Меня не покидает ощущенье 4

Елена Студзинская
моим терпеливым и прекрасным родителям посвящается

Самыми  ожидаемыми  в  почтовом  ящике   для меня были  журналы  «Юность» и, конечно, «Иностранная  литература». Кстати, ящики тогда  не ломались, не разрисовывались мордочками  уродцев, а почта  не исчезала. Были и такие времена…

В 1978-ом   «Иностранка»  пришла  с  небольшой повестью  Павла Вежинова «Барьер». Я хочу принести глубочайшие извинения болгарской   литературе, потому что, кроме детективов Богомила Райнова на тот момент не читала ничего. Я действительно сейчас не помню, какой именно  болгарский автор поставил для меня «крест» на этой национальной литературе, но мнение сложилось (как глупо!), что ничего хорошего там нет.
 
Поэтому, увидев болгарскую фамилию, я бы не обратила на Барьер особого внимания, если бы не мелькнувшие имена  героев – Доротея   и  Антоний.  И я начала читать.
 
Аннотации к книгам  для меня – ненавидимая  часть  литературы. Я считаю, что их не должно быть, потому что  каждый читает своё, а поэтому никогда не «пересказываю» книги, а могу только вспомнить свои ощущения, эмоции и чувства.
Так вот,  ощущения, эмоции  и  чувства  нарастали   с осознанием какого-то  яркого  dеjа  vu.

… Первые стишки  я срифмовала лет в шесть, в мои четырнадцать  впервые опубликовали  мои «смальты», и я получила  «пятёрки» от тех, кого  читали и знали любители поэзии. И опять – поклон родителям: никогда  они не слали мои стихи и прозу в журналы  и не мучали  наших знакомых своими рассказами о «гениальной дочери». Они  не мешали мне получать свои тумаки и свои пятёрки.

 Желание увидеть себя «напечатанной» снедало меня, я писала во все литературные редакции, чаще всего  ответы были такие:» Вы – отличный поэт, но нужно подрасти», ну и так далее.  Сейчас меня подобное вообще не беспокоит, а тогда  мне казалось, что я умру «молодой, непризнанной, гениальной поэтессой». И, конечно, моим родителям пришлось быть очень терпеливыми, чтобы  пройти со мной  этот  период.

В 1977 году я написала нечто такое, что вызвало  особый  интерес  у литературных  светил, и на меня обратили  внимание.

nocturne
Я губами держу частицу неба-
невесомую птицу с руками-крыльями,
летящую   рядом с моим лицом.
И я вижу  два  одиноких глаза,
прикрытых  небесной задумчивой грустью,
и я приникаю занывшей грудью
к белой груди огромной птицы.
Мне лёгкие распирает дыханьем,
раскалённый ужас сковал мои ноги.
А птица, выгнув тоскливую шею,
смотрит прямо в меня.
Я умоляю:» Возьми меня выше,
к большому, как море, лёгкому небу,
чтоб я могла холодеющей кожей
почувствовать звёзды, их свет  и тяжесть…»
Я умоляла и плакала горько
о том, что  крыльев людям не дарит
немилосердная  мать – природа,
отбирая у них ту крупицу счастья,
которое небо дарит птицам.
Я к высоте протянула руки –
они покрылись лебяжьим пухом,
и голос мой зазвучал гортанно,
как крик тоскующей лебедихи.
И я увидела звёздное небо!
Я испытала радость и муку,
когда жестокий холодный ветер
прямо в лицо мне ударил ночью,
и по глазам, заливая слёзы,
струилась прекрасная птичья кровь…
И я закричала. Люди не слышат
и не поймут мой стонущий голос,
я закричала:»Здравствуй, Небо!
Я прилетела к тебе, как птица.
Дай мне любовь лебединой стаи,
дай мне далёкие перелёты
пусть даже слышу я, как стреляют
глупые   и свирепые  люди.
В птиц и в звёзды стреляют они…»
Небо вздохнуло прозрачно-туманно,
и я метнулась к земле зелёной,
неся в себе лебединую гордость
за каждый шорох крыльев и  клювов,
за то, что  я побывала там,
где люди не смогут летать ,как птицы.
… Я ключ повернула в замке нехитром
и побрела по пустой квартире,
вдыхая запах жилья и хлеба.
Хитрая кошка ко мне подбежала,
колени тёплым хвостом обвивая,
головкой мохнатой о ноги потёрлась
и убежала по кошачьим делам.
А я искала успокоения
в её ленивом  тихом мурлыканьи
и шла за ней на балкон.
Ночь исчезала из глаз напряжённых,
но я ловила её губами, впитывая  в себя.
Мокрые листья озябших деревьев
о чём-то простом и земном шептали,
проехала быстро автомашина,
и бережливый трезвый электрик
выключил фонари.
Я знала, что очень скоро
на заспанном небосклоне
зажжётся новое солнце –
вчерашнее ведь исчезло!
Я сама там - вверху- увидела,
как его хоронили и пели
славу новому яркому солнцу.
Я верила в это чудо,
я  думала – так будет лучше,
но солнце  смело. Пронзительно,
заливая густую зелень, звало  к себе.
- Лети! – я молила руки,
- Лети! – я просила сердце,
но голос, сорвавшись на шёпот,
не мог заставить меня
ещё раз подняться в небо.
… А, может, мне всё приснилось?-
Себя успокаивать стала,
но на руке уставшей
дрожало пёрышко пуха-
немой свидетель полёта.
Так значит, я всё же летала,
Я  видела   дальние  звёзды,
но  небо меня осторожно
на землю дождём опустило,
и  я заплакала скорбно –
оно меня не принимало.
И снова две тихие комнаты
я  обхожу задумчиво.
А что, если мне попробовать
летать по квартире, в городе?
Я крылья быстрей распахнула,
но потолок так убийственно,
так неизбежно и  горестно
приближался к моим глазам.
Я на пол упала и замерла.
Летать по квартире? Немыслимо.
А что же мне делать с крыльями,
упавшими рядом со мной.
Я их к стене прибила.
Летать я уже не умею.
Но иногда на окно
я забираюсь, крадучись,
И руки сгибаю, как крылья,
пытаясь взлететь.
Я –человек,
но не птица,
я  рождена для земного…
И всё равно я умела
летать в лебединой  стае.

