Берегись автомобиля или правила выживания

Михаил Ярославцев
Что действительно поражает во Вьетнаме, так это дорожное движение. На первый взгляд, здесь вообще нет никаких правил. И на второй тоже. Нескончаемым потоком по улицам несутся автомобили и мотоциклы в соотношении примерно один к десяти. Все сигналят друг другу, подрезают, перестраиваются, обгоняют, а часто и просто едут по встречной полосе. Сигналы светофоров тут имеют рекомендательный характер и на дорожное движение влияют мало. Знаки, определяющие направление движения по полосам на оживленных перекрестках выполнены в виде бетонных кубов со стороной сантиметров семьдесят. Иные по-видимому просто сносят. Переход через улицу выглядит в лучшем случае как экстремальный аттракцион, но все-таки больше напоминает попытку суицида.

Лишь спустя пару недель начинаешь понимать смысл и законы этого хаоса на дорогах. И возникает жгучее желание отправить каждого лихача из России в Нячанг, хотя бы на полчасика. Чтобы научился считаться с другими участниками дорожного движения. Потому что не считаться невозможно - сметут. Все подрезают и  все пропускают, обгоняют по встречной и по тротуару, едут на красный свет, сигналят, но при этом никто не ругается и не кричит, а напротив, все кивают и улыбаются друг другу. И умудряются при этом не сталкиваться между собой. Серьезно, за три недели в Нячанге я не видел ни одного дорожно-транспортного проишествия.

А еще хочется привезти сюда каждого пешехода из России, который переходит шесть полос по нерегулируемой "зебре" глядя в экран телефона. Минут на пять. Хватило бы, чтобы либо научиться смотреть по сторонам, либо погибнуть. Потому что здесь мотоциклы не пропускают пешеходов, а только объезжают, а автомобили не пропускают пешеходов вообще никогда. Даже на зебре, даже на светофоре, двигаются, как будто их просто нет, тем самым предоставляя пешеходам полную самостоятельность в деле сохранения своей жизни и здоровья. Поэтому выхода у пешехода два:  или брать пример с местных и переходить дорогу медленно и равномерно, лавируя среди мотоциклов, постоянно смотря по сторонам, или искать одного из редких дорожных полицейских, которые время от времени переводят группы туристов через центральные улицы с таким суровым и важным видом, что кажется даже ветер перестает дуть в присутствии стража порядка.

Когда правил не существует, включается инстинкт самосохранения, здравый смысл, мозги, взаимоуважение и много других хороших качеств, которые забываются под эфемерной защитой законов. И возникает мысль, что не законы и правила нужны, а просто людьми надо быть. Людьми.