Свинья с предохранителем

Владимир Пастернак
               

   Чем мне нравится морская рыбалка, так это своей непредсказуемостью. На реке проще, пришел ловить окунька – поймаешь  окунька. Из  моря  можно вытащить все, что угодно. Ловил, однажды, сарагуса, а вытащил электрического ската. В другой раз, вместо сардины, поймал барракуду. Подумаешь, не ту рыбу поймал!  Как-то, во время ночной рыбалки, не поверите, вытаскиваю морскую змею толщиной с руку. Чуть с лодки не выпрыгнул. Смех смехом, а нужно эту тварь снять с крючка, трясу удочкой, пытаюсь сбросить. А змеюка эта выгибается дугой, да,  как цапнет сама себя острыми, как иглы зубами посредине туловища и не отпускает.  Пришлось самоубийцу обрезать вместе со снастью.
Или ловишь, не важно кого, а попадется обязательно мечта японца  – рыба фугу. Этого добра здесь  хватает, всю Японию можно накормить. Только называют ее в Израиле  «абунавка».
Правда, случаются и приятные сюрпризы. Стоял, однажды,  на якоре и ловил  барабульку, подсекаю, а там еще кто-то следом прицепился. Такое часто бывает, подсек одну рыбку, а на свободные наживки еще несколько кидаются.  Только в этот раз   рыбка сама стала добычей. Для кого бы вы подумали?  В жизни не угадаете! Вытаскиваю и вижу: обхватила всеми своими щупальцами барабульку  каракатица и отпускать не хочет. Хорошо,  хоть не разговаривает, а то, непременно бы рявкнула: «Убери свои лапы, урод! Это моя рыба!»

   Э-эх, хороша морская рыбалка! Можно ждать любых сюрпризов. Ну, и экстрим, конечно. А как же в море без экстрима? Поэтому, всем видам рыбалки предпочитаю ловлю с каяка. Воображение рисует  чукчу или эскимоса на обтянутой моржовой шкурой байдарке, но это не так. В лодке сидит ...  впрочем,  эту деталь опускаем и сразу переходим к описанию  рыбацкого каяка ( дизайн  которого разрабатывал  тот же товарищ, что и знаменитый спортивный автомобиль фирмы PORCH): прочный пластиковый корпус с современными обводами, педальный привод и в дополнение к нему небольшой парус, спутниковая навигация, сонар, с помощью которого видишь не только рельеф морского дна, но и рыбу...
   Выхожу недавно  на своем навороченном каяке, отхожу от берега километра на три и вижу   на таком же каяке  рыбака, только цвет кожи у него гораздо темнее, чем мой.  Словом, есть все основания предположить, что предо мной – «сабра» (кактус). Так в Израиле называют коренных уроженцев  или, если угодно, местных аборигенов.  Изначально этим названием хотели подчеркнуть, что внешне они могут быть колючими, но внутри, как плод кактуса – мягкие и нежные. Все, приехавшие сюда из необъятных просторов бывшего СССР, для местных уроженцев остаются «русскими». И в этом нет ничего оскорбительного. Они – сабры, мы – русские.

Притормаживаю свой каяк метрах в тридцати  от него и  спрашиваю: «Есть что-нибудь?»

«Так себе, - отвечает сабра, - только барабуния».

А мне-то, как раз, она и нужна. Наживляю мелкие кусочки кальмара и опускаю снасть, сонар показывает ровное илистое дно, глубина 34 метра.
Стоим на якоре,  ловим  барабунию, так в Израиле называют барабульку  и перебрасываемся изредка репликами. Тут, мой сонар запищал и показывает крупную рыбу на дне, а вслед за этим следует рывок, я чуть удочку не уронил. Начинаю вываживать и понимаю, что на том конце нити – не барабулька, а кто-то посерьезней. Понимает это и мой сосед, даже ловить перестал  и внимательно наблюдает за нашей борьбой. Поднимаю над водой тушку килограмма на три и опускаю в лодку.
 
«Не трогай его руками! – орет он. –  Это «хазир-ям»!!! Сбрось его! Обрежь нитку!» Орет так, аж из своего  каяка выпрыгивает.

