Учитель

Елена Петелина
Как и все "Просто Истории", этот рассказ основан на реальных событиях.



Рассказ опубликован на сайте ELEGANT (ноябрь 2017 года)

Рассказ опубликован в газете "Кавказская Неделя" № 45 от 01.11.2016г.


«Они были хорошо обеспеченными, занятыми, процветающими
и настолько довольными своей жизнью, что …им не было нужды искать цель жизни.
Они считали, что уже нашли ее.»
                Дон Хуан




Мистер Хауэрд никогда не преподавал в школе, но все в их маленьком городке называли его Учителем. Возможно, потому, что в молодости он много путешествовал, а сейчас  работал в библиотеке, много читал и всегда был готов помочь и советом, и делом. А может быть, потому, что в любое время года и суток вокруг него были дети. Он умел им все объяснить и рассказать, заинтересовать и увлечь, но, главное, никто никогда не слышал от него, что у него нет времени, и что он очень занят.


***   ***   ***

- Пойдемте, я покажу вам  звезды! –  сказал Учитель.  Дети радостно вскочили и выбежали во двор.

Для Дика эти слова прозвучали, как приглашение в тайну, туда, где нет места обыденности, туда, где волшебство. На прошлой неделе Дику исполнилось тринадцать – магическая чертова дюжина. И он всем своим существом ощущал эту магию – остро, сладко и болезненно, как может чувствовать только подросток. Мальчик тут же отложил увесистый том Всемирной Истории Искусств, в котором читал о Перуджино, и с готовностью повернулся к Учителю.

- Сейчас? Мы пойдем сейчас?
- Да, Дикки, уже закат, пора выходить.  Путь неблизкий, и часть его мы пройдем в сумерках. Раздай всем спальные мешки, лепешки, яблоки  и воду.
- Хорошо, Учитель, я – мигом! А… Лу? Мы возьмем ее с собой?
- Конечно! Она уже ждет нас. С большим рюкзаком. Это же наша Лу, - Учитель взъерошил свои начинающие седеть волосы. Глаза его, словно два кусочка черного обсидиана, лучились улыбкой.


Пройдя по ущелью в верховья реки и поднявшись по узкой тропе, Учитель и дети вышли на плоскую вершину одной из скал, окруженную высокими острыми пиками соседних гор, которые в сумерках казались древними крепостями и замками. Над ними, без конца и края, простиралось вечернее небо. Его купол словно укрывал путешественников.

Перекусив, они расстелили на теплой еще траве спальные мешки, легли и  затаили дыхание, завороженно глядя на мириады сияющих звезд.
Чем глубже становился темный цвет ночного неба, тем ярче был свет звезд, и тем сильнее было волшебное ощущение, что они попали в сказку, в другой мир, что они летят.
Дикки не шевелился, боясь спугнуть это чудесное, ни с чем не сравнимое чувство полета.
Лу казалось, что она уже там, среди звезд. Она закрыла глаза, но даже через сомкнутые веки видела сверкающую россыпь Млечного пути.

Наблюдая за детьми, Учитель хорошо понимал, что все они чувствуют. Он с удовольствием вдохнул ночной горный воздух, улыбнулся и тоже «окунулся» в звездную магию, отдавшись потрясающему ощущение, что еще мгновение – и им откроется самая главная тайна Вселенной.


***   ***   ***

Для всех детей их городка каждая встреча с Учителем была увлекательным приключением. Они слушали Ветер и  Реку, говорили с Огнем костра, учились молчать с Горами и понимать Землю, Солнце и Луну. Каждый раз это было открытием новой тайны, поиском чего-то необычного, еще одним рассказом о легендарных героях, очередным испытанием чувств, удивительным завораживающим путешествием в самих себя и в окружающий мир.

 - Вокруг столько интересного! Каждый человек – это целая планета. Будьте внимательны: смотрите, слушайте, наблюдайте! – всегда говорил Учитель.
  Дикки и Лу воспринимали все всерьез, они не играли в приключения, для них это была настоящая жизнь. А разве жизнь может быть другой?!


После встреч с Учителем Лу возвращалась к бабушке и дедушке, с которыми жила после смерти родителей, а Дикки шел домой, чтобы все рассказать маме. У них был целый ритуал. Мама гладила его по вихрастой макушке, кивала, слушая его высокий мальчишеский голос, и радовалась его восторгу, его увлеченности.

Потом они обедали, а после долго пили чай  за красиво накрытым круглым столом, пока Дикки, не умолкая, взахлеб, рассказывал об Учителе и о тайнах Вселенной. Мама ласково смотрела на сына, подперев рукой щеку, и всегда говорила одно и то же.

- Очень интересно, сынок, это просто замечательно! А знаешь, о чем мечтаю я?
Дикки, согласно раз и навсегда заведенному ритуалу, мотал головой, мол, нет, не знаю. И мама с удовольствием продолжала.
- Сынок, я мечтаю о том времени, когда ты вырастешь, уедешь в столицу, выучишься и станешь большим человеком. У тебя обязательно будет свой кабинет, и все будут с уважением называть тебя мистер Ричард Свифт, – в этом месте мама обычно смахивала набежавшую слезу и мечтательно нараспев повторяла, - мистер Ричард Свифт – красиво звучит. Никакого Дикки или Ричи, только Ричард Свифт.   Я хочу гордиться тобой, сынок!
- Мама, вот увидишь, мы с Учителем и с Лу сделаем столько открытий! И ты будешь мной гордиться! – уверенно отвечал Дикки, уплетая яблочный пирог и с нетерпением ожидая следующего дня, чтобы вновь встретиться с Учителем.

 
***   ***   ***

Рабочий день в банке был в самом разгаре. Секретарь с заученной профессиональной вежливостью в сотый раз объясняла звонившей, что не может соединить ее с управляющим.

