощущающий себя чужаком в революционной марксистской среде, объяснять кому-либо основополагающие принципы Русской революции с Ленинской точки зрения? Конечно, нет!
Троцкий объяснял их так, как ОН САМ понимал суть, цели и задачи этой революции! И,  заметим попутно, свою роль в ней. Таким образом, Марксистско-Ленинский характер этой революции был понят аудиторией Троцкого, как революция Троцкого, как Троцкистская революция! В точности, как дети, воспитанные на морали своих родителей, наследуют у них эту мораль, слушатели Троцкого наследовали его взгляды и его платформу.
Таким образом, вместо Марксизма Троцкий принёс и поселил на берегах Гудзона Троцкизм. И этот черенок прижился вполне успешно. И даже дал богатые плоды.

Неискренность Троцкого, впрочем, проявлялась не только в этом.
B недолгий период своей американской эмиграции Троцкий сблизился с рядом влиятельных деятелей еврейской общины Нью-Йорка. Такое сближение вовсе не было предосудительным! Оно входило в задачи Троцкого по подготовке общественного мнения в США в пользу Марксизма и Пролетaрской Революции в России. Благодаря этому сближению и своему таланту оратора и знанию марксистской фразеологии Троцкий смог не только убедить еврейскую общественность и крепко запасть ей в память, но и получить финансовую помощь, в которой остро нуждалась Партия накануне революции. Американские евреи помогли своему пылкому революционному соплеменнику. И это безусловно было заслугой Троцкого.
В числе кредиторов Троцкого обычно называют Джекоба Шиффа, американского банкира с немецко-еврейскими корнями, а также бизнесмена Чарльза Ричарда Крейна и ряд других фамилий. Нет никаких сомнений в том, что в финансировании Октябрьской революции 17-го года принимали участие и другие еврейские банкиры, предприниматели и общественные организации. 
 
Однако, спустя всего несколько коротких лет после этих событий, сразу после Октябрьской Революции,  во взаимоотношениях Троцкого с евреями произошли совершенно другие вещи.

Руководитель КЕРООР, главный раввин России Адольф Шаевич в интервью газете "Коммерсантъ" так описывает один такой случай:

"Известно, что, когда раввины пришли к Троцкому и  попросили помочь открыть синагогу, он отказал им, заявив, что  он не еврей, а коммунист."

Из истории известно и то, что Троцкий  был сторонником ассимиляции евреев в России и категорически возражал против того, чтобы еврейская общественно-революционная организация "Бунд" вошла в состав РСДРП на правах отдельной фракции. В результате члены БУНД частично покинули Россию, частично прекратили свою революционную деятельность, частично влились в РСДРП на общих основаниях.
Известно и то, что Троцкий был равнодушен к призывам представителей еврейских "местечек" на Украине и в Белоруссии помочь в защите их поселений и их семей от отдельных "перекосов" со стороны красноармейцев, занявших эти районы и далеко не всегда выражавших дружелюбие к местному еврейскому населению.
В таких случаях он отвечал так же, как и в случае, описанном Адольфом Шаевичем:

- Я не еврей, я революционер!

Эти очевидные интернационалистские мотивы в заявленияx Троцкого были бы вполне справедливы и оправданы общей логикой Пролетарской Интернaционалистской Революции, если  бы не совсем другое отношение к"еврейскому вопросу", продемонстрированное им в Америке. Не  трyдно понять, что случись американским евреям заглянуть на два-три года вперёд и услышать ответы Tроцкого своим землякам-соплеменникам, они не дали бы ему на революцию ни копейки!
Так когда же был искренен Троцкий по отношению к евреям, таким же, как он сам? В Америке до Революции или в России после неё?

Можно  было бы подумать, что "американское" заигрывание с еврейской общиной было обычной хитростью Троцкого, стремившегося прежде всего заручиться поддержкой российской революции со стороны американских еврейских деятелей.
Но спустя много лет в своей книге воспоминаний Троцкий напишет так:

1. [Нью-Йорк —] сказочно-прозаический город капиталистического автоматизма, где на улицах торжествует эстетическая теория кубизма, а в сердцах — нравственная философия доллара.

 и так:

2. Нью-Йорк импонировал мне, так как он полнее всего выражает дух современной эпохи.

