О морали. Дневниковое

Елена Гвозденко
«Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит» Салтыков-Щедрин.

Что с нами происходит? Что происходит с нашими представлениями о нормах, морали, нравственности?

Разговариваем с молодым таксистом. Ругает разбитые дороги. Цитирую классика:  «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют...» Молодой человек, судя по реакции, слышит эту фразу в первый раз. Но совершенно удивителен его ответ. Он тут же начинает защищать воровство. С силой молодой убежденности, доказывает мне, что иначе просто нельзя, мол, будь у любого возможность украсть, разве удержался бы? Страшно удивился, когда я ответила, что я удерживалась. Он искренне не понимает, как иначе можно организовать жизнь общества. Я отвечаю, что существуют государственные институты, такие как судейская система, регуляторы – законы, обязательность исполнения для всех должна быть неукоснительной. Внезапно мой визави стал выступать адвокатом нашего законодательства: «законы у нас хорошие, я, правда, не знаю все».
«А исполнение», - парирую я, опять-таки прибегая к знаменитой цитате.
«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (Салтыков-Щедрин).

Возможно, я бы не стала писать о нашем диалоге, но в последнее время, все чаще слышу оправдание воровству. «Все воруют, иначе нельзя, у нас воровали всегда, коррупция есть во всех странах, только нас критикуют за нее и прочее…»

И это на фоне постоянных разговоров об особой духовности, моде на афиширование своих религиозных воззрений. Как это сочетается в нас?

Но настоящий шок я испытала, прослушав интервью протоиерея Всеволода Чаплина. В полемике о памятнике Ивану Грозному, он вдруг заявил: «Слушайте, а что, в конце концов, плохого в уничтожении некоторой части внутренних врагов?» Ведущая уточнила, речь идет о физическом уничтожении?
«Конечно, физически… некоторых убивать можно и нужно.
Так вот, смотрите, даже Бог, если мы читаем Ветхий Завет, если мы читаем Апокалипсис, то есть Новый Завет, прямо санкционировал и санкционирует в будущем уничтожение большого количества людей для назидания остальных. Не как наказание, не как месть, а для назидания остальных. Для назидания обществ иногда необходимо уничтожить некоторое количество тех, кто достоин уничтожения».


Ведущая спрашивает о том, кто решает, кого, по воле Божьей можно убивать? Ответ меня шокировал. По словам протоиерея, каждый имеет право формулировать то, что считает правильным и что считает данным Богом… Оказывается, у заповеди «Не убий» есть исключения.

«Эта заповедь небезусловна» - Всеволод Чаплин.

Это какой-то сюрреальный мир с призрачной, фантомной моралью. Какое-то растворение, преломление общечеловеческих принципов. Молодой человек, вчерашний мальчик, совершенно убежденный, что воровство есть норма и не существует никаких сдерживающих факторов, протоирей, гордый за высказанные идеи фашизма.


Гуманизм, интеллект вдруг стали порицаемы, стали считаться проявлением слабости, инакомыслия. Откройте любую социальную сеть, посмотрите, какие цитаты вызывают всеобщий восторг.
«Не надо заставлять детей учить английский. Пускай, лучше изучают автомат Калашникова. И тогда скоро весь мир заговорит по-русски». В. Жириновский.

А мы стыдливо закрываем глаза, закрываемся наглухо забором иллюзий, играем в носителей добра. Боюсь, что настанет время и придется последовать еще одному совету бессмертного классика: «Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития».