У церкви стояла карета

Галина Алинина
 «У церкви стояла карета». Передавали вчера вечером по радио давно любимую мною песню в программе «Ретро». И вспомнилось мне, как, где-то, в середине восьмидесятых, впервые услышала я её и была просто очарована. Скоро, слёту, подхватила её мама моя, тогда уже пожилая. У них в роду все голосистые были. Помню, она рассказывала.

***
В войну, две тётки её, оставшись без мужей с многочисленными детьми, в редкую минуту, перемыв ораву ребятишек, присядут летним вечером на скамейке у дома отдышаться после бани, и тётя Даша скажет: « Давай споём, что ли, Нюра». И заведёт потихоньку : «Под окном черёмуха колышется…» о горькой девичьей судьбе. Потом задумчивое – «Сронила колечко…». И за сердце возьмёт, широко разольётся – «Вот мчится тройка почтовая по Волге-матушке зимой, - с отчаянным, - Ах, барин, барин, скоро святки, и ей не быть уже моей!...». А когда к самым небесам возлетит: «Ты помнишь, изменщик коварный, как я доверяла тебе!» - далеко по улице вдовы, на калитки облокотившись стоят, утирая глаза концами платков - у Орловых поют… Порой, и окликнут издали: спойте, девки, ещё!

Вот мама и понесла своей старушке, 1904 г рождения, тётке Нюре, новость, песню эту - «У церкви стояла карета». И не успела один куплет пропеть, как та подхватила негромко, допела до самого конца и один незнакомый куплет добавила.

- Это, дочка, старая песня! Мама моя, твоя бабка ещё пела её. Тогда я и переняла. Наша она, деревенская, фёдоровская. Помнишь, как в войну мы с Дашуткой «концерты-то по заявкам» устраивали. Радио-то не было тогда. Это нынче … Услыхала я, намедни, «На тебе сошёлся клином белый свет». Ох, спеть бы, хорошая песня, да голоса не стало.
***

И лишь вчера я задумалась - должен, всё-таки, быть у песни этой автор. И вот, что мне поведал интернет. В песеннике издания 1896 г. автором песни «У церкви стояла карета» указан Михаил Ожёгов, составитель песенника. Но с пометкой – «из народных мотивов». Может, права была старушка: отчего бы, в самом деле - не из их мотивов, «Фёдоровских» !