Основы разведки и контрразведки. Дом на Белорусско

Александр Травников
Фрагмент росмана про шпионов - Дом на Белорусском.

ОСНОВЫ РАЗВЕДКИ И КОНТРРАЗВЕДКИ

       Где-то после окончания второго курса, когда с языком всё было ясно, то есть  иностранный язык каждым, кто учился в Высшей школе КГБ был в достаточно степени освоен, и можно было переходить к изучению второго языка, появилась новация.
    Каждый из тех, кто учился в Высшей школе КГБ, был закреплен за куратором, из числа опытных и действующих сотрудников КГБ СССР.
    Мне, и нескольким другим, повезло особенно. Нам в кураторы достался Олег Николаевич.
     Вы его знаете. Я в этом уверен. Он был вполне в своё время известным советским писателем. Но я его знал в другом качестве. Как и практически весь мир. Правда в другом мире он вообще был другим имел другое имя, и страна была другой.
     Цель и задачи в его работе - ничего секретного. Простая банальность. Олег Николаевич, читал по работе всяко разную иностранную литературу из числа модной и свежей, самых модных и актуальных писателей мира, издаваемых самыми известными издательствами мира.
       Он был настоящим профессиональным разведчиком. Однажды, кто-то, из числа  сподвижников Пеньковского, Резуна-Суворова и кого-то другого, перешел на другую сторону силы. И он, Олег Николаевич,  был вынужден вернуться в СССР. На всякий случай. Береженого, как говорится, Бог бережёт. Мало ли еще какой Олег Калугин объявится, из числа знакомых по коридорам Лубянки.
       Здесь, на Родине, он получил орден. подполковника, и работу в центральном аппарате КГБ СССР. Работу интересную. Практически синекуру по его собственным словам, и чтобы совсем не скучал, работу приходящего преподавателя в Высшей школе КГБ и куратора-наставника там же.
     Основная работа у него была такая, которой многие бы наверное позавидовали. Он был назначен референтом у самого председателя КГБ СССР, Юрия Владимировича Андропова.
    Всё, что издавалось в мире приличного и значимого, на английском языке, проходило через его руки. Он читал всю текущую англоязычную литературу издаваемую в мире, и лучших писателей мира, из которых многих знал лично. Потом готовил обзоры и краткие резюме о прочитанном, вводя раз в месяц в курс о новинках мировой литературы руководство КГБ.
    В КГБ СССР никогда новинок литературного мира не пропускали. Всегда  были в курсе. Книги эти попадали потом в специальную библиотеку. Внутренние рецензии Олега Николаевича по литературе попадали вначале на стол руководству КГБ в порядке информации, в режиме, кто и о чем, и стоит ли читать, а если стоит, то и краткое изложение содержания к рецензия максимум на двух страницах прилагалась. Затем, по прочтении, с отметкой ознакомлен, всё в архив.
     Он и нам на зянятих столько много интересного рассказывал. Причём, сегодня я абсолютно уверен, что в этой области мы, его подопечные знали ничуть не меньше, чем самые высокие руководители спецслужб  и партии. Может быть и больше. Так как у нас было на то, чтобы его послушать было больше времени.      
     У меня до сих пор на полке лежит одна книга на английском языке весьма известного и популярно в мире автора. И книга – супер бестселлер. На всех языках мира она есть. Но у меня первое самое издание. Авторское.
      У неё, книги, две дарственных подписи. Причем не на корешке самой книги, а на аккуратно подклеенных к обложке визитках. Одна от автора книги - Олегу Николаевичу. Другая, от Олега Николаевича мне. С пожеланиями. Раритет. Потом в музей отдам. Или в архив.
    Он и нам столько книг приносил почитать. Читайте - говорил в оргинале, и требовал он это от нас. Мы потом на занятиях обсуждали  эти прочитанные книги и в режиме реального времени знали творчество знаменитейших авторов и писателей мира.
      Конечно, мы были вторыми в очереди на прочтение этих книг после председателя КГБ. Но у нас, благодаря такой счастливой оказии было преимущество. Максимум, на что было у председателя времени, это подержать книгу в руках, прочитать бегло рецензию на неё, прослушать краткую лекцию Олега Николаевича, о тенденциях в мировой литературе, постоянно отвлекаясь на звонки телефонов важных людей и по важным вопросам, и услышать ответы и комментарии, если возникали вопросы.
