Волшебная муха

Буковский Юрий
       Произошло это совсем недавно, можно сказать, что только что – перед началом учебного года, перед первым сентября.
       Отправился третьеклассник Коля в канцелярский магазин – присмотреть кой-какого товару.
       И вот плетётся он мимо детской площадки - как обычно, не спеша, нога за ногу тащится. Видит: малыш с лопаткой наперевес ковыляет вперевалочку - быстро-быстро, с площадки по дорожке, по дорожке и чуть ли не ему под ноги. Проскочил мимо Коли и на проезжую часть двора выбежал. Доволен! Просто счастлив. Он бы и дальше так с лопаткой наперевес потопал, да споткнулся, к счастью, упал. А к нему уже мамаша спешит, подняла ребёнка, отшлёпала. Тот ревёт, сопли, слёзы по рожице размазывает – хочется ему, видите ли, по двору в дальние края попутешествовать.
       «Ну, вы, мамаша, и разиня! – мысленно возмутился Коля. – Этак, пока вы с подругами судачите, косточки своим знакомым перемываете, ребёнок ваш шею себе свернёт, покалечится! Или под машину залезет! Следить надо за детьми, воспитывать!»
       Но ничего не сказал третьеклассник вслух, знал, что бесполезно - пока он не вырастет, никто его слушать не будет.
       Вышел он на улицу, видит - двое рабочих у открытого люка колдуют. Один в колодец залез, второй проволоку ему сверху суёт. И ограждение вокруг – заборчик. Но криво, как показалось Коле, поставлен этот заборчик, и с большими просветами.
       «Эй вы, косорукие! – мысленно обратился он к рабочим. – Загородочку-то можно было бы и поровнее установить! И поплотнее заборчики сдвинуть! Ведь зазевается кто-нибудь и ухнется в эту вашу чёрную дыру!»
       Но снова ничего не произнёс Коля вслух, знал, что бестолку - пока он не вырастет, ни один рабочий его советов слушать не станет.
       Идёт он дальше. И опять непорядок на улице! Старушка подслеповатая у перехода замешкалась и всё норовит с тротуара на проезжую часть ступить. А когда красный зажёгся, она и шагнула.
       Тормоза визжат, бабулька ругается, сумкой хозяйственной машет - машинам угрожает.
       «Что ж вы кошёлкой-то дерётесь? – мысленно крикнул ей Коля. – Глаза-то в руки возьмите - красный горит! Да и вы, гуляки, бездельники, - обругал он заодно и прохожих. - Могли бы и помочь немощной через дорогу-то перебраться. Ведь ёжику понятно – видит плохо старая. Да и соображает, судя по всему, никак».
       Но промолчал Коля, знал, что пока он не вырастет, препираться с прохожим и со старушкой - пустая затея.
       И вот замечает третьеклассник цель свою - канцтовары. И опять беда! Буква «ц» на вывеске отвалилась и на одном гвозде висит. Получается: «кан товары». И «ц» какой-то несуразной запятой вверх ногами снизу болтается. Стал Коля соображать – к кому бы с замечанием обратиться. Мысленно.
       Да тут вдруг Муха ему на нос уселась. Отвлёкся третьеклассник от рекламы и стал ладошкой прицеливаться, чтобы прихлопнуть нахальное насекомое. А оно и говорит ему человеческим голосом:
       - Я не простая муха, волшебная. Та самая, из которой слона делают. Слышал, наверное, такое выражение: из мухи сделать слона?
       Испугался Коля. Да и кто бы на его месте не струхнул – насекомое с ним разговаривает! К тому же - вдруг оно и вправду превращаться начнёт? В слона. Ведь не только нос, но и всё лицо в лепёшку расплющить может! Да и всего Колю всмятку раздавить!
       - Ну, слыхал, - опасливо скосил он глаза на кончик носа. – Но ты лучше убирайся подобру-поздорову, - решил он волшебницу не прихлопывать - да мало ли что? – а только прогнать. - А то у меня нос из-за твоих лапок чешется. Сейчас как чихну! – пригрозил он.
       - Не гони меня, - просит Муха. - Дай слово молвить.
       - Даю. Молви, - разрешил третьеклассник.
       - Я ведь не случайно на твой нос уселась, - объясняет волшебница. – Ты ведь большим хочешь стать. Потому что непорядок кругом, учить всех надо, замечания делать. А тебя не слушает никто.