Л. Д. Троцкий, «Моя жизнь. Опыт автобиографии».

Попробуйте теперь определить истинное отношение Троцкого к Нью-Йорку! Какое из двух выражений соответствовало его истинному отношению к городу и стране, в которой он прожил несколько месяцев?
Здесь в очередной раз проявилась всё та же двойственность натуры, всё та же "запутанность" во взглядах, за которую его нещадно критиковали в пору Революционных событий.

Желающие поглубже изучить теоретическое наследие Троцкого найдут немало подобных и гораздо более глубоких "противоречий", внимательно ознакомившись с его трудами, речами и высказываниями. Мы  же здесь ограничимся выше приведёнными за недостатком места и времени, надеясь на их достаточную наглядность и ещё раз повторим мысль о том, что эти "противоречия" не случайно взяты здесь в кавычки, поскольку они были, собственно, не противоречиями, а  сутью ментальности, если угодно - персональной программой Троцкого по отношению и к жизни, и к революционной борьбе.

Очень интересно пишет о Нью-Йоркском периоде Троцкого он сам. Некоторые из этих воспоминаний публикуются на сайте www.svoboda.org - источнике, который невозможно заподозрить в симпатиях к коммунизму. Поэтому воспользуемся некоторыми из них:

Владимир Абаринов пишет:
"Социалистическая партия США оказалась для него недостаточно радикальной – в своих воспоминаниях он презрительно называет ее "партией преуспевающих зубных врачей".


А вот фрагмент воспоминаний самого Льва Троцкого:

Коллонтай...переписывалась с Лениным. Преломляя факты и идеи через призму своей тогдашней ультралевизны, Коллонтай снабжала Ленина американской информацией, в частности и о моей деятельности. В ответных письмах Ленина можно найти отголоски этого заведомо негодного осведомления".

Связывая вместе оба этих фрагментa , мы легко поймём и уровень "революционной сознательности" его аудитории, и одновременно то, каким именно языком общался с ней Троцкий. Ведь если бы он разговаривал с "зубными врачами" языком Ленина и логикой его представлений о Революции, то в письмах А.М. Коллонтай - фанатично преданной Марксизму революционерки - не могло  бы содержаться никакой критики  Троцкого, и, следовательно, у Ленина не было бы оснований называть Троцкого "виляющим, жульничающим, позирущим как левый, и помо­гающим правым прозападным социал-демократом"

"Я уезжал в Европу [из США] с чувством человека, который только одним глазом заглянул внутрь кузницы, где будет выковываться судьба человечества" -  пишет Троцкий в своих воспоминаниях.
http://www.svoboda.org/content/transcript/2327619.html

И этот фрагмент в его мемуарах, несмотря на весь "революционный пафос" Троцкого, несмотря на весь его скептицизм  в отношении "партии дантистов-социал-демократов" и их "нравственную философию доллара", совершенно ясно говорит об истинных чувствах Льва Давидовича к Америке и его уважении к её потенциальной мощи и роли, хотя для истинного русского революционера, каким хотел казаться Троцкий, такое отношение к капиталистическому обществу было крайне нехарактерно.
Откровенная  симпатия к США, читающаяся в этих словах, была ещё одним подтверждением правоты Ленинских характеристик Троцкого.

Во всём этом нет абсолютно ничего удивительного!
Вспомним здесь ещё раз определение Лениным Троцкого, как "прозападного социал-демократа" и признание самого Троцкого в том, что он - "не большевик".
И все эти "противоречия" во взглядах Л.Д, нам сразу станут понятными.

А теперь ещё раз вернёмся к важнейшему моменту во всех наших рассуждениях о Троцком и Троцкизме - к периоду американской эмиграции Л.Д. Троцкого 13 января - 27 марта 1917 года.

История не сохранила незвисимых свидетельств того, как именно и что именно говорил Троцкий своим новым американским союзникам в США из числа еврейской интеллигенции и деловых кругов. Какими аргументами он пользовался и к каким идеологическим оборотам прибегал, склоняя аудиторию к своим взглядам и внушая ей свои истины и взгляды на российскую революцию. Однако, как говорилось выше, можно смело утверждать, что эти взгляды не были ленинскими (или сталинскими, что то же самое!).  Просто потому, что принципиальные расхождения вo взглядах Троцкого и Ленина были слишком велики.

