Обычная история

Карина Осетинская
Мама опять читала нравоучения.

- Сынок, ты пойми, 11 класс - дело серьезное!

Можно подумать он сам этого не знал. Особенно после стольких лет выноса мозга на эту тему. Выходило так, что в  школу ты идешь не за знаниями, как таковыми, а чтобы закончить этот чертов 11 класс. Как - будто это самое важное в жизни. А как насчет того, что сама система образования далека от совершенства. По сути, единственным мотиватором к  учебе является получение хороших отметок, а затем приличного аттестата. В итоге -  система оценивания приводит к тому, что ученики, сдав экзамены, напрочь забывают тщательно зазубренный материал. Именно потому, что НАДО было выучить, а не потому, что интересно. И еще небольшой момент, один нюанс - все учатся по одной и той же программе, тратя время на предметы, которые потом вообще никогда не понадобятся. При этом, слушая бесконечные нравоучения о том, что тригонометрия, алгебра, геометрия, физика, будь они неладны, великолепно развивают мозги. Вот и прекрасно, замечательно, вот и пусть развивают будущим математикам, а человеку, который всю свою жизнь решил посвятить литературе это вообще зачем? Вместо того, чтобы совершенствовать себя в нужном направлении, надо тратить время на вещи бесполезные. Среднестатистическому  человеку математика нужна только для того, чтобы посчитать сдачу в магазине, вот и все. Если уж на то пошло, то чтение книг развивает мозг ни чуть не хуже, а может даже лучше. К сожалению, сейчас многие об этом забыли.

- Маааам, да знаю я все, -кричит из свое комнаты Денис, - Сколько можно уже?! Я что маленький, не понимаю что ли? Сдам я вашу математику. Только вот на кой черт она мне сдалась. Я тебе уже сто раз говорил, чем хочу заниматься в жизни!

-Ты посмотри на него, опять за старое! Ты меня в могилу сведешь скоро! Деня, окстись, какая литература? Это, вообще, не мужское дело. Писатель хренов, ты же двух слов связать не можешь. Только и слышу от тебя: "ну", "блин", " вот". Ты как пробиваться - то будешь, у нас по литературной части знакомых нет. А вот по юридической как раз есть - дядя Федя - муж тети Кати - декан юридического факультета. С такой профессией всегда и себя, и семью свою прокормишь. Или ты думаешь, что я тебя всю жизнь тянуть буду? Нет, милый мой, хватит с меня и того, что я одна тебя поднимала, как лошадь всю жизнь вкалывала, себе во всем отказывала и вырастила на свою голову нахлебника и эгоиста. Папка твой, конечно, молодец - козел недобитый слинял, когда тебе двух лет не было. Главное - к кому?! К Нинке - соседке нашей. Вот же ж потаскуха первосортная была, все кобелей к себе приваживала. День, а День, помнишь теть Нину на нашей первой квартире!? Хотя, откуда, ты ж совсем маленький тогда был. Дееееня, а че ты молчишь, я не пойму!? Взял моду мать игнорировать! Больно умный стал!

С этими словами она направилась к комнате сына. Чего и следовало ожидать - сидит в наушниках, музыка орет так, что ей аж сюда прекрасно слышны тяжелые ритмы современных мелодий. Ну, понятно. "Все вы мужики мерзавцы! - думает про себя,-  И этот тоже, даром, что сын родной. Ведь в грош меня не ставит. Ну ничего, пока на моих харчах живешь, да под моей крышей, будешь делать так, как я говорю!"

Надо признать, что судьба досталась Наталье Васильевне не простая. Хотя, что уж там, у нас половина бабского населения страны так живет. Сама из области, поехала в город пробиваться, там встретила мужа своего будущего, отца Деньки, влюбилась, туда - сюда- поженились. Потом родители сложились на кооперативную квартиру молодым. Сын родился. Казалось бы, живи  и радуйся. Так ведь нет же. Муж загулял и чего ему не хватало. Дом - полная чаша. Интеллигент хренов. Вот и Денис весь в него. Только где ж его интеллигенция  была, когда он Нинке под юбку полез? Сколько Наталья тогда слез выплакала, сколько просила его подумать, сын ведь без отца остается. Ну, загулял мужик, с кем не бывает. Она и простить его готова была. Да и виданное ли дело - развод. Кто ж ее брошенную, да с дитем на шее замуж теперь возьмет. Правда, не больно то уж и хотелось, муженек бывший охоту хорошо отбил.

