Будучи студенткой, я слышала анекдот от девушки Раи из Хасавьюрта (Дагестан), будущей учительницы русского языка и литературы.
АНЕКДОТ.
Было слегка морозное утро, обессиленный воробей упал на землю. Морозец делал своё дело. Не было сил взлететь. Он замерзал. Шла корова и накрыла его тёплой лепёшкой. Воробей отогрелся, зашевелился. Случайный прохожий, увидев, что воробышек барахтается в свежих коровьих отходах, выковырнул его носком сапога. Воробышек попытался помахать крылышками, получилось. Жив! От радости, он зачирикал. В этот момент шла по дороге на охоту кошка, она съела воробья.
МОРАЛЬ анекдота такова.
Не всякий враг, кто тебе на голову наложит (насе… ); не всякий друг, кто тебя от туда вытащит, но, если ты обпачканный, то сначала подумай, а потом чирикай.
Практическое применение.
Учителем химии восьмилетней школе был фронтовик Леонид Поликарпович. Было ему около шестидесяти, когда я начала работать в этой школе. До войны у него была семью, но и родители и жена с сыном погибла. Леонид Поликарпович выжил после тяжёлого ранения и остался одиноким, не женился.
Дисциплина на уроке у него, мягко говоря, была слабой. Дети посмеивались над его рассеянностью: он мог забыть очки у кого-то на ученическом столе, тряпкой для доски протереть стёкла очков. Случалось с ним такое, я полагаю, что он волновался, из-за своего бессилия найти общий язык с этими «хулиганами» и «хулиганками». Мужчинам в школе очень трудно работать с детьми. Тем более мужчине с такой судьбой. Я, как классный руководитель 8 Б класса, старалась помочь ему, беседуя с учениками. Толку от этих бесед было мало.
Попросила завуча, сделать «окно» в моём расписании, чтобы я могла посещать уроки химии, с целью помочь ребятам понять, в чём им надо меняться. Ведь дети не поверят, пока не проверят. Надо было раскрыть «секрет»: найти их слабое место, чтобы можно было сказать: « Ну что! Вам слабо так сделать ( так не делать)?». Завуч удовлетворила мою просьбу.
Не успела осуществить задуманное, как в школу нагрянула комиссия с проверкой преподавания математики. Всё прошло относительно нормально. На совещании по поводу результатов проверки были естественно замечания и пожелания. Результаты проверочных письменных работ в моем 8Б классе были немного выше других (это заслуга в большей степени того, кто учил до меня). Директор как бы выделил меня, поблагодарив за мои старания.
Мне 25 лет, было стыдно перед опытными коллегами, из-за благодарности директора. Я не терплю, когда меня пытаются унизить, даю обязательно отпор, поэтому по жизни мало кто пытался меня унизить. Если меня хвалили, мне было стыдно: в детстве я даже плакала из-за этого. Почему? Я же знала, что я хуже, чем они думают и говорят обо мне.
Я сидела в ожидании окончания сообщения директора, чтобы высказать своё мнение. Не успела. Меня опередил Леонид Поликарпович, сидевший с учительницей математики.
- В 8Б классе плохо решают пропорции, что сказывается на решении задач по химии. –
Сначала я была как бы рада его реплике. Но поразмыслив дома, что он сказал не правду, во мне проснулся «воин». Мои ученики тему «Пропорция» знают. Мне надо это доказать. Я вспомнила об анекдоте и решила, что я слишком молодая, не опытная учительница, чтобы «чирикать».
В четверг математика в 8Б классе была первым уроком, третий – у меня «окно», а в у них третий урок химия. Я попросила завуча, пройти в 8Б вместе со мной и побыть там 10 минут. Ребятам дала задание на 10 минут по теме «Пропорция». Собрала листочки, отдала завучу и попросила её, просмотреть решение с директором, раньше он вёл математику. Результаты были готовы к окончанию первого урока. На перемене в присутствии многих учителей, я вручила работы учащихся учителю химии, сказав.
- Вот так умеют в 8Б решать пропорции на уроке математики. А, что на химии не умеют- это не моя вина, а наша с Вами. Нет у нас меж предметной связи. Давайте начнём работать над этим. Пригласите меня сегодня на третий урок.-
Он одарил присутствующих очаровательной улыбкой и сказал
- Уважаемая, Нина Фёдоровна, приглашаю Вас на урок химии в 8 Б. Спасибо тебе, дочка!-
Мои ученики полюбили химию. Леонид Поликарпович раз в неделю по субботам бывал у нас в гостях. Они с моим мужем, выросшим без отца из –за войны, нашли общий язык. Школьный же коллектив от техничек до директора были такими, что лучше в жизни были только папа с мамой.