Какое же впечатление должен был произвести на своих слушателей умный, образованный , пламенный оратор Троцкий?
Чтобы понять это, необходимо понять так же и то, что, во-первых, Америка тех лет находилась далеко в стороне от бурных событий Европы, от войны и Революции, новости о которых добирались в США со скоростью парохода. И потому не имела правильного представления ни о смысле,  ни о характере, ни о идейно-философском наполнении русских революционных процессов.
А во-вторых, то, что в те времена евреи в Нью-Йорке, даже наиболее успешные и образованные, проживали довольно компактно (как впрочем и сейчас) в некоторых районах Манхеттена и Бруклина, где по-пережнему царил дух и менталетет, во многом характерый для мест их исхода - глухих украинских, белорусских и польских местечек, изолированых от цвилизации  чертой осёдлости.

Задача Троцкого упрощалась тем, что он был единственным представителем русской революции в Америке в те годы, причём - представителем действительно авторитетным!
Его личные реальные заслуги в деле революционной борьбы были известны! Поэтому ему - верили! А если и не совсем верили, то в любом случае находились под впечатлением от его красноречия и его аргументов, опровергнуть которые, естественно, никто не мог! Tеоретиков и тем более - практиков Марксизма в США в те годы просто не существoвало.
А еврейское происхождение Троцкого и его  доводы в пользу помощи Революции, которая обещала освободить евреев от "черты оседлости", были неоспоримо убедительны и добавляли ещё больше доверия к его словам!

Таким образом, в глазах своих благодарных слушателей Троцкий наверняка был самым главным и самым авторитетным специалистом и социально-национальным борцом. К тому же - евреем! Интеллектуалом! Оратором и практиком Революции!

И потому в Троцком они с восторгом  прежде всего видели не столько революционера, сколько своего собрата по несчастью, еврея, не только вырвавшегося, благодаря Революции, из вековечной отсталости и ограниченности, но  даже возглавившего такое глобальное явление мировой истории, как Русская революция. И с учётом характера самого Троцкого, который вольно или невольно "приватизировал", говоря современным языком, достижения этой революции, "нечаянно" приписывая себе основные заслуги, легко представить, какой дополнительный импульс еврейскому национальному самосознанию придали эти встречи американских евреев с их выдающимся революционным собратом из России.

Эти благодарные слушатели не подозревали, что их кумир на самом деле, говоря словами уже упоминавшегося здесь М.Шапиро:

"Троцкий оказался не в состоянии стать «аппаратчиком» или бюрократом молодого советского государства. Будучи чрезмерно тщеславным и высокомерным, Троцкий не обладал ни политическим искусством Ленина, ни изворотливостью Сталина. В дни правления медленно угасавшего Ленина Троцкий откровенно скучал на всевозможных партийных собраниях"

Шапиро М. 100 великих евреев
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Iudaizm/100evr/35.php

Все эти особенности Троцкого позволили зоркому на такие вещи Ленину  назвать Троцкого "буржуазным социал-демократом" и объяснили причины его явного тяготения в сторону "буржуазного социализма".

Поэтому личность, темперамент, суть политических взглядов и особенно - национальность Троцкого во многом определили и направление, и национальный колорит, и вектор развития американской социал-демократии, самыми яркими представителями которого стали американцы еврейского происхождения. Другим очень важным следствием этих встреч стало то, что собственно Троцкизм, который был подан его автором аудитории, как подлинный Марксизм, на многие десятилетия вперёд определил идейно-политическую составляющую этой американской социал-демократии, которая, не понимая класовой и интернациональной сути Марксизма благодаря своему учителю, восприняла его прежде всего, как неистовую всемирную социал-демократическую  революцию, одним из важнейших признаков которой было еврейское освобождение. Подлинная составляющая Марксизма - коммунистическая - оказалась за пределами понимания благодарных слушателей Л.Д.Троцкого.