Квартиру продали, на причитавшуюся ей половину денег Наталья купила однушку, а оставшийся капитал решила в бизнес вложить. Даром что ли на парикмахершу выучилась. Открыла свой салон, но и месяца не проработала, нагрянул рэкет, времена тогда неспокойные были, пришлось дело закрывать. А сына - то кормить надо, разве от мужа хоть копейки дождешься.  Стала за шмотками в Турцию ездить, дело пошло, точка своя на рынке появилась, реализатора наняла. Бизнес потихоньку разрастался, получалось даже денежку откладывать на расширение квадратных метров, чтоб у Денечки своя комната была, да и вообще все было, что детям современным надо. Чтоб в школе пальцем не тыкали, что мол безотцовщина, оборванец. Пахала Наталья лучше всякого мужика. Магазин свой открыла, потом еще два, деньги появились свободные. А мужика подходящего не нажила. Конечно, куда ж им с ней такой самостоятельной тягаться. Она любого за пояс заткнет. Для здоровья, конечно, всегда кто - то был, в основном альфонсики молоденькие. Но, что с них взять. В постели отогрел и ладно. А вот для души так и не встретился никто, потому что классным, фирмовым мужикам она была не нужна. У них свои молодухи сисястые были, которые за бабки, что хочешь делали.

Никому, выходит, душа ее уставшая была не интересна. И так от этой мысли муторно становилось, что хоть криком кричи. Одна у нее надежда на сыночку была, ну хоть он то должен к ней по человечески, чтоб хоть на старости лет можно было не играть в игру "Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик". Так нет же.

Не просто у них складывались отношения с сыном. Парень тоже с характером оказался. Не хочет в юристы идти, а книжки писать собрался. Да балуйся ты этим, сколько влезет, только в свободное от работы время, зачем же превращать всю эту писанину в дело своей жизни? Никак не понимает, глупый, что мама плохого не посоветует. Все от любви к нему делает. Ведь один он у нее на свете.

Мелькала, конечно, иногда шальная мысль:"А, если оставить его в покое и дать возможность идти своей дорогой? Не последний кусок ведь доедаем." Но за ней в беспокойную материнскую голову приходила другая о том, что сначала надо нормальную профессию получить, она обязана вложить сыну в руку кусок хлеба, так как сама не вечная и должна быть спокойна, что после ее смерти  Деня себя прокормит. Надежды на то, что сын будет ее дело продолжать не было никакой, относился он к этому как - то пренебрежительно, хоть бы раз "Спасибо" сказал, ведь дело это его кормило, одевало, обувало, технику всякую покупало, на курорты возило и деньги карманные давало. Не сказать, что сильно балованный он у нее был. Парень - то хороший, но, если что решит, то не отступиться. Для мужчины это качество, безусловно, нужное, но в данном случае, когда дело касалось непосредственно его будущего, служило плохую службу.

Денис Молодцов, 17 лет от роду уже твердо все решил. Жизнь его и делать он с ней будет все, что пожелает. Молодость один раз человеку дается. И была у него мечта - стать писателем. Мама, конечно не одобряла, не верила в него. А, да что с нее взять! Хоть бы раз села и толком почитала, что он пишет, так нет же, вечно у нее дела, дела, дела. Это, конечно, и понятно - она ведь единственных кормилец в семье. Папа еще давно от них ушел, вот и выживала, как могла. Деня был не в претензии, потому что  все у него было, даже больше, чем у некоторых знакомых ребят из полных семей. Жалко только, что общение с отцом мама не одобряла. Обида у нее еще сохранилась, чисто по женски. Но причем же тут он? Это их личный междусобойчик, а его впутывать не надо. Не хватало ему мужского участия, совета, поддержки. Не пойдешь же к маме с вопросами, связанными , например, с физиологическими особенностями развития мальчика в период пубертата. Благо, спасал интернет. Просвещался, как мог плюс друзья всегда рады были обсудить накопившиеся вопросы на заседании клуба " Подросток и что с этим делать".

