Еще памяти Дэвида

Марина Куфина
   "Адвокат" http://www.proza.ru/2015/10/26/1360


Что еще осталось в моей памяти, на все эти долгие годы?

   Помню, как на Седере Песах, куда мы были приглашены с мужем, Вова (муж), Дэвид и я вышли на крышу, чтобы посмотреть в телескоп.  Дэвид попросил у Вовы сигарету и  немного смущенно сказал:

- Вот, давно не курил. Бросил, когда дети родились…

    И правда, до этого я его с сигаретой не видела ни разу.

   Однажды мы были с Вовой у них в гостях, тоже на праздник, и отец семейства должен был благословить детей.  Дэвид встал , возложил Лие и Идо  руки на голову и прочитал молитву. При этом, видимо, стесняясь пафоса, сказал что-то про обычай. Но было ясно видно, что его  благословение было вовсе не  данью традиции, а являлось  естественным выражением его трепетной любви к детям…

  Как-то родители  попросили меня посидеть с обоими детьми почти целый день (обычно я сидела только с маленькой Лией, Идо ходил в садик). Я пришла утром, Соня быстро убежала, попрощавшись, Дэвид тоже торопился, но успел мне сказать:

- Марина, ты можешь погулять с ними, часа два, чтобы не скучать дома – погода сегодня хорошая!

Я согласилась, и он тоже ушел.

    Посидев немного дома и посмотрев мультфильмы,  мы собрались и отправились  в парк. Там  погуляли два часа – я старалась занимать детей, и время пролетело быстро. Ближе к обеду вернулись домой. Я обратила внимание, что мигает лампочка на телефоне, «запись сообщений». Рассудив, что сообщения предназначаются  не мне, я и не стала их слушать.  Только дети уселись кушать, зазвонил телефон. Я подняла трубку. Это был Дэвид.

- Марина, как дела? – я услышала в его голосе тревогу. – Как вы там? Как дети?

- У нас все хорошо! – весело ответила я . – Мы погуляли, сейчас обедаем!

- Молодцы! – как показалось мне, с облегчением произнес Дэвид, и, попрощавшись, положил трубку.

Через минуту в замке повернулся ключ. Пришла Соня.

Она тоже поинтересовалась, как дела, и удивилась, увидев на автоответчике  6  или 8 сообщений. Нажала на воспроизведение, и раздался голос Дэвида:

- Марина, возьми трубку!  Марина, вы дома? Подними трубку, пожалуйста!

И так – все сообщения.  Я в растерянности смотрела на Соню.

- Он же сам сказал мне погулять с детьми около двух часов… - в смущении начала я оправдываться.

Соня улыбнулась.

- Ничего, наверное, он забыл. Так с ним бывает, весь в своей работе!  А вы – молодцы, что погуляли, вон какие дети довольные! – и, попрощавшись, она отпустила меня.

    Иногда  Дэвид подвозил меня домой вечером.  Дорогою он, как обычно, рассуждал на разные  темы.  Помню, он со смехом рассказывал мне о том, как в начале своего обучения в Йеле пришел на первую вечеринку, «как дурак», в рубашке, в галстуке, в ботинках, а все были одеты очень демократично, в джинсах и кроссовках.  По-моему, этот пример он естественным образом вплел в рассказ  о том, с какими трудностями сталкивалась каждая новая "волна" алии - из Румынии, из Марокко, из России -   из-за разности менталитета и культур...  Наверное, я пожаловалась ему на трудности абсорбции, и он так хотел меня успокоить.
 
    В другой раз направление его разговору задал трагический случай, произошедший с другом семьи, который разбился  в автокатастрофе,  при езде на мопеде. Какая-то нелепая случайность, невнимательность гонщика или водителя автобуса, с которым и произошло роковое столкновение, очень поразили Дэвида. Он  вспомнил, как однажды ехал на машине, задумавшись, и не заметил женщину, катившую перед собой детскую коляску. Дэвид сказал, что пронесся от коляски буквально в миллиметре, и  с горечью  и удивлением говорил о том, сколь трагически и мгновенно, роковой случай может переменить  жизнь человека…

    И  я  безусловно соглашусь  со словами, произнесенными одним из его друзей в фильме "Защитник": «Каждый «small talk» с Дэвидом превращался в философскую беседу   о смысле жизни и о нравственных ценностях» .  Даже в беседах со мной, молоденькой няней его детей,  Дэвид оставался верен своему стилю общения,  и как  же интересно мне было  его слушать!  Хотя и не понимая некоторых слов,  я ухватывала смысл фразы, чувствовала основной посыл  его речи,  ведь он говорил о том,  что всегда  было интересно и мне  – о людях, о человеческих судьбах. Только я этими вопросами просто интересовалась, любопытствовала, а  Дэвид этим жил, старался помочь миру стать лучше.

  Как верно сказала его мама  в том же фильме: «Дэвид всегда смотрел на внутреннее  в человеке, и всегда обращался к лучшему в нем» .  Лично для меня Дэвид был воплощением Совести и Сострадания к людям, и  не только непосредственное общение с ним воспитывало мою душу, но и много лет спустя, он остается для меня примером того, как нужно относиться к другим…


На фото: Дэвид Винер, фото с сайта www.habama.co.il