Что же должны  было накрепко усвоить "американские ученики" Льва Давыдовича после встреч с ним?
Прежде всего - то, что революция делается во имя социальной и национальной справедливости в глобальном масштабе, что ради этих целей надо не бояться "разжигать пожар мировой революции", что надо перестать "комплексовать" из-за своего еврейского или иного  национального происхождения, что для достижения успеха необходимо быть непоколебимо уверенным в своей правоте и во имя этого идти напролом и до конца, не считаясь ни с критикой, ни с потерями, так же, как это делал сам Троцкий, отстаивая правоту своего понимания Марксизма.
Проще говоря, мысль Маркса о планомерном, поступательном, объективно-закономерном наступлении идей коммунизма Троцкий подменил идеями личного мессианства, этакого "нового христианства", насаждаемого огнём и мечом наподобие крестовых походов.

Но есть во всех этих рассуждениях и ещё один чрезвычайно важный момент! Он заключается в том, что, выступая перед американскими евреями-бизнесменами и банкирами, излагая им свои взгляды на "Всемирную Революцию" и обращаясь с просьбой и финансовой помощи, Троцкий ФИЗИЧЕСКИ не мог (!!!), даже если бы хотел этого, сообщить своим слушателям, что одной из первостепенных задач пролетарской революции является именно ЛИКВИДАЦИЯ КЛАССА банкиров и капиталистов, ЭКСПРОПРИАЦИЯ и НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ их состояний!

Хотя прекрасно знал это! Скажи об этом Троцкий, он вновь остался бы без единой копейки пожертвований, да ещё был бы пожалуй, с треском выгнан вон!
Кто же в здравом уме окажет финансовую помощь режиму, который, используя эту помощь, конфискует всё твоё состояние?

Открыто обратиться к банкирам, промышленникам и торговцам с просьбой дать денег на революцию, одной из первостепенных целей которой была именно ликвидация банкиров, промышленников и торговцев, было бы равносильно тому, чтобы сказать:
- Господа! Одолжите нам денег на верёвку, на которой мы вас скоро повесим!

Понятно поэтому, что Троцкий в общении со своей аудиторией обошёл этот скользкий момент, поскольку деньги он получил.

Однако, этот принципиальнейший момент означал  что в сознаниии  американской аудитории основной тезис Русской революции о бесклассовом обществе и о ликвидации эксплуататоров не нашёл места.
Вместо этого  Троцкого  поняли так, что ни личный капитал, ни частный бизнес, ни наёмный труд не противоречат целям этой революции, наоборот, вполне уживаются с ней.
Таким образом, коренное положение социалистической революции, состоящее в полном уничтожении класса эксплуататоров, осталось "за скобками", не вошло в перечень целей социальной революции в понимании американской аудитории.
Вот так произошла подмена тезисов! В итоге вольно или нет, Троцкий действительно оказался проводником идей буржуазной социал-демократии вместо идей социализма и коммунизма согласно классике Маркса-Энгельса-Ленина и сохранился в сознании его слушателей именно как буржуазный революционный социал-демократ.

И  можно не сомневаться, что именно таким -  пламенным, высокообразованным и преданным идеям Свободы и Справедливости революционером он и сохранился в памяти своих восторженных почитателей после отъезда на Родину, в Россию.
Этих слушателей нельзя упрекать. Им просто было не с кем сравнивать!
Ни Ленина, ни Сталина, ни других  революционеров действительнo крупного масштаба они не знали и  никакого представления о подлинных целях и задачах Марксизма так и не получили.
Таким образом, восторженное представление о еврее Троцком, как о лидере буржуазной русской революции, закрепилось в сознании нью-йоркских почитателей Льва Давыдовича совершенно естественным путём. К тому же, такое представление очень соответствовало и менталитету аудитории, и её устремлениям.

Касаясь такой деликатной темы, как значительное "еврейской пристутствие"  в рядах современных американских троцкистов (которые и есть  неоконсерваторы, как бы удивительно ни прозвучало это утверждение), необходимо сделать  чрезвычайно важнoe отступлениe.

Суть  в том, что прежде, чем продолжать разговор об американском неоконсерватизме, необходимо ещё раз остановиться на одной важной черте этого движения , а именно - ответить на вопрос о причинах большого количествa евреев в рядах неоконсерваторов. Эта явно выраженная особенность неоконсерватизма позволила наиболее маргинальной части наблюдателей, не знакомых с глубокой исторической и социально-философской основой движения, говорить о нём, как о разновидности "еврейского заговора", некой новой "сионистской идее", цель которой, как и всегда в таких случаях - "всемирное еврейское господство". Такие "объяснения" ничего не дают и не могут сообщить общественному мнению, кроме очередного антисемитского импульса.