    Зато мы могли спокойно и почитать книгу. И обсудить. И быть тоже в постоянном тренде мировой литературы.
      И вот однажды, на практическом занятии, на окраинах Москвы, в совершенно отстойной забегаловке, где продавали беляши, пиво, и давали гранёные стаканы для розлива водки, в том числе и для добавления её в само пиво, чтобы оно зря не пропадало, состоялся у меня с Олегом Николаевичем разговор.
      Конечно, мы к тому времени прочитали много разной литературы по психологии, про основы разведки и контрразведки. Проштудировали крайне модного тогда Дейла Карнеги, про то, как завоёвывать друзей и управлять ими. Общались то мы на занятих с самыми лучшими в СССР преподавателями. И всё же.
     Формула профессиональных основ любой разведки и контрразведки – это умение слушать.
     Умение слушать, это искусство. Этому нужно учиться. Это умение не придёт само. Но именно это умение и есть основа успеха спецслужб.
      Это важно. Но это умение не приходит само. В противоречие с этим правилом вступает сам закон мышления. Но это только на первый взгляд.
     Когда собеседник рассказывает что-то важное, тебя так и подмывает выдвинуть антитезис.  Возразить. Дополнить. Поделиться своим наболевшим и сокровенным. Чтобы потом, на основании этого  сделать выводы? Чтобы потом получить синтез, квинтэссенцию разговора?
     Именно в этой поспешности вставить лыко в строку, в этой поспешности и кроется возможность появления системной ошибки. Ты можешь сам того не желая исказить реальность. Можешь повлиять на того, с кем беседуешь, разговариваешь. Ибо он начнёт делиться с тобой тем, что интересно тебе по его мнению. Тогда в том, что тебе рассказывают может вкрасться ошибка.
      Искажение исходных данных, событий, их последствий, причинно-следственных связей, атвоматически приведёт к неверным, ложным выводам.
     Умение слушать – это важно. Это искусство. Знание этого факта не поможет. Этому нужно учиться.
     В том, что в основе получения информации и оценки собеседника лежит  умение слушать, я и сам не раз убеждался на своём личном опыте.
     В самом деле.  Лично слышал и был свидетелем.
     Разговаривали мы в троём с одним нужным человеком. Я, Олег Николаевич, и один собеседник со стороны. Я участвовал в разговоре, но как бы наблюдал со стороны. Говорил исключительно наш собеседник. Ни Я, ни Олег Николаевич не произнесли практически ни слова.
    И что же Вы думаете?
    Когда ушел Олег Николаевич, наш собеседник восхищенно сказал мне буквально следующее.
- Как здорово и о многом поговорили.
- Да? – удивился я.
Да ведь мы же с Олегом Николаевичем ни слова не сказали?
- Правда? – удивился в свою очередь моему замечанию собеседник.
А я и не заметил, - и пожал удивлённо плечами.   
   Это был урок.
   И я его запомнил.
   Но если бы Вы знали, как это сложно только слушать. Так и тянет вставить своё слово в разговоре.
     И никто обычно не рассказывает никому о том, что именно попытка управлять людьми, их, людей, более всего и напрягает. Только свобода воли выбора собеседника делает его свободным и счастливым.
      Разведке и контрразведке не нужно никем управлять. Нужно слушать. Внимательно, искренне, и заинтересовенно слушать.
    Только так, даже не произнеся ни слова, вы сможете прослыть отличным собеседником, и сможете получить ту информацию, которая обеспечит верное отражение реальности, не искаженное вашим сознанием и опытом.
     Но и это ещё не всё. Мы еще на занятиях у Олега Николаевича учились правильно раскладывать ложки, вилки, тарелки. Слушали на эту тему лекции. У нас проверяли конспекты этих лекций. Мы сдавали зачёт в теории и на практике. Дважды. Первый раз в учебном классе. И затем, второй раз, в лучшем Московском ресторане. Но это уже отдельный случай и проходило всё в рамках отдельной статьи расходов КГБ СССР на обучение в Высшей школе КГБ.