- Да, мисс. Конечно, мисс, я понимаю, что у Вас срочное дело, но мистер Свифт очень занят и не сможет поговорить с Вами, мне очень жаль, мисс. Я могу соединить Вас с помощником управляющего и …

Взволнованный женский голос в трубке перебил ее. Она послушала, покачала головой. Сказала «минутку, мисс», и, вздохнув, нерешительно вошла в кабинет начальника.
 
- Простите, мистер Свифт, сэр, но эта девушка, мисс Луиза Стентон, снова звонит. В пятый раз.
- Мы уже обсуждали это, Терри, – с нескрываемым недовольством проговорил мужчина, не отрывая глаз от графиков на мониторе, – не беспокойте меня по пустякам. Я занят, по всем вопросам обращайтесь к моему помощнику.
- Она настаивает, и просила спросить Вас, сэр, - секретарь откашлялась, - может быть, Вы помните Лу, с которой  …
-Лу?!  - буквально подскочил управляющий.  Массивное велюровое кресло Chairman, как пушинка,  отлетело в сторону, задев край стола. Задрожал монитор, посыпались на пол папки.
 
Секретарь испуганно отпрянула.
– Что же Вы не сказали, что это Лу?! Как так можно, Терри! Это же Лу, наша Лу, понимаете?! Срочно соедините меня с ней! И извинитесь, что ей пришлось столько ждать!

Терри застыла, не веря своим глазам и ушам. Таким она никогда еще не видела мистера Свифта, человека исключительно уравновешенного, собранного, абсолютно неэмоционального и немногословного.

Проработав у него секретарем два года, Терри только сейчас увидела, что управляющий – совсем молодой человек, чуть старше нее, и глаза у него не скучного  серого, а яркого  зеленого цвета.


***   ***   ***

Они встретились вечером в парке. И сразу узнали друг друга.
-Дикки!
-Лу!

Взявшись за руки, подошли к первой попавшейся скамейке. Зашло солнце, появилась луна и первые звезды, а они все не могли наговориться и насмотреться друг на друга. Наверное, со стороны, они выглядели странно: то подолгу молчали, то говорили одновременно, перебивая друг друга.
 
- Ты вернешься, Дикки? – наконец, задала Лу самый главный вопрос. Ее глаза цвета темного меда умоляли.
- Конечно,  я приеду как-нибудь, обязательно, - осторожно подбирая слова, проговорил Дик.
- Когда, Дикки? Когда тебя ждать?
- Лу, я не знаю. Сейчас не подходящий момент для моей поездки.   Совет директоров доверяет мне, и я не могу их подвести в такое время… - в Дике заговорил Ричард Свифт, управляющий банком.
- В какое время, я не поняла?
- Сейчас столько работы, Лу, пойми, я очень занят, правда!
- Тогда к  Рождеству?
- Да, да! К Рождеству! Скорее всего. Но, Лу, я не смогу остаться, - Дик опустил голову, он не мог смотреть ей в глаза.

- Как же так?! – в голосе Лу было столько неподдельного горя и разочарования, что Дик отвернулся, не найдя слов. – Учитель, умирая, сказал, что теперь Учителем будешь ты. Ты, Дикки! – Лу схватила его за плечо.
- Он ошибся, - еле слышно прошептал Дик. Лу всхлипнула. Дику показалось, что мир остановился, а сам он умер. Но он точно знал, он чувствовал всем своим существом, что Учитель ошибся в нем. Он, Дикки, не Учитель. Он – всего лишь мистер Ричард Свифт, управляющий.
Лу словно прочитала его тягостные мысли.
- Неправда, ты не обыкновенный, ты - наш Дикки! Ты просто забыл!

Дикки покачал головой. Говорить было трудно, спорить – еще тяжелее, а смотреть в глаза Лу – невозможно. Он обнял ее, плачущую,  и посмотрел на небо.

Как же давно он жил, не глядя вверх! Год? Два? Вечность? В ярком свете городских фонарей ночное небо казалось блеклым, а звезды – тусклыми. Но это были те же самые прекрасные таинственные звезды, которые показывал им Учитель, среди которых Дикки летал и был счастлив.
И совершенно неожиданно Ричард Свифт почувствовал легкость и то чудесное, не сравнимое ни с чем ощущение полета. Не забытое им волшебное чувство. Он улыбнулся,  и на секунду ему показалось, что все очень просто.
- Да, наверное, я забыл. Ты права, Лу, – голос был немного хриплым, - Но, знаешь, я ведь могу вспомнить! И тогда, когда вспомню, я вернусь! Слышишь, Лу, я обязательно вспомню и вернусь!– Дикки говорил громко,  с озорством и решительностью мальчишки.
Лу улыбалась, вытирая слезы, ей передалось его радостное настроение.
- А пока я не вернусь, -  он многозначительно посмотрел на девушку, - Учителем будешь ты, Лу!
- Я?!
- Да! Лу, ты будешь самым лучшим Учителем! – воскликнул Дикки, он был искренне уверен  в этом, - после нашего Учителя, конечно! – добавил он с улыбкой.
- Но я…
- И не спорь! Ты сама чувствуешь, что это правильно.
Лу задумалась. Ощутила на своем лице вечерний ветерок, подняла голову к звездам. Кивнула.
- Но только до тех пор, пока ты не вернешься. Ты же вернешься, да, Дик? Когда-нибудь?
- Да, Лу, - он не мог, он просто не смел ее разочаровывать.

Обнявшись, они просидели в парке всю ночь. А когда погасли звезды, и взошло солнце, Дикки  всем сердцем почувствовал, что сказал Лу правду: однажды он обязательно вернется.