И хотя очевидное еврейское присутствие в идеологии и практике неоконсерватизма несомненно имеет место, причины этого гораздо более прозаичны.
Разумеется, проблема не в этом. Никакого "тайного заговора" здесь нет. Причины вполне открыты и очевидны.

Троцкий происходил из очень зажиточной, обеспеченной еврейской семьи. И хотя семья проживала в самом центре исторической "черты оседлости", на юге современной Украины, в Херсонской губернии, очевидно, что родители очень хотели дать сыну хорошее образование и "оторвать" его от провинциальной среды южноукраинского "местечка". Троцкий не говорил по-еврейски, хотя в то время идиш был широко распространённым, едав ли не вторым "официальным" языком в украинской еврейской среде. В то же время Троцкий отлично говорил по-русски и по-украински. Способный Троцкий блестяще закончил училище, где стал первым учеником. Его способности к литературе были настолько очевидны, что очень известный деятель русского революционного движения тех лет Г.М. Кржижановский дал ему прозвище "перо", которое осталось с Троцким на долгие годы и впоследствии неоднократно использовалось Лениным.

Интересно, что в период обучения Одесском реальном училище Троцкий жил в семье своего двоюродного брата -  отца знаменитой советской писательницы, поэтессы, журналистки и переводчика Веры Инбер. Об этом здесь говорится для того, чтобы показать, что, несмотря на всю ненависть Сталина к Троцкому и беспощадную борьбу с ним в СССР, развернувшуюся позже, в 30-х года ХХ века, Веру Инбер - близкую родственницу Троцкого - эта борьба никак не коснулась. Она не только никогда не подвергалась репрессиям, но, наоборот, в 1946 году была награждена Сталинской премией, умерла в Ленинграде в 1972 и была с почётом и уважением похоронена там же.

C 1791 по 1917 год  Украина оставалась южной окраиной России, в которой многочисленное еврейское население было стиснуто в узких границах отведённого ему участка проживания. Поэтому естественно, что такое унизительное, по сути - рабское существование не могло не наложить глубокий отпечаток на менталитет народа. От этой многовековой провинциальности, закомплексованности и связанных с ними обиды и жажды мести многие из этих эмигрантов не могли избавиться и после переезда за океан, сохраняя историческую память о былых унижениях на генном уровне.

Именно в силу существования "черты оседлости" Украина исторически являлась страной исхода для тысяч и тысяч евреев, искавших свободы за пределами Родины. И такой заветной "новой Родиной" они прежде всего считали США, куда стремились на протяжении всего последнего столетия.
В этом причина того,  что абсолютно подавляющее число еврейских эмигрантов в США имеет именно украинские корни.

Естественно, что тёплых чувств к Российской империи эти люди не питали.
Этим, кстати, говоря, и объяснялось такое активное участие и такая горячая поддержка многими евреями Украины революционных процессов в России.
Именно поэтому Троцкий - земляк американских эмигрантов, выходцев из Украины - был им особенно понятен. Ведь он не только говорил с ними о хорошо знакомых им вещах, но и ментально был близок, как никто другой. Oн сам был носителем этого же мировоззрения и этих же комплексов. Вспомним уже приводившуюся выше  мысль М.Шапиро о том, что "Троцкий ненавидел в себе еврея".

Именно эти исторические комплесы приводили американских еврейских эмигрантов из Украины к двум диаметрально противоположным позициям в новом для ниох американском обществе: либо к полному отказу от своего "провинциального еврейского происхождения" и скорейшей ассимиляции в новую среду, либо, наоборот, к активной общественной позиции по реабилитации, "легализации" своего еврейства, к позиции резкой и безальтернативной защите еврейских традиций в Америке и в мире, а позже -  защите Израиля и его интересов.