       - Совершенно верно! – оживился Коля. – Не слушает. Вообще никто. Мал ещё, говорят, нос свой всюду совать.
       - Вот я и хочу секретом, как расти прямо на глазах, с тобой поделиться. Тогда ты свой нос, куда тебе вздумается и когда тебе вздумается, сможешь совать.
       - А ты случайно не муха Цеце? – засомневался Коля. Учился-то он, как и бродил, еле-еле, не спеша. Слышал поэтому кое-что краем уха на уроке про это ядовитое насекомое, но толком ничего не запомнил. 
       - Нет, я не Цеце. Я обычная муха, из которой делают слона, - успокоила его волшебница.
       - Тогда колдуй! – радостно потёр Коля ладошки.
       - Но и ты услужить мне должен, - продолжает Муха. – Волшебство моё только наполовину действует. Каждый раз, как только я начинаю расти, обязательно какой-нибудь умник найдётся, и скажет: не надо из мухи делать слона. И колдовство моё сразу пропадает - снова я мушкой становлюсь. Ну, никак мне в слонах не задержаться! Даже в маленьких слониках.
       - А я-то что? – замялся Коля. - Я слоником никогда не был.
       - Я и не предлагаю тебе в животное обернуться, - успокоила его колдунья. – Вам, людям другой секрет известен - как вырасти и оставаться большим. Надолго, навсегда. Вот ты мне и расскажешь – как вам это удаётся.
       «Тоже мне – секрет, - пожал плечами Коля. – Надо замечания всё время делать, командовать. И не умники какие-то должны были тебя поучать – нужно или не нужно превращаться в слона. А самой надо было на них крикнуть: прекратите мне указывать! Ещё бы и пуганула этих умников: сейчас всех в слонов заколдую! Или в бегемотов. Умела бы командовать, задержалась бы в слонах. Тоже мне – фея!»
       - Ладно, колдуй, - разрешил он Мухе. – Так и быть, покажу тебе, как в больших оставаться.
       - Для начала представь, что ты очень важный… - начала волшебница.
       - Я это и так, без тебя всегда представляю, - перебил колдунью третьеклассник.
       - Этого мало. Надо ещё нахмуриться, брови сдвинуть, щёки надуть, - продолжает Муха. - И внушать себе: я самый умный, я знаю всё! Закрыть глаза, обернуться три раза кругом и произнести заклинание: штряки, бряки, кряки.
       - Штряки, бряки… ещё что? – переспросил Коля - учился-то он неважно, память свою не развил.
       - Кряки, - подсказала Муха.
       «С этими твоими кряками ещё в утку превратишься случайно», - мелькнуло в голове у третьеклассника, но сделал он всё, как ему и велели.
       И в самом деле, стал Коля большим и толстым - будто жаба раздувшаяся. И щёки у него шарами вспучились – как у лягушки, когда она квакает. И асфальт от его головы вниз уехал.
       Посмотрел бывший третьеклассник с высоты своего нового роста на прохожих, и очень обрадовался. И тут же собрался к магазину бежать, замечание директору делать. Чтобы окончательно взрослым себя почувствовать. И даже речь начал готовить мысленно: «Что это за вывеска у вас такая: «кан товары»? Не бывает таких – «кан товаров»! Как дети теперь к школе готовиться будут? К первому сентября! С вашими «кан товарами»! Вы мне начало учебного года сорвёте! Тащите немедленно лестницу - букву «ц» поправлять!»
       Да тут увидел Коля старушку. Ту самую. И не одну - она под ручку с таким же древним старичком ковыляла. И опять под красный свет!
       - Что за привычка – под машины кидаться?! – вслух и громко крикнул большой и толстый Коля парочке. – Зыркалки-то свои разуйте! Не видите – запрещающий светофор! Правила перехода, небось, забыли от старости?
       Посчитал Коля, что старички ему в благодарностях рассыпаться начнут: «Ах, спасибо вам за подсказку, - раскланяются. - А то бы мы сейчас сослепу прямо под этот огромный джип забрались».
       Но тут непредвиденное случилось. Старички как шли прямиком, так и шли. А водитель джипа притормозил и у Коли спрашивает:
       - Ты в каком классе учишься, толстячок? Не знаешь, что пожилым помогать надо? И вежливо с ними разговаривать!
