Как стать шпионом? Ч 2. Дом на Белорусском

Александр Травников
Фрагмент романа про шпионов - Дом на Белорусском.

Продолжение главы - Как стать шпионом?

     Потянулись рабочие будни.
      Все в полку и роте ужинать и отдыхать, а я вместо обеда и отдыха, на занятия. Потом еще и переписывать всё в трёх экземплярах. Ночью. Вернёшься с занятий, все спят. Умаялись н набегались за день. А ты сиди и пиши.
     Зато в воскресенье все на кросс, я на занятия. И до вечера. Потом по городу можно погулять без суеты.
      Вот однажды, опять вызывают в политотдел. Но не дивизии, а полка.   
      Замполит полка мне говорит, что скоро для встречи с избирателями, в город Болград должен приехать личный друг Леонида Ильича Брежнева, самого генерального секретаря ЦК КПСС, начальник ГлавПура (Главного Политического управления Советской Армии и Военно-Морского флота – 1962-1985), генерал-армии, Алексей Алексеевич Епишев, депутат Верховного Совета СССР от Одесской области.
       Есть мнение, чтобы представлял его на этой встрече кто-либо из десантников.
- Оденешься в парадную форму.
Чтобы тельняшка была и голубой берет.
Вот тебе текст выступления.
Потренируешься.
И пойдёшь завтра в Дом Офицеров.
Там вас отбирать будут.
Послушают.
Посмотрят на вас.
Я тоже буду.
Почитай предварительно.

       На следующий день в актовом зале, помимо политработников и гостей из Одесского обкома партии, собрались претенденты на выступление и представление  депутата от Одесской области.
     Вначале нам рассказали о степени доверия, которое оказывается. Потом о важности политического момента.
     Все это, где-то часа на два.
     Затем началось прослушивание.
       Нас, таких, из кого планировалось выбрать набралось человек 25.
      В порядке очередности, по одному вызывали на трибуну, и народ зачитывал с чувством и выражением текст представления кандидата-депутата, страницы на три.
       Если помните, модно было тогда зачитывать с трибуны. Один читает, а все слушают.
     Дошла очередь и до меня.
      Вышел я на трибуну. Положил выданный текст на трёх листах перед собой. И глядя в зал, всё содержание текста и изложил. Без всякого чтения.
       Вначале все на эту мою выходку никто внимания не обратил.
       Потом поднапряглись.
        Затем стали внимательно приглядываться.
    Первым опомнился начальник политотдела полка.
- И что это значит?
- Как что? – ответил я.
Прочитал вслух текст.
С выражением, как сказали.
- Я что-то не увидел, что ты там изложил.
Тебе же читать сказали!
- Так скучно же читать, – нагло возразил я.
Тут вмешался начальник политотдела Дивизии.
- Давай еще раз.
Щас тебя по тексту проверим.
Ошибёшься, накажу.
Я еще раз изложил слово в слово, буква в букву выданный текст.
- И что с этим делать? – озадачился дивизионный начальник.
Тут кто-то из Одесского обкома вмешался.
- А что?
Пусть попробует.
Еще пусть потренируется.
И оденется пусть попроще.
Вот прямо из зала в берете выйдет, как бы случайно, и представит генерала.

     Так и порешили. Сказали:
- Будешь рассказывать, а не читать.
Только чтобы слово в слово. 
Не дай Бог, что, потом проблем не оберещься.

       Я потом еще неделю отрабатывал это выступление.
        И вот пришел этот день.
       В президиуме начальство и генералы.
      Много начальства и много генералов.
      Народу полный зал.
      Действительно полный.
     Что было до, уже и не помню.
     Помню, что объявляют.

      Вышел я на трибуну, и все рассказываю про генерала. И где родился, и какие подвиги совершил, и какие награды получил, и за что.
      Смотрю, народ слушает.
      Внимательно слушает.
       Краем глаза смотрю влево.
     Сам генерал армии Епишев тоже внимательно слушает. Слезу даже уронил. Не ожидал, что простой десантник так подробно и точно всё про него знает. Без всякой бумажки рассказывает.
     Закончил.
     Все хлопают.
     Все встали.
     Генерал вообще расчувствовался.

