Окрошки не приготовить

Алла Авдеева
Издалека её можно принять за даму, важная особа в шляпке, в коричневом пиджаке, в руках ридикюль, строгая юбка до середины колена. Из-под юбки выглядывают тренировочные штаны с лампасами, драные, красные носки и стоптанные, мужские кроссовки. Вечно недовольное лицо, губы сжаты в скобку, углами вниз. Своё недовольство жизнью Тамара Аркадьевна постоянно изливает на всех окружающих, как из дырявой лейки. Окружающие люди, в основном такие же небогатые пенсионерки, как и Аркадьевна, уже начали прятаться от неё, но она их подстерегает и всё равно изливает. Для отлова слушательниц Тамара барражирует между киосками «Овощи, фрукты», «Курочка рядом» и цистерной с квасом «Колчаковский».  Квас продают вблизи от автобусной остановки, тут непременно поймаешь слушателей.
Вот кто-то подходит купить квасу, жара и квас идет  нарасхват. Тут из-за бочонка, из засады выскакивает Тамара:
- Как вы пьёте эту гадость, у меня от него всё в желудке забродило?!
- Хороший квас я его каждый день беру.
- Гадкий, сладкий, дорогой!
- Возьмите другой, хлебный, несладкий.
- Всё равно казённый, гадкий.
Покупатели быстренько уходят, продавщица кривится:
- Вы или квас берите, или не мешайте работать!
- Наглая пошла молодёжь, имею право здесь находиться!
Аркадьевна принимается читать стишки неведомого сочинителя. Быть может автор она сама?
Нет Хозяина в Кремле,
Мужика нет на земле,
Квас прокисший и негодный,
Нет окрошки на столе!
Продавец не выдерживает: « Квас заводской, стандартный!»
А Тамара продолжает:
Нету Сталина в Кремле,
Нет окрошки на столе!
Нет и пенсии нормальной,
Ходим с попой на голе!
Причем произносит она «пенЗия» Какая–то старушка с бидоном кваса начинает хихикать: « При Сталине в колхозах за палочку работали, и квас сами делали» Я не удержалась и поддакнула: « Да у меня бабушка сама квас делала. Ничего сложного – дрожжи, сахар, кипячёная вода и чёрные сухари. Бабушка хлеб никогда не выбрасывала, в чулане всегда стоял мешок сухарей. Если ржаной хлеб плесневел, что часто бывает летом, она аккуратно счищала  ножиком плесень, мелко резала хлеб кубиками и сушила в русской печи. Бродит квас недолго, три дня и готово. Процедить и поставить в холод, у бабушки в сенях стоял. Сейчас городской хлебозавод стряпает дрянной хлеб, так можно его сушить в духовке или на сковороде» Тамара Аркадьевна злобно на меня уставилась: « Твоя бабка тогда молодая была, а я стара квас готовить! » « А сколько вам лет?»  «Шестьдесят пять!» Я промолчала, о том, что моей бабке было восемьдесят лет, когда она делала домашний квас.
Не найдя поддержки,  Аркадьевна уходит, бурча под нос : «Нет продуктов, окрошки не приготовить»
Вон пенсионерки собрались у киоска «Курочка рядом» и что-то бурно обсуждают, ага рецепты окрошки.
- Я купила готовый квас, сварю картошечку молодую в мундире, яиц вкрутую. Морковку сварю. Редисочки и огурчиков покрошу. Укропчик и лук зелёный ошпарю кипятком, мелко порежу. Нет, колбасу в окрошку не буду добавлять, она дорогая и некачественная. Я сварю филе куриное, можно в окрошку вареное куриное сердце добавить и печень. Вкусно и недорого.
- А я ещё проще делаю, сосиски куриные добавлю в окрошку. А сегодня купила петушиные гребешки, они ещё дешевле, их сварю, они упругие, а я их разрежу на четыре части. Вот, когда сын приедет, будет праздник, тогда, гулять, так гулять, куплю на рынке язык говяжий, с ним окрошку приготовлю. Главный секрет окрошки, добавить в квас стопочку хорошей водочки, так раньше шеф-повар ресторана «Славянский» делал.
- А я люблю с рыбой окрошку, сейчас для горбуши не сезон, так я минтай сварила, косточки вынула и в окрошку. На даче ботва свекольная наросла, так я ботвы надергала, порезала, минут пять поварила и в рыбную окрошку добавила.
Тут Тамара  Аркадьевна как гаркнет: «Квас прокисший и негодный, Нет окрошки на столе!»
Пенсионерки переглянулись: « Притомила ты, Тамара, жизнь у всех не удалась, мы и сами вдовы. Но окрошку можно сделать и на молочной сыворотке. Ты корову чай никогда не держала? А мы раньше за скотиной ходили, а теперь в городе живём, готовую сыворотку берём. Сыворотка, огурцы, редис, лук, укроп, соль, картофель и морковка варёные, яйцо. Всё!  И никакого мясного не нужно. И желудок не расстроится, тщательно овощи мыть надо и кипятком, кипяточком , не лениться, ошпаривать!»

Примечание: Рассказ опубликован на сайте журнала «Русский пионер» 14 июля в 12:53 , в разделе спец.проекты - конкурс «Ода еде»