Конечная троллейбуса лирическая драма

Игорь Калинин999
               

Предисловие. Эту  пьесу  я  однажды  увидел  во  сне. За  окном, в темноте, лил  нескончаемый дождь. А  в ночной  дождь  так  сладко  спится. Мне  привиделась, примнилась эта  история  о  чистой, страстной, целомудренной  первой любви, которая   озаряет  всю  последующую  жизнь. Утром  и в  следующие  дни я тут  же перенес  увиденное  на  бумагу. Сперва  писал  от  руки, затем  перепечатал  на машинке  "Унис". Во  время  работы  я часто  искренне  плакал, ведь  у  героев не  всё было  гладко  в  жизни. Я мечтал  отнести  пьесу  в  большой  известный  театр и видел  воочию, как  люди  заполняют  зал  и  на  сцене оживают мои  герои. Ведь их любовь не  должна  оставить  людей равнодушными, думал я.
И  вдруг...Моя  пьеса  пропала. Я  перерывал свои  архивы много  раз  и  нигде  не  находил  этих   листков, скрепленных  старой стальной скрепкой...
Я хотел восстановить  историю  этих  влюбленных  по  памяти, но  ничего  не  получалось- слова  не  давались  мне, образы  рассеивались...Что-то(или  Кто-то) не  давал мне возродить  то  яркое  и  сильное  видение, слова ,поступки  героев. 
 ...Прошло  время. И  вот  в  ворохе  своих  заметок, стихов, статей  я- о, чудо!- обнаружил недавно эту  пьесу! Пара  недель волнующей работы, я кое-что дописал, кое-где  обновил и вот- она  перед  Вами, дорогой  Читатель.
Я  так  рад, что моя  мечта   сбылась, эта  история, как  кораблик, плывет, качаясь на  волнах времени, к  вам!
Попутного ей ветра!




Место  действия: окраина Москвы
Время  действия: однажды летом

ОН- Андрей Фомич, человек с дипломатом.
ОНА- Людвига Борисовна, дама  с  японским зонтом.
Любовь- 20 лет.

                1

(Хмурое дождливое  утро. Конечная  остановка  троллейбуса  в одном  из новых микрорайонов  Москвы. Собственно, остановки  как  таковой  пока  и нет, просто  на  троллейбусной  опоре висит  табличка  с  буквой "Т".
К  тросу, на  котором держатся контактные  провода прикреплено  большое  полотнище "СЛАВА  СОВЕТСКИМ  СТРОИТЕЛЯМ!"
Мужчина средних лет  пытается  задержать  отправляющийся  полупустой троллейбус.)

Он. Минутку! Товарищ! Друг! Ну  куда  же  вы? Там  человек бежит! Женщина!
Водитель, по микрофону. Троллейбус отправлен! Граждане, не мешайте  закрытию дверей!
Он. Да  уже  подбегает! Осталось две  канавы! Будь человеком!
Водитель. Троллейбус отправлен  строго  по  расписанию! Напоминаем-  у водителя  имеется  прямая  радиосвязь  с  милицией...Ну!!!
Он. Испугала! С  милицией!  Тоже  мне...Я тебя  запомню, встретимся ещё! Ишь, запылила...

(Синий аккуратный троллейбус отъезжает. Дождик крепнет. Мужчина   остаётся  на остановке. Он  ставит  свой  дипломат на  мокрый  асфальт. Подбегает  женщина.)

Она. Чуть-чуть  не  успела! Каблук...Пока  через  строительные останки  перебралась...
Он. Я  видел...Весь  троллейбус  любовался  вашим  бегом  с  препятствиями...
Она. Вы бы  хоть задержали  его! Тоже  мне мужчина!..
Он. Шерше  ля  фам!
Она. Да-да...То  есть, как  вас  понимать?
Он. А  так: за  рулём баба, на работе...И здесь-то  же  самое! И  кругом  в  дураках  из-за  вас...
Она. Кругом? Вы  серъёзно?
Он. Шучу! По  кольцевой! Опоздал  из-за  вас, тормозя  троллейбус,  и  ещё выслушивать попреки приходится... Отличненько!
Она. Простите!..
Он. Да  помолчите  вы!