Я  написала  это на  университетской паре, не отрывая  грифельного карандаша  от бумаги. Я не слышала преподавателя, потому что во мне звучала музыка - Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, которое мы все знаем. Адажио Альбинони.
 
Прошло почти сорок лет, но я не изменила ни одного слова в этом своём «полёте». Я и тогда чувствовала, что есть в нём  какой-то  только МОЙ смысл, и сейчас считаю, что  это – лучшее из написанного.
 
Итак, повторюсь, написано в 77-ом, а в 78-ом я читаю  Барьер  о Доротее, умеющей летать, считающей себя лебедем и сложившей крылья из-за  равнодушия  людей. И слова  Антония, навсегда  въевшиеся в мою память, как доказательство того, что Барьер – это  и есть жизнь:» Я не посмел взглянуть на небо, на невзрачные звезды, слабо мигавшие у меня над головой. Они никогда не будут моими. У меня нет крыльев взлететь к ним. И нет сил. Я никогда не перешагну барьера. И не поднимусь выше этой нагретой солнцем голой бетонной площадки, на которую время от времени садятся одинокие голуби.»

Я отправила письмо Павлу Вежинову  со  словами восторга, благодарности и  своего Ноктюрна.  Его ответ – умный, бескорыстный  и уважительный  мама хранит среди десятков других писем из редакций, от поэтов, с критикой и предложениями  публикации. Для меня было бесценным то, что признанный и очень талантливый писатель ответил мне, как равной, как собрату по перу и чувствам.
 
Через год  питерский молодёжный театр-студия поставил моно-спектакль  по Ноктюрну, и там звучал Альбинони. А я в это время, как «турист СССР» (этих значков тоже накопилось немало в моей коллекции)   бродила  с  группой по карпатским  полонинам, радостно пила местное вино (иногда, простите  уж, до  очень весёлого состояния), горланила  бардовские песни у костра  и ни в какую цивилизацию из палатки  мне не хотелось. Но пришло время спускаться с гор, и мы пришли в Мукачево, заселились в гостиницу, отмылись  от многодневной копоти  и пошли гулять по этому чудесному, пахнущему кофе городку.
 
Мы уже возвращались  в гостиницу, когда  я увидела афишу. «Барьер». Даже не подходя и не читая  другие  строчки, я уже знала, какой  это Барьер. Поезд во Львов уходил через пару часов, но что мне поезд, что мне вообще поезда и время, если я знала, что увижу Доротею и Антония и полечу с ними.

В зале я не дышала. Во мне просто остановилось дыхание от восторга и счастья. Доротея – молоденькая, с огромными глазами и хрупкими тоненькими ручками Ваня Цветкова  и Антоний – великолепный, гениальный, заполнивший всё  Иннокентий Смоктуновский.

И то, что  меня окончательно  утвердило в  том, что  некоторые чувствуют одинаково – в фильме звучала МОЯ музыка. Адажио Альбинони.
Люди, вы  умеете  летать. Просто иногда забываете об  этом.

… Мне точно нужна передышка. Потому что следующее воспоминание – не самое приятное, но и эта книга имеет право на него.
 
Георгий Климов. «Князь мира сего»