меня не покидает ощущенье... 1

Елена Студзинская
моим терпеливым и прекрасным родителям посвящается


Когда  приближается  дата  вполне приличного  куска  жизни, и ты  умеешь складывать слова в предложения, что-то  определённо  нужно  писать. С мемуаристикой  я подожду ещё лет пять.

Вспоминать своих животных и птиц? Зачем? Они и так всё время со мной, и где-то  меня ждёт и обязательно дождётся моя стая.

И я решила вспоминать книги.
Сегодня, когда в один  click можно  найти и прочитать любое произведение, я с радостно-щемящей ностальгией буду вспоминать свои книги. Их не десятки -  сотни, но есть среди них – особенные…

Сначала покаюсь.
Библиотекари меня любили  и  считали «честным, аккуратным читателем»,  а мой формуляр подтверждал  это. Так оно и было, пока мне не попали в руки «Избранное. Сапфо»  и «Учебник латыни».  Стихи древнегреческой поэтессы -  малюсенькая брошюра в белом бумажном переплёте. Учебник  был читан-перечитан  студиозусами  до кошмарного состояния. Моё сердце дрогнуло, и я не смогла расстаться с этими книгами. В университетской библиотеке мне поверили, что я их забыла в троллейбусе, насчитали какой-то штраф, и книги до сих пор стоят на полке родительской библиотеки. Простите меня, книги!

Читать я начала в четыре года. Я так изводила  всех  просьбами «почитайте», что моя многочисленная родня решила  процесс оптимизировать. Бабушки, дедушки и их трогательно-терпеливые  «кузены и кузины» (так  говорила моя фантастическая пра-Сонэле) радостно учили меня складывать буковки в слова. И началось…  На два года я, как Алиса в Зазеркалье, ушла в мир сказок.

В шесть лет мне подарили книгу, над которой я рыдала до икоты так, что напугала  тоже до икоты всю семью. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители.»  И папа принял волевое решение: он подвёл меня к вожделенным книжным шкафам  и сказал, что есть книги детские и взрослые, и он сам будет мне их давать. Слёзы, вопли, обещания быть хорошей и послушной, мыть посуду, стать отличницей и даже выносить мусор ни к чему не привели. Начался многолетний литературный террор. Мой дорогой и самый лучший папочка, как же я тебе благодарна за это сейчас.  А тогда… Лучше не вспоминать свои эмоции – стыдно.

К шестнадцати я уже перечитала всю мировую классику, поднабралась  снобизма и эстетства (ой,смешно!) и, получив паспорт, попробовала  отстоять свои права на «взрослые» книги. Получилось!

Вот с этого момента поподробнее, как говорится, потому что в моей жизни стали появляться книги, которые  и стали особенными,  главными, незаменимыми…

Я очень любила перечитывать «Кортик» и «Бронзовую птицу» и спрашивала у папы:»А  для взрослых Рыбаков  писал?» «Писал, скоро почитаешь…»   Потом со мной была проведена беседа, что есть на свете книги, которые нужно читать, но никому об этом не рассказывать.

И однажды  мы с папой  поехали на книжный рынок. О, это была настоящая авантюра! Выезжать нужно было часов в пять утра, трястись трамваем практически за город, быстро найти и купить свою книгу и часов в 8 уже уходить, потому что к этому времени появлялись милиционеры и  хватали всех «за спекуляцию». Папа искал  «Колесницу богов»  Эриха фон Деникена  (об этом – позже), а я  просто очумела от изобилия книг и хотела всё! И тут мой  расфокусированный от счастья  взгляд  поймал знакомую фамилию – Анатолий Рыбаков. «Тяжёлый песок». Я вцепилась в книгу обеими руками. Продавец  удивился и спросил у папы :»Она такое читает?» Папа ответил, что нет, но будет. Книга стоила пятнадцать рублей. Ровно столько  я насобирала на  роскошное издание «Мифов древней Греции».  Папа достал деньги, но я хотела, чтобы ЭТА книга была только моей, и я купила её  за свои рубли.

И сейчас, спустя много  лет, я помню свои ощущения от  прочитанного. Не плакала, не рыдала, не задавалась бесцельными вопросами «За что?» Я уже знала о Яхве, Иисусе, иудеях, Сонэле мне рассказывала  о войне и Бабьем Яре… Просто во мне поселилась боль, а люди из Тяжёлого песка были не книжными героями, а стали частью моей семьи. В тот год я надела звезду Давида и не снимаю её никогда.

Я попросила папу дать мне почитать и другие книги.
Анатолий  Рыбаков  «Дети Арбата», «Тридцать пятый и другие»
Юрий Бондарев   «Тишина. Двое»
Андрей  Алдан-Семёнов «Барельеф на скале»
Светлана  Аллилуева «20 писем к другу»
Евгения Гинзбург «Крутой маршрут»
Анатолий Кузнецов   «Бабий Яр»

… Я умею останавливаться. Я поняла, что мне нужна передышка. Не было ненависти, не было  чувства особой еврейской избранности, не было ничего. Пустота и безразличие к миру, который  промолчал, пока убивали и истязали невинных.  Мне казалось, что я постарела на тысячу лет…

Но я знала, что стою перед  дверью, за которой  меня ждёт новое и прекрасное.
Валентин Катаев. «Алмазный мой венец»

Но об этом я вспомню завтра…