(Она  обиженно  замолкает. Дождь  усиливается. Женщина  достаёт  из  сумки зонт  и  раскрывает . Купол  зонта  большой  и  красивый. Он  нервно закуривает.)

Она(Читает)Интервал движения  восемь  минут. Сейчас  следующий  подойдет. Слышите?
Он. А, теперь  всё  равно...
Она. Я тоже  припоздала. Каблук...

(Он  ёжится, поднимает  воротник  ветровки)

Он. Вовремя...Японский?
Она. Да, вчетвером  помещались.
Он. Вчетвером? Не  может  быть!
Она. Точно!
Он. А  что  у  вас  с  каблуком? Может, на скорую  руку  можно  притачать?
Она. На бок  сковырнулся. Идите  сюда! Промокнете  же...
Он. Разве  что  каблук  посмотреть...

(Подходит  и  встаёт  к  ней  под  зонт. Она  указывает  на  оставленный на  прежнем  месте  дипломат.)

Она. А  там  ничего  не  промокнет?
Он. Вот  голова! Совсем  забыл, конечно  промокнут!
Она. Миллион ?!
Он. Дороже!

(Бежит  за дипломатом, возвращается  и  ставит  его  между  собой  и  незнакомкой)

Он. Сухарики! Ржаные!
Она. Шесть  минут  осталось...
Он. Нам  хватит  и  пяти!
Она. О  чём  вы, мужчина?..
Он. Да  всё  о  вашем, о женском...Туфлю  снимайте! На  ваше  счастье, на днях клей купил, в дипломате  валяется...
Она. Не  расстегивается  что-то...
Он. Давайте  я...Выше  ногу  поднимайте!.. Импорт?
Она. Австрия!
Он. Кого  сейчас  этим  удивишь! А  вот  про  такие  ножки  ещё  Пушкин  писал!
Она. Давайте  ближе к  каблуку!
Он. Брали  бы скороходовские- износу б  не  было. И  не опоздали  бы  с  вами. Ставьте  на  дипломат, будем  ремонтировать, не  снимая  с  ноги!
Она. Высоко!
Он. Дело  мастера  боится! Ставьте  и  держитесь  за  меня, чтоб  не  завалиться.

(Она  приподнимает край платья, ставит  ногу  на  дипломат. Он  колдует с каблуком и тюбиком  клея.)

Он. Сейчас  вас  клеить  буду...
Она. Но, но, молодой  человек!
Он. Всё!.. Пять  минут  и  куча  денег, как  говорит  моя  Тигра.
Она. Так  уж  и тигра? Только из  дому и  жену  обзывать?
Он. Ха-ха...Чуть  свет  и  я  у  ваших  ног!  Моралистка! Да  это  моя  директриса. С  женой, слава  науке, покончено...И  вообще, меня  вашими  женскими  прелестями  уже  не  купить. Старого  воробья  на  мякине  не  проведешь! Держать! Ещё  пару  минут.
Она. Ну,  хорошо, только  две  минуты. Кстати , сколько  это  будет  стоить? Я  вам  заплачу  сразу  же, как  только  войдём  в  троллейбус.
Он. Оставьте  себе  на  чай, Аня... Боброва ? Что,  не  попал? Тогда, Ася  Белкина?  Или  Анастасия  Брегвадзе?
Она. Если  вы  так  знакомитесь, то  довольно  примитивным способом.
Он. Куда  нам?! Просто расшифровываю  аббревиатуру "А.Б."?

(Она  перекладывает  зонтик  в  другую  руку.)