Повторим здесь ещё раз мысли, высказанные ранее, в силу их чрезвычайной важности.
Троцкий выступал в Америке перед еврейской общественностью и деловыми кругами. Троцкий поддерживал с ними связь и добивался от них организационно-финансовой поддержки русской революции.
В силу имевшихся у него идейных, системных несогласий с Лениным и другими руководителями революции, Троцкий не мог рассказывать о целях и задачах Революции с Ленинской (она же - Сталинская) точки зрения. В силу теоретической неподготовлености аудотории Троцкий не мог подробно и детально объяснять слушателям основы Марксизма в части классово-экономических задач, с учётом имевшейся среди слушателей серьёзной религиозной составляющей, троцкий не мог без ущерба для дела развивать перед ними идеи атеизма, входящие в философию Маркса-Энгельса одной из важнейших составляющих.

Зная, что бизнес, финансовые и другие операции составляли основной источник доходов людей, с которыми он общался, Троцкий не мог просить их о поддержке Революции, которая планировала полную экспроприацию и национализацию  аналогичных предприятий в России. Поэтому Троцкий в этих своих контактах должен был обходить все эти моменты стороной, чтобы не вызвать к себе неприязни, и говорить только о том, что было наиболее близко его слушателям. Развивать те идеи, которые были ей наиболее созвучны и актуальны,   т.е. ту часть тезисов русской революции, которая была наиболее близкой сознанию и представлениям аудитории.

Это не было сутью революционного движения. Это было "верхушкой айсберга". Поэтому ни основы, ни генеральные цели, ни методы решения задач в ходе достижения этих целей в процессе Русской революции не могли быть не только приняты его собеседниками, но даже просто поняты ими. Вместо этого они остались в полном неведении относительно всех этих вещей.
Что же осталось в их сознании после такой "подачи материала",  особенно с учётом того, что подавляющее их число, включая сюда и самого Троцкого, родились или напрямую происходили из семей, прибывших в Америку из Украины - места наиболее компактного проживания евреев в Российской империи до революции в силу "черты оседлости"?

1. Еврейское национальное освобождение.
2. Понимание того, что бизнес, частный капитал и религия не противоречат задачам этого великого дела.
3. Солидарность и единение для достижения этих задач.

В итоге в глазах и в памяти своих "соратников" Троцкий остался.... еврейским борцом за народное счастье! К тому же - главным деятелем Великой Революции в  далёкой неизвестной России.
Проще говоря, Троцкий, как мы уже видели, отчётливо тяготевший к "прозападной социал-демократии", осознанно или нет,  создал себе образ еврейского революционного националиста.
С ним были связаны все помыслы оставшейся после его отъезда "просвещённой" им еврейской публики. В таком виде "партия дантистов" была способна принять и с удовольствием приняла идеи Троцкого! И не только приняла, но и сама пошла по этому же пути, вдхоновлённая примером учителя.
Поэтому друзья Троцкого становились её друзьями.
И автоматически в разряд врагов попадали все его враги.
И первым из них стал Сталин и его методы. Как и весь сталинский СССР, построенный, как антитеза идеям Троцкого.

Уже понимая достаточно хорошо характер Троцкого, можно предположить, что собранные в Америке деньги Троцкий действительно планировал пустить на революционные цели.
Но в этой революции Троцкий не забывал о своём собственном месте, как было отмечено многими, кто хорошо его знал.
Пока Ленин был жив, об этом приходилось забыть. Но уступать этого своего места Сталину Троцкий никак не собирался. И почyвствовав, что и в этот раз его честолюбивым планам грозит опасность, взялся за критику Сталина всерьёз. Ведь он действительно много сделал для революции! Даже достал необходимые средства! И что же? Всё это - зря?

(Заметим здесь, что история не имеет обратного хода. Нельзя уверенно утверждать, что было бы со страной, если бы в борьбе со Сталиным Троцкий одержал победу. Но всё-таки думается, что в этом случае Советского Союза не было  бы уже давно.)


Какое впечатление должно было сложиться в среде еврейской общественности Америки после того, как они собрали деньги своему кумиру, еврейскому активисту Троцкoму, на Великую революцию, а он, спустя самoе непродолжительное время, оказался снят со всех постов, выслан из страны и в конце концов убит в Мексике?
Что могли знать об истинном характере процессов, об их содержaнии американские провинциалы в то время?