   Кто такой  «хазир-ям» (морская свинья) я уже не раз слышал от «русских» рыбаков. «Подумаешь – чудовище, ну,  не  акула же в конце концов.  Не брошу», - думаю я и пытаюсь снять рыбу с крючка. Успеваю заметить, что зубы совсем не похожи на рыбьи, а скорее на человеческие. Этими зубками хазир-ям спокойно прокусывает панцири ракообразных и моллюсков.  Научное название этой рыбы - серый спинорог. А еще, их называют рыбы- триггеры за одну очень интересную особенность. Заключается эта особенность в том, что спинной плавник в виде острого, как кинжал, шипа  может становиться в вертикальное положение и фиксироваться  двумя плавниками меньшего размера, как бы защелкиваясь на предохранитель, и его уже нельзя сложить даже сильным нажимом. За это спинорогов часто называют «курками», а сабры еще называют их «ницран» (ницра на ивр. - предохранитель). Приходилось мне слышать и двойное название от местных аборигенов «ницран хазир-ям», что можно  перевести, как «морская свинья с предохранителем». Глядя на кинжал, торчащий из спины морской свиньи я мигом представил  себе, как эта штуковина может ранить. «Бр-р,  мало не покажется. - подумал я, отправляя спинорога в садок.  - Хоть бы не порезал мне сетку!»

Видя мое упорство, сосед кричит мне:

- Не вздумай его есть! Он ядовитый!!!

   Ну, насчет ядовитости серого спинорога единого мнения нет. Одни утверждают, что его мясо может вызвать сильное отравление, другие, с пеной у рта, возражают, дескать, хазир-ям – изысканный деликатес. Правда, возражают в основном «русские», а своим можно верить. Рекомендуют сначала содрать с него шкуру. В том, что эта шкура толстая и на ощупь напоминает  наждачку, я успел убедиться, засовывая рыбу в садок.

- Он очень ядовитый! - не унимается мой сосед.

- Не волнуйся, - кричу я в ответ, - покажу дочке и выброшу, а про себя думаю:
«Подохну, но съем».

Один чудик рассказывал на рыбацком сайте, что после хазира у него сильно  болел живот. Ну и что?! У некоторых после манной каши болит живот!

   Можно возвращаться в марину, в килограммах я свою норму выполнил. Пока мыл пресной водой каяк, еще один из местных посоветовал выбросить хазира в море, на что, стоящий рядом рыбачок из «наших», мудро изрек:
 -  Они от любой хрюшки падают в истерику.  Для них, что морская, что обычная – все равно свинья. Вот, тебе простой рецепт.
Выпотроши, не снимая кожу, натолкай в брюхо зелени побольше и чесночка, полей оливковым маслицем, заверни плотно в фольгу и отправь в духовочку на тридцать-сорок минут. Шкуру потом снимешь, как панцирь. Она на самом деле может быть ядовитой.

Так я и сделал. Ничего вкуснее я в жизни не ел! А потом на том же рыбацком сайте прочитал еще один рецепт.
 
   Думаю, не обидится один из моих любимых авторов на Проза.Ру - Вахтанг Рошаль, который после многих миниатюр предлагает своим читателям бесплатный бонус в виде анекдота.  Поступлю так же.
 
Итак, мой бесплатный бонус, как приготовить две порции из филе спинорога.
 
1. 700 грамм филе спинорога
2. Мелко нарезанная луковица
3. Рубленный зубчик чеснока
4. 4 ложки оливкового масла
5. Четыре веточки мяты (лепестки)
6. Стакан зеленого горошка
7. Половинка красного болгарского перца (кубиками)
8. Стакан овощного бульона
Посолить и поперчить филе (по вкусу), разогреть масло и «подзолотить» лук и чеснок, положить филе, прожарить с двух сторон одну минуту, добавить остальные ингредиенты, накрыть крышкой и тушить семь минут.

   Если вы и умрете, когда попробуете это блюдо, то, исключительно, от удовольствия!  Русский русского не обманет!