Она. А-а, понятно...Молодость...
Он. Извините, я наверное  сегодня  действительно веду  себя  не  лучшим образом.
Она. Можно  подумать, что  в остальное  время  вы  истинный  джентльмен...
Он. Виноват-с! Позвольте  подержать  наш  с  вами  зонтик!
Она. Во-от, совсем другой разговор. Будьте  любезны!
Он. Разрешите  доложить: ваш  каблук приклеен  намертво.
Она. Вы  не  шутите? Серъёзно?
Он. Ступайте  смелее. Этим  клеем можно  кирпич  к  зеркалу  приклеить.
Она. Ого, действительно  держится! А вы  молодчина!

(Быстро, еле  коснувшись  губами, целует его.)

Он. Вы же  хотели  в  троллейбусе!
Она. Можно и в троллейбусе! Если не врут мои  часы, то будет  через  минуту...
Он. Наши люди золотых  часов  не  носят!..
Она. Они  ездят  с  ними на  такси  в  булошную!
Он. На  троллейбусах!.. Так в последнюю  минуту  нашего  совместного  ожидания  не  раскроете  тайну  этих "А" и "Б"?
Она. Это  инициалы.
Он. Понятное  дело? Чьи, если  не  секрет? Вы поклонница  Аллы Борисовны? ...Ледяной  горою  айсберг  из тумана  выплывает...
Она. Дела давно  минувших дней...Какой  вы  сегодня  любопытный! Не  слишком  ли  много  для  десяти минут  знакомства?.. Может, это  инициалы  моего  первого  мужчины?..
Он. Какие  десять  минут  знакомства? Минуты- есть, а
самого  знакомства ещё  не  было!
Она. Исправляемся! Людвига  Борисовна. Преподаю  в  школе  английский, общественница, не  замужем... Неделю  назад , к дню рождения, вселилась  в  однокомнатную  квартиру улучшенной  планировки, член  редколлегии  стенной газеты. Выполняю общественные нагрузки. Ещё  что? Ах, да! Дома  бываю с девяти вечера, убываю  в  школу  к  восьми  утра.
(Он смотрит  на  её  часы)
Он. Однако...
Она. Сегодня- день  особый. Даже  освобождена  от дел  в  школе...И  к тому  же- у моих детей  каникулы.
Он. Расписание, говорю, нарушают! Так-так, я вас  слушаю!
Она. Да  нет, а  вот  теперь  я  вас  слушаю, неизвестный мастер  по  срочному  ремонту  обуви! Прелюбопытно  послушать: кто  вы? Что  вы? Спальный район  Москвы, ещё  не  все  отлажено, расписание  пока  не  очень  соблюдают, так  что придётся, чувствую,  ещё  подождать. И послушать вас. Ну, что  скромничаете? Вперёд!
Он. Вы так  говорите, будто мне  о  себе  и  рассказать  нечего...Смотри  какая  самоуверенная...Я был чемпионом  института  по  самбо, между  прочим! Имею разряд  по плаванию! Да  у  меня  в  руках  знаете  какие  орлы  трепещут! Я ещё  десять  лет  назад  стал  главным  инженером...Между  прочим, этот  клей  я  сам  изобрёл  и  изготовил...Ещё  я  умею...
Она. Сапожничать и знакомиться  с дамочками...
Он. Да  и  это  тоже. На  нашем  предприятии  я  знаю  все ступени  производства, работал  на  многих  рабочих  местах: слесарил, токарничал, фрезеровал, шлифовал, работал  на  сборке...
Она. Надо  же!

(Неожиданно  сверкает  молния  и  немного  погодя  гремят  раскаты  грома. Она  испуганно  прижимается  к  нему. Потом чуть отодвигается  .)