Даже сегодня большинство американцев не имеет никакого представления о жизни, например, в Северной Корее или Иране, несмотря на многочисленные и разнообразные информационные возможнoсти 21-го века.
А 80 лет назад, когда люди жили не только без интернета, цифровых фотоаппаратов и беспроводной связи, но даже без авиасоообщения?
А если сюда добавить то, что даже дипломатические отношения с Россией были установлены только в 1933 году, т.е. спустя четыре года после высылки Троцкого?
Мысли и чувства еврейской общественности нeсложно представить: Кровавый режим развернул беспощадную борьбу с еврейским национально-освободительным движением!

Позже эта неприязнь к Сталину, уничтожившему Троцкого и Троцкизм перешла в неприязнь к Сталину, как к человеку, уничтожившему это еврейское национально-освободительное движение. Ведь ничего другого о той Революции и тех событиях ученики Льва Давидовича не вынесли. Да и не очень стремились вынести. Слишком далеко от Америки всё это было.

А неприязнь осталась. И распространилась на всё: на Ленина, Маркса, коммунизм,  Советскую власть и в целом на всю Россию, похоронившую идеи их великого учителя.
Этим и объясняется откровенная враждебность, откровенное неприятие неоконсрвативными кругами США любых идей и любых инициатив, исходящих из России, ставшей с тех давних пор страной-гонителем евреев и значит, их историческим врагом.

Еврей Троцкий обращался к соплеменникам с просьбой о помощи на революцию, одной из целей которой была ликвидация позорной и совершенно недопустимой "Черты оседлости", бывшей предметом критики со стороны прогрессивно настроенной русской интеллигенции задолго до революции. Разумеется, американские евреи откликнулись на такой призыв. Точно так же, как армяне, чеченцы, украинцы и представители других диаспор и тогда, и позже откликались на аналогичные призывы о помощи со стороны своих российских земляков!
Поэтому было бы глубокой ошибкой попытаться увидеть в этом "еврейском присутствии" нечто иное, принципиально отличное от того, о чём выше шла речь.

Понимание сути Русской революции, как именно буржуазной, а не социалистической в сочетании с остальными тезисами Троцкого придавали Троцкизму универсальность и гибкость. Оно означало возможность "мутации" революционной мысли параллельно с развитием американского общества и, таким образом, делало воможным применение принципов и методов Троцкизма к эволюционирующему капитализму вплоть до стадии неоимпериализма.


Неслучайно поэтому, что много лет спустя чрезвычайно уважаемый в среде политологов и учёных-историков американский журнал "Foreign Affairs" устами John B. Judis - автора критической статьи, посвящёной книге  John Ehrman. The Rise of Neoconservatism : Intellectuals and Foreign Affairs 1945-1994 напишет следующие слова, полностью подтверждающие всё выше сказанное:

The neoconservatives who went through the Trotskyist and socialist movements came to see foreign policy as a crusade, the goal of which was first global socialism, then social democracy, and finally democratic capitalism. They never saw foreign policy in terms of national interest or balance of power. Neoconservatism was a kind of inverted Trotskyism, which sought to "export democracy," in Muravchik's words, in the same way that Trotsky originally envisaged exporting socialism.

"Неоконсерваторы, прошедшие через троцкистские и социалистические движения, пришли к пониманию внешней политики, как к крестовому походу, целью которого сначала был социализм, потом - социальная демократия, и, в конце концов, - демократический капитализм. Они никогда не рассматривали внешнюю политику с точки зрения национальных интересов или баланса силы. Неоконсерватизм был чем-то вроде вывернутого наизнанку Троцкизма, стремящегося к "экспорту демократии", говоря словами Муравчика (Joshua Muravchik - Джошуа Муравчик, известный американский политолог, писатель, автор 11 книг, один из теоретиков современного американского неоконсерватизма - прим. автора), точно так же, как сам Троцкий в своё время подвизался на ниве экспортa социализма".

Воистину, точнее не скажешь!

Представляется очень вероятным, что именно из этих встреч Троцкого с еврейскими деловыми кругами и общественностью и вышла идея всемерной поддержки Израиля неоконсерваторми, как одна из стержневых идей, лёгших позже в основу практически всех основополагающих документов этого политического движения и во многом определивших как отношение США к ближневосточной политике, непосредственно связанной с Израилем, так и в самом широком смысле, по отношению ко всем вопросам Ближнего Востока и Исламского мира.
Не нужно обладать особенным чувством политической прозорливости или особенной логикой, чтобы понять, что в конечном итоге эта политика мало помогла Израилю и нанесла огромный вред самим США.
Так всегда бывает, когда фанатичная идея начинает определять и формировать новую реальность, полностью игнорируя существование и движущие причины старой. И это не просто слова.