    Только я с трибуны в зал собрался уходить, тут меня генерал-лейтенант Близнюк, начальник политуправления ВДВ, заместитель Василия Филипповича Маргелова, командующего ВДВ, к себе подзывает.
- Стой за кулисами.
Жди!
- Стою.
Жду!
Подходит Епишев.
Здоровается за руку.
Говорит.
- Молодец!
Хорошо выступил.
Коммунист?
     Тут за меня слово вставил начальник политотдела дивизии.
- Кандидат в члены партиии, заявил не моргнув глазом.
Вечернюю партийную школу заканчивает.
- А где билет кандидатский?
Давайте сейчас я и вручу, при всех.
- На следующей неделе будем вручать.
Еще не все готово.
- Отлично.
В военное училище пойдешь? – это уже ко мне Епишев обращается.
- Собирался в рязанское.
- Да? – и тут же.
Близнюк!
А ну возьми на контроль.
- Есть!
      Мы его во Львовское политическое училище направим.
- Вот и хорошо, - заявил генерал-армии.
       Определив моё будущее, делегация потянулась с другими беседовать.
     Близнюк меня в сторонку отвел. Подозвал и начальника политуправления дивизии. И еще кого-то из свиты. Начал уточнять, чтобы поручение выполнить.
     И случилось совершенно непредсказуемое.
     В наш разговор вклинился начальник особого отдела Одесского военного округа, генерал Соловьев.
      Я знал, что он когда-то служил в Германии после войны, вместе с моим дедушкой. Дедушка мой, полковник Сибирко, Александр Пантелеймонович, после войны был камендантом округа Гера. Соловьев был у него начальником особого отдела. Так и дружили они семьями. Когда я маленьким был, мы к ним в Одессу в гости ездили. На море.
        Начальник особого отдела округа и вмешался в наш разговор.
- Он будет учиться в Высшей Школе КГБ СССР. –заявил он.
 Уже и проверку прошел.
 Да и с Обкомом согласовали.
Сопровождавший из Обкома закивал головой. Мол так всё и есть.
- Ну если так, то я пойду, доложу Епишеву, сказал Близнюк.
Пока не ушел.
     И ведь доложил.
     А Я что?
     Стою, и жду. 
     Жду, что генералы решат.
     Кто меня спрашивает?
 
      Нужно уточнить, что в своё время Епишев сам был заместителем Министра государственной безопасности СССР по кадрам. И потому с органами никогда не спорил.
    Епишев выслушал доклад Близнюка, и вновь вернулся ко мне.
- Что? В КГБ пойдешь?
     Я прямо оторопел.
     Что тут ответить?
    Сплошные сюрпризы.
     В общем так! – зявил генерал-армии.
       Если не поступишь, пойдешь в политработники.
     Всем всё понятно?
     Я проверю!
       Близнюк!
     Возьми на контроль!
     И напомни мне, как дела развиваться будут.

    Вот так, совершенно случайно, я узнал, что меня отправляют поступать в Высшую Школу КГБ СССР, о которой я тогда ничего не знал. Да и никто не знал. И что отправляют, тоже не знали. Думаю, до этого дня, никто и не предполагал, что всё так получится.
     Все это было неожиданно.
     Но обратной дороги уже не было.
        Через неделю было партийное собрание в части. Мне дали, мои командиры, рекомендации, и через неделю я уже был кандидатом в партию. Прямо в политоделе дивизии, сам начальник политотдела и вручил мне кандидатский билет.
     Зато теперь я знал, что скоро поеду в Москву на учебу в КГБ. Но даже малейшего представления о том, что это такое я тогда не имел.
       Оно и понятно. Блат, как говорили в советские времена. Я и в ВДВ попал по блату. Хотел в ВДВ, и попал. Дедушка договорился. И аэроклуб яже к тому времени закончил. С парашютом прыгал. Правда в разведроту уже как то сам постарался. Стрелял наверное хорошо.