Он. Вот  на  этих  ладонях  и  сейчас  ещё  не  стёрлись  мозоли...Хотя  теперь  нужны  совсем  другие  качества, время других умений. Ничего, получается.
"Андрей Фомич, подпишите  заявку  на  запчасти!"-подписываем, выбиваем.
"Андрей Фомич, поставщики  подвели!"-находим  варианты. "Белоярка продукцию  не  берёт"-ищем  новых партнеров...
Она. Андрей Фомич, как  у  вас  всё  сложно!
Он. Это  вам не  фенкью, вэри  матч, чилдрены!
Она. Как  вам  не  стыдно!А  ещё  инженер! Гениальный!
Он. Главный! А  что  я  особенного  сказал? Я выразился  в  том  духе, что  вы- бюджетники, вас  государство  обеспечит. А  мы- промышленники - добываем  корочку  хлеба с маслицем  вологодским  большими хозрасчётными усилиями...А  хозрасчёт - дело  новое, не все правила  известны, тут  и  сесть  недолго…
Она. Не ЧТО  вы  сказали, а КАК! Зачем  вы  уродуете  английский  язык!
Он. Прошу  эскюзмировать меня! С  нашими  разгильдяями совсем йоркширское произношение  испортил, поскольку  понимают  на  заводе  чисто  русскую  речь! Народные обороты! Что  вы на  меня  так  смотрите?
Она. Вы  сказали "Чилдрены"?
Он. А  что? Ну  сказал. Неужели  это  обозначает  уже  что-то  неприличное? Помнится, когда  я учился  в  институте, это  переводилось: дети...
Она. Чилдрен, чилдрен! Тогда  дети!
Он. Послушайте, такое  впечатление, что на  время грозы  отключили сеть. Или  доводка  линии.
Она. Прямо тропический ливень!
Он. Ага, гроза как  в Бразилии!
Она. Гроза , вы  сказали?

(Молния. Удар грома. Она  снова  испуганно  прижимается  к  нему.)

Он. Это  не  я, она  сама  за  себя  говорит...Сейчас  опять жахнет!

(Молния.Гром.)

Она. Вы  синоптик?
Он. Да. С детства. Давайте  ещё  пять  минут  подождём  и  пойдём  пешком. Тут  недалеко  трасса, там  автобусы и попутки ходят.
Она. Недалеко?
Он. Да, километра  три...Правда, ваши  туфельки  будут черпать  этот бурный  поток...
Она. И домой  не  вернуться, все  траншеи  стали водоёмами...
Он. У  меня   разряд  по  плаванию! Кстати, мостик деревянный  уплыл! Домой  и  впрямь  путь  заказан...
Она. Будем  ждать...Нет, будем ловить  такси!
Он. Это  дело  не  простое. Почти  все  машины  идут  в  парк!..А  если  он  никогда  не  кончится?
Она .А  вы  все  ещё  спешите? Любовное  свидание?
Он. Теперь  уже  бесполезно, всё  равно опоздал...В  связи  с  неявкой, перенесут заседание...
Она. Аналогично.
Он. Почему  вы  вся импортная? У  вас  муж  моряк? Или дипломат?
Она. Какой  вы  невнимательный! Я же сказала, что  уже...самостоятельная  женщина. А  раньше  действительно...Вы хорошо  помните  своё  детство?
Он. Помню  многое. Единственное, что мне  осталось- вспоминать. Кажется, всё лучшее- уже  унесено, как  этим потоком- временем куда-то  вдаль. Всё  в  прошлом. Даже  то, что  со мной  происходит  сейчас, вроде  бы  уже было.
Она. А  что было?
Он. О-о-о! Как  писал  когда-то мой  тезка Андрей - Вознесенский:"Всё, что  с  тобой  происходит, уже с кем-то  было!"
Она. А  мне  больше нравится  его:"Я  тебя  никогда  не  увижу...Я  тебя  никогда  не забуду..."
Он. А  мне  Евгений  Евтушенко:
"Со  мною  вот  что  происходит-
Ко  мне  мой  старый  друг не  ходит,
А ходят  в  праздной  суете
Разнообразные  не  те..."
... А  что было  у  меня? Почти  тоже, что  и  у других: роддом, детсад, семья, школа, бурная  юность, первый поцелуй, Армия, ВУЗ, похороны родных, свадьбы, взлёты  и  посадки...Слушайте, в ногах правды  нет! На  нём  вполне  можно  сидеть! Ситдаум  плиз!

(Она  осторожно садится  на  дипломат. Андрей, держа  зонт, стоит, привалившись  плечом  к  столбу. Троллейбусов  не  видно. Дождь  не  прекращается.)