Один из известнейших афоризмов виднейшего апологета современного американского неоконсерватизма Ирвинга Кристола гласит:

What rules the world is idea, because ideas define the way reality is perceived

То, что правит миром есть идея, потому что идеи определяют то, как осознаётся реальность.

Не не тут ли лежит заветный ключ к пониманию иррациональной сути этих взглядов?
Ведь логически продолжая эту мысль, мы вполне можем сказaть, например, что идея всемирного зла в лице Советского Союза (или Сталина), Саддама Хусейна, Уго Чавеса или Башара Асада определила тот способ, которым мы теперь познаём эту реальность.

И не понимаем, что не идея злого Сталина, а идеи  Троцкого, творчески развитыe впоследствии самими неоконсерваторами,  определили в их сознании ту "реальность", в которой Саддам Хусейн обладает оружием массового уничтожения, а Советский Союз на танках завоёвывает Западную Европу. Понять реальность иначе, увидеть в ней причины того, почему Сталин нещадно уничтожал эти идеи,  те самые идеи, которые сегодня разрушают США вернее и быстрее, чем все радикальные исламисты, вместе взятые, неоконсерваторы, разумеется, не смогли. Такая реальность не могла быть увидена ими сквозь призму их собственных представлений.

"Марксист" Троцкий, вероятно, находясь в спешке,  так и не успел объяснить своим ученикам, что Сталин, последовательный и законченный материалист, ученик Маркса-Энгельса-Ленина, понимал, что всё на самом деле обстоит совсем не так, что не идеи формируют реальность, а наоборот, реальность рождает идеи! Идеи борьбы с будущим неоконсерватизмом, например.
И что реальность Мюнхена 38-года определила идею Пакта Молотова-Риббентропа 39-го года, что случись СССР быть участником тех Мюнхенских переговоров, - не только Пакта, но и всей Мировой войны могло не быть, потому что Гитлер был бы подавлен в зародыше усилиями всех ведущих мировых держав.

И что совокупный общественно-исторический и политический опыт ни одной великой страны, такой, как СССР или США, например, не может быть вписан без гигантского ущерба для себя в узкое пространство теоретического провинциализма кучки политиканствующих фанатиков, которые, несмотря на весь свой интеллектуализм, так и не смогли преодолеть ни барьер Техасского загона для быков, ни ту невидимую границу, которая и поныне отделяет тихие, однообразные таунхаузы Бруклина от сияющих небоскрёбов Манхеттена. Те самые улицы того самого Бруклина, где почти столетие назад великий деятель великой Революции так и не сумел (или не захотел) объяснить своим слушателям, что материализм - основа Марксизма и что именно материализм рождает идею, а вовсе не наоборот:

«Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные»

Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 629

Вероятно, внимательный читатель, прочитав эти строки, уже задал самому себе, равно, как и автору, вполне естественный вопрос:
Каким же образом неоконсервативная повестка дня, являющаяся по сути, ультраправой, смогла сформироваться на основе левых марксистских  взглядов Троцкого?
Ответ очень прост! Для этого надо всего лишь преставить себе всё множество самых разнообразных политических взглядов и течений в виде круга. И тогда сразу станет понятно, что ультраправая и ультралевая его части, начиная своё принципиальное расхождение, сначала разойдутся на максимальное расстояние, а потом неизбежно сойдутся в одной точке, в самом низу окружности, став по своей сути одном и тем же явлением. Именно этим объясняется такая поразительная похожесть в методах и во взглядах тех и других политиков, на словах декларирующих разные цели, но на деле продвигающихся к ним одними и теми же путями.
А с учётом уже известной нам "эластичности" взглядов Л.Д. Троцкого, такая эволюция тем более понятна и логична.

Как бы то ни было, щедрой рукой "демона революции" зёрна были брошены в благодатную Нью- Йоркскую почву. Будущий урожай пророс.

 И дал  щедрые всходы.

Вот таким был, по всей видимости, человек, прибывший зимой 1917 года на американский континет, пробывший на нём всего два месяца и оставивший след на целое столетие.