Осторожно, магия. 3. Этиология ревматоидного артри

Михаил Сидорович
Случай третий. Этиология ревматоидного артрита.

По специальности я врач ревматолог. Однажды ко мне на приём пришла пациентка. Она пожаловалась на боли и припухание в суставах пальцев кистей. Заболела недавно. Я, как положено, расспросил её и осмотрел. Диагноз был неутешительным – ревматоидный артрит.

Это очень неприятное заболевание. Боли, затруднение при работе, нарушение моторики кистей и многих других суставов. А если не лечиться, или лечиться неправильно, происходит разрушение суставных поверхностей, деформация кистей. Руки таких пациентов напоминают скорее корявую ветку, чем руку. Тяжело жить, когда испытываешь постоянные боли и не можешь даже пуговицу застегнуть.

Впрочем, у данной пациентки заболевание только-только началось – недели две-три. Это давало надежду на благоприятный исход болезни с сохранением функции и внешнего вида кистей. Только нужно было обязательно лечить. Если протянуть без лечения два-три года, препараты уже не дают хорошего эффекта, да и деформации суставов приобретают необратимый характер.

Я назначил необходимое обследование, целью которого было подтверждение диагноза и исследование возможностей для базисного лечения. Пока, я назначил только симптоматическое лечение. Прежде, чем назначить базисное лечение, следовало убедиться, что оно не противопоказано. Случай был типовым, и я действовал по стандартной схеме.

По готовности анализов, пациентка пришла ко мне повторно. Результат анализов полностью подтверждал диагноз, указывал на высокую степень активности заболевания. Одно радовало - противопоказаний для базисного лечения не было, и заболевание удалось застать на ранней стадии. Это давало надежду на хороший эффект от лечения.

Времени на поликлиническом приёме бывает мало. Но и думать было особенно не о чем. Случай тяжёлый, но типовой, и лечение требовалось стандартное. Тут главное всё чётко объяснить больной, чтобы она ничего не перепутала и ясно понимала серьёзность проблемы, важность своевременного контроля анализов.

Я назначил базисное лечение метотрексатом, дал направления на контрольные анализы, назначил следующую явку. И тут больная меня спросила:

-Скажите, доктор, а от чего возникает эта болезнь?
Высокий темп работы на поликлиническом приёме не предрасполагает к длительным беседам. И всё же я никогда не оставляю вопросы без ответов.

-Причина этого заболевания пока неизвестна – ответил я. - Есть несколько теорий, но, ни одна из них не доказана.

-И всё-таки, объясните, - настаивала больная.

Ничего не поделаешь, пришлось начать объяснения. На середине моей тирады, больная вдруг перебила меня.

-Доктор, вы ничего не понимаете!
-…?
-Я заболела из-за моей соседки! Такая с..ка! Она скомкала бумажку, бросила её в меня и сказала: «Вот такие у тебя руки будут!»

Сказав это, больная зарыдала.

Пациентка была из рабочей среды, малообразованная. Вряд ли она могла знать, к каким деформациям приводит запущенный ревматоидный артрит. Но ассоциация смятого комка бумаги с руками больного, была пугающе точной.

Что я мог сказать по существу вопроса? Трудно вообразить, чтобы человек с таким несчастьем стал бы меня разыгрывать. Не может человек использовать свою беду для того, чтобы глупо приколоться над доверчивым доктором. Не было никаких оснований сомневаться в правдивости её слов.

Я, как мог, постарался её утешить, сказал, что заболевание хоть и опасное, но его можно сдерживать. Если больной обратился вовремя, а она обратилась вовремя, высока вероятность выхода в полную ремиссию, или добиться минимальной активности. В таком случае, можно сохранить хорошую функцию суставов до глубокой старости и умереть своей смертью, так и не узнав, что такое инвалидность. Но для этого нужно обязательно лечиться и своевременно приходить на диспансерные осмотры…

Вот такие новости в этиологии ревматоидного артрита…

Продолжение http://www.proza.ru/2016/08/18/1283