Мой любимый неизвестный читатель

Вадим Гарин
                Неизвестные читатели сайта Проза.ру отзывы не пишут… Они разные. Кто-то  случайно забрёл на страницу и больше никогда там не появляется,  есть те, что заходят вновь и вновь - нашли своего писателя. Произошло необыкновенно важное событие: взаимопонимание читателя и писателя. Идентичность взглядов и жизненных ценностей.

                Неизвестные читатели, которых я особенно люблю,  читают «блоками», сразу несколько произведений. Например, за двадцатое августа прошлого года неизвестный читатель прочитал сразу одиннадцать моих рассказов! Такие примеры встречаются не так уж редко. Сегодня неизвестный читатель (34) прочёл в один день четырнадцать рассказов. Есть «осваивающие» практически полное собрание сочинений! Несложный подсчёт показывает, что неизвестные читатели на моей странице составляют в среднем восемьдесят один процент от общего числа! Вот и решай, кто «главный в доме»!

                Люблю всем сердцем неизвестных читателей. Всегда смотрю, что они читают. Определяю сюжетные предпочтения и предполагаю, что ещё он может прочесть. Радуюсь, когда вижу его вновь: «жив, курилка», вернулся! Значит, нужен я ему, значит мои мысли не безразличны!
               
                Исходя из «процентов» выходит так, что я пишу в основном именно для них!  Писатель существует только тогда, когда есть читатель. Кто бы что ни говорил или кокетничал, читатель был и остаётся основным стимулом и конечной целью литературной деятельности (любой, хоть ты настоящий писатель иль графоман). Неизвестные читатели и известные, имеющие свои страницы на сайте авторы, читающие твои произведения, и составляют главный показатель нужности твоей литературной деятельности, если хотите, необходимости.


                Для кого мы пишем? Вопрос совсем не праздный. Для кого, начиная с шестнадцати лет я, увлёкшись записными книжками  Ильфа, записывал в подаренный блокнот свои мысли, понравившиеся высказывания, стихи, делал выписки из прочитанных книг? Конечно, для себя. Мысли об использовании этих записей не возникало.  Просто чувствовал необходимость, потребность записать увиденное, услышанное, прочитанное. Когда записная книжка исписалась – стал записывать в общие тетради.

                Впоследствии, когда я решил рассказать детям о своём детстве, о «предках», эти записи стали бесценным подарком. Вот с тех пор и пишу. И не только для своих детей, но и для широкого круга читателей. Добрая половина моих произведений обязана  старым блокнотам и тетрадям.
               
                На сайте встречал разные точки зрения. По словам авторов, некоторые пишут для себя, некоторые для всех,  и уж жутко талантливые – для потомков. Так сказать sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности).

                Если для себя – зачем выкладывают тексты на свою страницу и вообще, зачем её заводят? Любой автор делится с читателями собственными мыслями и ждёт читательского отклика. Любой говорящий хочет, чтобы его услышали, а пишущий желает, чтобы его читали и отзывались. Но тут многих подстерегает дьявол: некоторые авторы просто млеют от похвалы. Такие отзывы сплошь и рядом. Похваляшки (так я их называю) составляют огромную часть отзывов: ах, как хорошо, как чудесно,  талантливо, даже гениально!
                Похваляшки не так безобидны, как кажется с первого взгляда. Они почти всегда имеют цель привлечь читателя – автора произведения – к себе на страницу. Неудобно, когда к тебе зашёл коллега по сайту, написал восторженный отзыв (рецензии в таких случаях не пишутся), а ты не ответишь ему тем же!

                Заходят. И в свою очередь льют бальзам на сердце автора. По принципу «кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку»: ведь я же прочёл твой текст, так что будь добр, и ты теперь прочти и похвали, ласка и кошке приятна. Происходит, так сказать, «бартерный» обмен рецками или отзывами – образуется обычный рыночный процесс...

                Многие для завлечения читателя кокетничают: отмечают вверху страницы, что «они пишут не как все и, следовательно, не для всех», намекая на собственную, так сказать, элитарность. И даже отвечать, мол, не надо! Его может оценить только Господь бог!
                Много авторов завлекают читателя тем, что их истории абсолютно правдивые, даже подлинные, чуть не летописи событий и явлений, забывая то, что мы на сайте занимаемся литературой. Мемуары – другое дело, да и им можно верить с осторожностью: они прошли через автора, его видение и чувства. Самый яркий пример такого расхождения, это экранизация литературных произведений. Видение режиссёра фильма всегда отличается от авторского текста. И отличается потому, что это художественное произведение, а не дневник. Так, что истинность событий – не залог успеха произведения. Художественное произведение – это видение автора любых событий, истинных или выдуманных.

                Многие авторы на сайте для завлекухи отмечают, что их номинировали во всех конкурсах, причём и в прошлом году, и в позапрошлом, и в позапозапрошлом, а уж совсем талантливые пишут о своих подвигах в различных литературных конкурсах. Укажут членство не в СП России – преемника СП СССР, а в различных СП, которых сейчас пруд пруди!  Только плати и будешь членом… любым.
                На сайте в противовес взаимному расхваливанию нетленных произведений многие авторы «сбиваются» в тесные сообщества друзей на основе единомыслия, отражаемого в их литературной деятельности. Став читателями эти авторы похваляшек не напишут, а иногда даже больно по-дружески «изобьют». Кто же, как не друг правдиво опишет свои ощущения от прочитанного, посоветует и даже частично отредактирует текст?

                Такие сообщества легко вычислить, посмотрев список избранных авторов.  Они, как правило, и становятся первыми читателями своего круга.
                Однако просматривая у многих авторов список «Избранные», увидел, что редкий автор вдумчиво и требовательно подходит к его составлению.

                На мой взгляд, «избранный» – тот, к которому бежишь с утречка босичком и заспанный, чтобы поскорее узнать, не появилось ли чего-нибудь нового...
                А если тебя избрали? Нет нужды отвечать тем же. Умный поймёт, а... нет - сами знаете. Прилично это или неприлично? На мой взгляд обмен любезностями при составлении списка избранных просто неуместен.

                Хочу отметить, что истинный читательский спрос  определяют как раз неизвестные читатели, которые отзывов, к сожалению, не пишут, зато голосуют своим чтением. Точно так же, как читатель голосует приобретением книг в книжных магазинах – там тоже отзыв не услышишь.
                Заканчивая оду неизвестному читателю, отмечу, что именно он и есть ваш главный сознательный, а чаще бессознательный критик, но вы его не услышите.  Если не понравилось ваше творчество, он больше не придёт. Вот и решайте:  «иметь или не иметь»!