Литература была для него своеобразным способом ухода от реальности. Это он осознал уже давно. Там Денис был царь и Бог. По легкому мановению его руки и полета фантазии мог он делать со своими героями, что угодно, ставить их в какие - угодно ситуации, убивать, воскрешать, женить и разводить, делать несчастными и счастливыми. Началось все, конечно, банально . Случился у него в девятом классе конфликт с одноклассником. И, как посчитал Деня, не получилось ему дать достойный отпор обидчику. Этот момент недосказанности не давал покоя. А тут как раз попалась на глаза статья о том, что можно письма писать обидчику, просто для себя, никуда их потом не отправляя. Прям все - все там можно говорить и таким образом избавляться от негативных чувств. Попробовал он это дело - полегчало. Накатал тогда целую поэму, аж сам удивился, откуда только слова взялись. Так и подсел на это дело. Потом уже не письма писал, а истории разные стал записывать, которые в голове у него рождались и, которые сама жизнь ему подбрасывала. Стал за людьми наблюдать, когда и как ведут себя в разных ситуациях. Втянулся. Первый раз в жизни почувствовал, что делает нечто стоящее, полезное в первую очередь для самого себя. Занимается чем- то таким, что многим его сверстникам и в голову никогда не приходило. Они же в основном были заняты бесконечным просиживанием в своих гаджетах, отношениями друг с другом и обсуждением первых опытов на любовном поприще. Следовательно, не с кем ему было поделиться, просто обсудить свое увлечение. Засмеяли бы:" Фууууу, ваще. Наш Денис под очкарито косит. Закапался в своих бумажках - книжный червь!". Ему такая реклама была, конечно же, не к чему. Вот и занимался этим втихаря, дома. Ну, а мама то случайно узнала. Забеспокоилась она, что сын ее больше времени дома за компьютером проводит, да за книжками всякими, чем с ребятами по кино, да по дискотекам шатается. Мало ли что! Вон сейчас по телевизору сколько про секты всякие рассказывают. Насела на него, мол "Сыночек, а чем это ты тут занимаешься, пошел бы погулял лучше, как все нормальные ребята!". Да так насела, что пришлось рассекречиваться. Она ж такая, своего всегда добьется! По началу спокойно реагировала, воспринимала это, как блажь, а когда заметила, что время идет, а интерес к литературному творчеству у сына не проходит - забеспокоилась. И началось. Давай талдычить про будущее, про деньги, про нормальную профессию. В ход пошел козырь "Ну, ничего, не долго мне уже осталось, вот останешься один, посмотрю я тогда, как ты запоешь!". Интересно, если ее не станет, то как же тогда она посмотрит. С того света что ли?

Денис упорством пошел в маму. Мечту свою предавать  не собирался. Она может говорить, что угодно, сколько угодно и когда угодно, в такие моменты на помощь ему всегда приходили лучшие друзья - наушники. Врубил музыку и пиши себе сколько влезет.

На случай тотальной угрозы юрфаком был у него припасен и свой козырь в рукаве - всегда можно было пригрозить уходом из дома и проживанием в общаге Литературного института. А там ведь всякое может случиться. Всегда можно в красках расписать, как будет он сам зарабатывать себе на кусок хлебы, рассказать о буднях бедного студента, чтоб произвести желаемый эффект. Уж такого мама точно не допустит, сама в свое время помыкалась, имеет представление. Достаточно будет только слегка намекнуть, а ее память дальше сама доделает все дело до конца. Пока, слава Богу, до такого не доходило, удавалось обойтись без крайних мер. Шаг все таки рискованный. А  вдруг мама тоже взбрыкнет и скажет, чтоб в таком случае проваливал на все четыре стороны. Вот это будет номер, чуть не помер. Неожиданный поворот событий. Назвался груздем - полезай в кузов. Придется и правда линять, привыкая к самостоятельности.

Денис, конечно же, не собирался всю жизнь сидеть на маминой шее, но хотелось бы, чтоб процесс слезания с нее проходил как - то постепенно, не по принципу " из огня да в полымя".

Был у него таки один секрет от мамы, от всех, от самого себя. Таисия Андреевна. Совсем еще молоденькая учительница по литературе и русскому языку, только после института. Это был единственный человек на свете, который понимал Дениса, одобрял его стремления и всячески поддерживал, деликатно исправляя стилистические и орфографические ошибки. Ни одна из знакомых  девочек никогда еще не вызывала в нем столь трепетные, молодые, незнакомые ему чувства. Таисия  - так просто называл он ее про себя, была созданием неземным, сошедшим со страниц произведений Бунина и Чехова. Тихая, спокойная, задумчивая, как - будто находилась не здесь и сейчас, а все время мыслями своими где - то высоко в прекрасных материях. Вся она была какая - то воздушная, легкая, эфемерная, неуловимая.

Более близкое общение, чем это принято между учеником и учителем началось у них с того момента, когда она впервые прочла сочинение Дениса на вольную тему. Там он как раз писал о проблеме отцов и детей, исходя из личного опыта. На Таисию Андреевну произвели тогда большое впечатление рассуждения Дени, его манера письма, глубина мысли, так несвойственная нынешним подросткам. Впечатлилась она до такой степени, что оставила ученика Молодцова на беседу после урока, благо это был последний. С этого и началось их общение по душам. Причем тянулись они к нему оба, черпая в этом взаимопонимание, возможное только между людьми, говорящими на одном языке. Внимание общественности такие действия не привлекали, потому что учитель и ученик, оставшиеся после урока в классе, было делом для школы обычным. Одноклассники наоборот сочувствовали товарищу :" Вот прикопалась к тебя эта приблажная! Че ей все время надо от тебя, ты ж, вроде, нормально успеваешь!". Денис в такие моменты пытался отнекиваться и, ссылаясь на маму, врал о том, что, якобы, та попросила Таисию  Андреевну подтянуть сына перед предстоящим экзаменом, дабы перестраховаться. Аргумент это был весомый, практически все сталкивались с такой озабоченностью своих родителей на предмет получения хорошего балла.