        Вышел он из машины, помог парочке через дорогу перебраться и на тротуар влезть, да и дальше отправился.
       А Коля чувствует, что сдулся немножко. И асфальт к его глазам приблизился. Ощупал он себя - тоньше стал. Только щёки такими же шарами пучатся. И Муха язвительно, как почудилось Коле, с его носа спрашивает:
       - Ну что - не получается в больших задержаться? Учитель!
       - Погоди, погоди! Ещё не всё потеряно, - начал Коля крутиться на месте. - Штряки, бряки!.. Как ещё там?.. Кряки!.. Это я не успел водителю вовремя замечание сделать. Слишком быстро он укатил. Сейчас я на других покажу, как надо командовать. Все у меня по струнке будут ходить!
       Открыл Коля глаза, видит: а старички действительно, как по струнке, будто по его приказу, к люку открытому шаркают. Побежал он за ними вприпрыжку, издали рабочим кричит:
       - Эй, вы, там! Оградите яму как следует! Не видите – парочка пожилых в ваш люк целится! Норовят, за ручки взявшись, в колодец ухнуться. И вообще нечего тут люки открывать! Без вас дыр и ям в асфальте хватает!
       Услышав такие речи, даже тот рабочий, что внизу был, из люка высунулся.
       - Ты, наверное, думаешь, что мы тут балуемся? - советчику отвечает, - А мы связь важную прокладываем. Начальника-то из себя не строй - сделай лицо попроще! Выучись вначале, а потом и командуй. Кстати, расстояние между заборчиками у нас точь-в-точь по инструкции. Можешь померять, если что.
И в дыру свою обратно связист залез. Не успел Коля веско, как следует, ему огрызнуться. Да и старички в люк не ухнулись - ткнулись в заборчик и обошли препятствие.
       «Какая ещё инструкция? Зачем учиться? – возмутился Коля. – Трёх классов достаточно! И так от учёбы голова пухнет! Начальник распоряжаться должен уметь! Громко! А не инструкции читать!»
       Но чувствует он, что снова к земле приближаться стал, и похудел чуток.
       - Штряки, бряки, кряки… - закрутился Коля на месте. – Я умный… Я знаю всё… Эй, Муха, - скосил он глаза на свой нос. – Говорят у меня с выражением лица какой-то непорядок. Может, щёки плохо надуты? Или брови криво сдвинуты?
       - Очень хорошо у тебя брови сдвинуты - сердито, - волшебница жужжит. – И щёки, как на картине у Соловья-разбойника, когда он на витязя свистит, раздуты. Уж и не знаю, как тебе и помочь? Может уши твои увеличить? Будешь хлопать ими как слон. А может нос в хобот удлинить?
       - Ни в коем случае! - испугался Коля. – Штряки, бряки… - зажмурился он и закрутился на месте.
       И тут мячик ему в ногу стукнулся. Приоткрыл он глаза, видит - малыш знакомый, теперь уже футболистом, в дальние края решил попутешествовать. Пнул Коля мячик в сторону и поскорее на детскую площадку поспешил. «Я умный, знаю всё» по пути твердит, и даже обернулся на бегу вокруг себя разок, и даже чуть в лужу не шлёпнулся.
       - Ну, вы и раззява! – на мамочку набросился. - Небось, всем своим знакомым косточки уже перемыли! Небось, икается им всем! А ребёнок ваш, в это время, в люк открытый вместе с мячиком, наверное, уже угодил!
       - Где люк открытый? Что ж ты его не остановил? Ведь большой мальчик, знать должен - о младших надо заботиться! – заахала мамочка и побежала искать своего непослушного дитятю.
       Видит Коля  - снова асфальт к нему подъезжает. И чувствует, что сдулся он окончательно - снова третьеклассником сделался. И Муха с его носа с укором вещает:
       - Ничего-то у тебя, Коля, не получается. Не знаешь ты, как в больших задержаться. Улетаю я от тебя. Других поищу.
       И упорхнула Муха, из которой делают слона. Только её и видели. И даже след её на носу у Коли вскоре простыл.
       Вначале расстроился третьеклассник. Но недолго он горевал. «Ладно, - думает. - И без этих штряков и кряков, каши буду много есть, и взрослым побыстрее вырасту. Все у меня тогда по струнке будут ходить! Всем покажу, где раки зимуют! Всем дёру задам!»