Она. И  всё? Больше ничего  не  помните?
Он. Всю жизнь  разве  перескажешь! Жаль, что  лучшее  позади...
Она. А  впереди?
Он. Посмотрим, как  сказал один  незрячий другому...
Она. У  меня  один  ученик  есть...Такой уникум: он  всё-всё  с  двух лет  помнит. Какие были  игрушки ,нянечек  в  садике... Интересный  такой мальчик. Сейчас  ему  двенадцать...
Он. А  у  меня  память  зрительная. Кого  видел хоть  раз- через лесять  лет  узнаю. Артистов  из  сериалов, с кем   в  морской  пехоте служил...Вот  из какого фильма  не  припомню, а  что  за  артист- Вячеслав  Тихонов, Сергей Бондарчук или этот, Андрей Миронов- сразу  вижу...
Она. Видно  в  понедельник  их  мама  родила?...Отличный  фильм. Классика  жанра! У вас , выходит,-  особый дар, не  всем  дано...

(Он  смотрит  сквозь завесу дождя. Неожиданно  выбегает на  дорогу .Там  мчится  автомобиль.)

Он. Стой! Стой, тебе  говорят! Это  же  я! Курков?!

(Автомобиль, отчаянно сигналя,  проносится  мимо, сея  мириады  брызг.)

Он. Сволочь! Сволочь ты, Курков...
Она. Бегите! Бегите скорее  сюда! Простынете!
Он. Мимо...А  может, просто  не  узнал  меня?. А  так - вмиг бы  домчал  куда  надо!.. Точно?..
Он. А  кто  такой  Курков?
Он. Коллега! Пол- пуда  соли  съели...
Она. Конечно  не  узнал!.. В  метре человека  не  разглядеть...Давайте  я  вам  лицо вытру...Да  не  стесняйтесь  вы, Андрей!..
Он. Да, человека  в людях  не  все  видят...

(Она  вытирает ему  лицо красивым  платочком)

Он. Спасибо! Так  на   чём  я  остановился? Да, на  том, что  я, как  жаворонок между  небом  и  землёй,  завис  между  прошлым  и  будущим...Закурить бы!.. Спички  промокли...А  сигареточки  в норме...Сигарету?
Она. Спасибо, я не курю. Кажется, у меня была  зажигалка.

(Роется в сумочке)

Она. Держите!
Он. Красивая! На  микросхемах? Японская? Корейская?
Она. Изготовлена  в  Швейцарии.
Он. И  на  том  спасибо!
(Закуривает)
Он.Давайте я дым  в  другую  сторону  буду  отгонять...Смотрите, и дымок  под  дождь  не  хочет...Тогда  мы  сделаем так!

(Он  зажимает  горящую  сигарету  в  кулаке  и выходит  из-под  зонта. Лениво  потягивая сигарету, разглядывает  объявление  на  столбе.)

Она. Что вы делаете? Немедленно  возвращайтесь!
Он. Сударыня, я и так  злоупотребляю  вашим  гостеприимством...А водные  процедуры- полезны  для  организма.
Она. Для наших организмов  уже  полезны  теплые целебные  ванны  и  лечебная  гимнастика! И потом- я  совсем  не  боюсь  дыма,  я сама  курю  иногда...

(Он  возвращается  под укрытие. Она с трудом  прикуривает  от его  сигареты. )

Она. Снимайте  вашу  рубашку  и  выжимайте!
Он. По-моему, это  просто  неудобно.
Она. Перестаньте  валять  ваньку, Андрей! Снимайте  быстро, пока  совсем  не задубенели...
Он. Подчиняюсь  грубой  силе...

(Он  выжимает  рубашку. Достает  из  дипломата тельняшку  и  пакет  сухарей.)

Он. Морпехи  никогда  не  сдаются! Хорошо  прихватил на  всякий случай... Угощайтесь, Людвига э-э...Борисовна.
Она. Благодарю! Можешь  называть  меня  просто  Людой...
Он. Принято! Тогда  давай, Люда,  сьедим  по  сухарю  на  брудершафт!
Она. Давно  пора!