Таисия понимала и чувствовала, что между ней и ее одиннадцатиклассником происходит уже что - то большее, чем обычное общение между учителем и учеником, строго регламентированное школьной иерархией. Сама она очень переживала по этому поводу, мучаясь от мысли и страшась признаться себе в том, что делает что - то запретное. Это были не просто занятия после урока, дабы помочь нерадивому ученику разобраться в программе, а полноценное духовное общение, которого ей так не хватало в повседневной жизни. Это стало открытием для нее. Как  у обычного современного подростка может быть такое неординарное и интересное мировоззрение? Со временем разговоры их начали соскакивать на более личные темы. Для нее самой до сих пор оставалось загадкой, в какой момент получилось так, что Денис стал интересным, так необходимым ей собеседником? Она прекрасно понимала, что это взаимно, но как с этим быть не знала. У такой истории просто не может быть продолжения, которого уже отчаянно хотелось.

Хотелось озвученных вслух отношений, с прогулками за ручку, признаниями в любви и всем тем, что это понятие включает в себя.

Все случилось в прошлое воскресенье - законный выходной день каждого учителя. Таисия никого не ждала, занимаясь обычными домашними делами, как вдруг раздался настойчивый звонок в дверь. Удивленная, она побежала открывать. На пороге стоял Денис. Было сразу ясно, случилось что - то неординарное, раз он решился прийти к ней домой.

-Здравствуйте! Можно войти? - смущенно пробормотал Денис.

-Конечно заходи! Что случилось?

На мальчике лица не было. Было видно, что он сильно переживает, стесняясь начать разговор. Надо было поддержать его.

-Денис, проходи, пожалуйста, в комнату. Не в прихожей же нам разговаривать, - сказала она с улыбкой, предлагая  чай с печеньем и конфетами.

Денису было не того. Его раздирали эмоции. Мало того, что серьезно поссорился с мамой, так еще и решился прийти к Таисии прямо домой. Его, как - будто прорвало. Искреннее участие дорогого человека сломало плотину так долго сдерживаемых слез. Он расплакался прямо на глазах у Таи. Это были слезы беспомощного мальчика, вызванные непониманием со стороны мамы, ее давлением и неверием в него. Прежде всего, неверием. Ведь она упорно не хотела видеть в нем взрослую, зрелую личность. Он устал тягаться с ней в аргументах, тем более на ее стороне был материальный перевес. В этот раз ему не удалось спрятаться за наушниками, пришлось выслушать все в довольно грубой форме. Потом он сбежал, оставив маму на грани истерики.

-Я больше так не могуууу, - завывал он на плече у Таи, которая боясь пошевелиться, тихонько гладила его по голове. Она была ошарашена всем происходящим. Мужские слезы всегда сбивают с толку, а в такой ситуации тем более.

Как же ей было жалко этого мальчика, ее мальчика, ее мужчину и пусть она на 6 лет старше, зато никогда еще ей не было так хорошо, как сейчас. Она была счастлива от того, что была ему необходима, что стала той женщиной, к которой он пришел, не в силах сам справиться со своим горьким горем. Она была той душой, рядом с которой его душа не постеснялась показаться слабой, дав волю своим эмоциям.

Что теперь делать со всем этим, а за одно и с тем, что случилось после такого излияния чувств и последовавших за ним бурных признаний?

Назад дороги уже нет. Зато есть Денис + Тая . Чему это ровняется, покажет время. Но теперь у каждого из них вдвое больше сил на борьбу за свои мечты. Оба прекрасно понимают, что предстоят нелегкие разговоры с мамой и директором школы. А надо еще выдержать натиск общественности.

Не даром говорят, что любовь окрыляет. Вот так случилось и с ними, в один миг все трудности отошли на второй план, главное - они есть друг у друга, а между ними есть чувство, которое способно горы сворачивать. Об этом столько написано, но до тех пор, пока сам это не ощутишь, слова просто остаются словами.

Юные романтичные мечтатели, живущие сердцем и по законам любви, не боящиеся открывать души на встречу друг другу, возможно, на вас и держится до сих пор этот мир, изъеденный жаждой денег, всеобщей конкуренцией, завистью, чванливостью, пороками и стремлением к лучшей жизни. Только все это с собой не заберешь. А любовь в сердце будет всегда, если понимать ее, как отдавать, а не брать!

Карина Осетинская

21.08.2016г.