1974 Я мастер!

Георгий Зобач
На первенстве Ленинграда среди юниоров в январе я мог бы выполнить мастерский норматив. Но когда я порвал 117,5, за мной стали ходить ватагой Николаев, Сбитнев, Шульжицкий, Надеждин и .... Мне теперь просто надо было толкнуть 155 - и я мастер спорта. Я уже толкал этот вес. Для первого подхода мне заказали 147,5, и я с легкостью их поднял, обеспечив себе первое место.

И вот на штанге 155 кг. Объявили, что при удачной попытке я выполняю мастерский норматив. Беру на грудь, встаю без труда и толкнуть от груди не могу. В голове звездочки. Нет не от натуги, а звездная болезнь.
О! Я почти мастер!
У всех, кто за мной ходил, шок. Меня настраивают, подбадривают и я выхожу на 155 второй раз. И что бы вы думали? Как под копирку! Те же движения, та же неудача. И тут Николаев смотрит на меня, а у меня чуть не слезы из глаз.
- Давай 160?
Я мотаю головой. Подхожу четвертым дополнительным подходом и толкаю. Рекорд города среди юниоров мой. Но в зачет суммы не идет и мастера мне не присвоят. Эти соревнования проходили в ЛИИЖТе. Выйдя из института, Николаев завел меня в кафе на Московском. Закал два фужера шампанского и один их выпил. Я пить не стал.
 
И вот октябрь, чемпионат Ленинграда в отдельных упражнениях. Со мной на эти соревнования поехал только Виктор Карамнов. В рывке первый подход 112,5 я не вырвал и только со второго подхода их осилил. 117,5 и опять я близок к выполнению мастерского норматива. Надо толкать 155!!!

Толкнув 150 в первом подходе, мне заказывают 155. Я не помню, как я их толкнул. Но знаю, что волнения были большие. Третий подход 160 на штанге и толкаю уверенно, легко, опуская штангу на грудь и аккуратно на помост. За эти движения после сигнала судьи меня старшее поколение тяжелоатлетов уважало. Наверное, и 165 были бы мои.
 
Я стал мастером спорта СССР, серебряным призером Ленинграда в сумме и толчке. Две медали на таком престижном турнире для меня было праздником души и тела.
 
Домой меня Виктор повез на такси. Всю дорогу мы возбужденно болтали. Мы часто, когда жили на сборах или на соревнованиях, болтали по ночам. Хоть после 10 класса он и не пошел учиться дальше, но к знаниям тяга у него была. Мне было приятно, что он поддерживал дружбу со мной, он же был меня старше. И я чувствовал, что он ко мне относится уважительно. Частенько Виктор брал меня с собой на тренировки в Ленинград в разные залы тяжелой атлетики. Там я наблюдал, как тренируются сильные спортсмены, чемпионы и призеры разных престижных турниров. Когда мы приехали в поселок, он дал мне свой значок «Мастер Спорта СССР».  И я завтра уже буду дефилировать по институту со значком. Ведь только первые недели кажется, что все замечают твой значок!

Когда вечером на следующий день я приехал домой из института, вся Морозовка уже знала, что я новоиспеченный мастер спорта СССР. Это не заслуга Виктора, это мой отец обошел весь поселок с кипой газет «Вечерний Ленинград» и «Смена». Обо мне написали, что я выполнил норму мастера спорта и стал серебряным призером. А через неделю в «Спортивной неделе Ленинграда» появился отчет о чемпионате города в отдельных упражнениях и протокол.

Документы, т.е. удостоверение и значок мне придут только к Новому Году. И я верну с благодарностью Виктору значок.

И вспоминаю, как Виктор помог мне купить подарок на мамин юбилей. Мы встретились по дороге в город, я спросил его, где лучше выбрать подарок, и он помог мне решить эту проблему. В этот период он работал продавцом в «Елисеевском» (Гастроном №1). Туда его устроил Владимир Бойков, директор универсама, а в 90х уже директор «Самсона». Владимир тоже занимался тяжелой атлетикой и был призером Ленинграда в легком весе.
 
В магазине Виктор представил меня директору. В кабинете нам налили минеральной воды, мы немного поболтали. И через пару минут принесли футляр, в нем были женские золотые часы.
- 95 рублей.
Виктор одобрил, кивнув головой. Я дал сто рублей.
- Сдачи не надо, - за меня ответил Виктор. Да я и сам понял, такого подарка мне не найти. Дефицит в то время процветал. Я поблагодарил за уделенное мне внимание, а мне пожелали спортивных успехов.
 
Так благодаря Карамнову я побывал в закромах советской власти. Через пару лет Виктор уволился оттуда. И навряд ли чистка «директоров» пошла по причине его увольнения.

http://zobach.ru/