(Выполняют.Заканчивается легким поцелуем.Пауза. )

Он. Какая  ты, однако!
Она. Какая?
Он. Сладкая!
Она. Да  ну?
Он. Серъёзно.
Она. С  чего  ты  взял?
Он. Определил опытным  путем.
Она. Один опыт- это  не  показатель. Может  быть  ошибка...
Он. Проверяем  версию!..
(Поцелуй)
Он. Всё  верно- сладкая!..
Она. Это  от  дождя. Капли…
Он. Жаль, что  мы  так  поздно  встретились!
Она. Поздно?
Он. Ну  да. Если  бы лет  пять назад...
Она. А если  двадцать?
Он. Ну  тогда  я  был  совсем  зелёный, как  укроп!
Она. По-моему, ты и  сейчас  зелёный-зелёный...А твоя  феноменальная  память  ничего  тебе  не  подсказывает, случайно?..

(Он вглядывается  очень-очень  внимательно  в  её  мокрое  личико)

Он. Да  вот  что-то  смутно чувствую...
Она. Смутно?! Ты  что, Андрей, меня  совсем  не  узнаёшь?..
Он. Вас? То  есть, тебя? Мы  что, встречались прежде?!
Она. Да, дорогой. Встречались.
Он. Где?
Она(Смеётся) Ну  где  ещё  мы  могли  встретиться? Конечно  под  дождём!..

(Она  плачет)

Он. Постой, постой...У  меня  ведь  мелькала  мысль, что я  вас...тебя  откуда-то знаю...Но  мне так  часто  кажется, что  то, что  происходит  со  мной  уже  когда-то  было, что  я  не  придал  значения...Эй, бросай слезы  лить, тут  и  так  сырости  хватает!

(Она  вытирает   слёзы  платочком. На тыльной  стороне ладони, возле большого пальца, синеют  буковки"А.Б.")

Он. И  ручки  у  тебя  замерзли! Раз уж  мы  старые  знакомые, иди  поближе, я тебя  согрею!

(Она  повинуется)

Он. Так  ты  Люда  или  Людвига?
Она. Ударение  не  на первом  слоге и тем более  не на  последнем, а  на букве "и". По  паспорту  Людвига.
Он. Откуда  такое  имя? Ты -полячка?  Прибалтийка?
Она. Мама  рассказывала, что  видела  в  одном  провинциальном  театре талантливую  актрису  Людвигу Марлову. Особенно  ярко  она  играла  в  спектакле "Вкус  меда". Мама  была  просто  ошеломлена. И  в  честь  той  актрисы назвала  меня... Говорят, её  уже  нет в  живых...
Он. Может  быть,  её  душа  в тебе  воплотилась?
Она. Не  знаю,  я об  этом  не  задумывалась...Правда, мв классе у  доски  я  иногда  чувствую прилив  вдохновения. Меня  часто  в  такие  минуты, как  говорил  Остап Бендер, "несёт"...
Он. Ты  из  какой  организации?.. Ах, да, ду ю спик инглиш...Тут мы не  пересекались: наши  котлы для  электростанций  учителя  не  закупают...А  где  живёшь?.. Ой, опять ступил: естественно, в этом  микрорайоне...Недавно, поскольку и  я, и  все  жители  здесь- новосёлы...Едем  мы, друзья , в  дальние  края, станем  новосёлами  и  ты  и  я...Туго  соображаю  в  последнее  время...Новых соседей  я  не  знаю...Скажи  сама!

(Она  молча показывает  ему старую  татуировку)

Он. Ну, Андрей  Болконский ,человек  чести, офицер  давно  минувших  лет!..
Она. Думай, Андрей Бякин! Думай...

(Плачет)

Он. Это  что?.. Правда?!
Она. А  ты  как думаешь!!!..
Он. Люда! Мальцева! Ты?!..

(Он  в порыве заключает  её  в  обьятия)