После появления на свет, строительство мозга, наполнение его содержанием, структурирование самим мозгом поступающей информации, усвоение моделей поведения принятых в данном сообществе, новых понятий, языков общения, и др. продолжается в процессе жизни индивидуума. Эти процессы можно назвать самоорганизацией, поскольку, видимо, происходит некоторое изменение (достройка) мозга, так как между отдельными информационными массивами устанавливаются ассоциативные связи, изменяющие его функционирование.
Почему самоорганизацией? Учителя и институты только создают среду, в которой самоорганизация возможна, но они не строят наш разум, как каменщик стену кирпич за кирпичом на раствор. Поэтому разум нельзя купить за деньги. Каждый его должен строить сам.
Информация, транслируемая в мозг от наших органов чувств, перерабатывается в структурах мозга, игнорируется или записывается в клетках мозга (нейронах) в виде информационных массивов определенным кодом в соответствии с типом его предварительного форматирования.
Компьютеры сегодня работают под заданной заранее операционной системой. Мозг же - система самообучающаяся и самонастраивающаяся. Поэтому, по мере накопления информации на одни и те же воздействия внешней среды мозг формирует разные ответы.
Учитывая, что генетически мы отличаемся друг от друга, вероятно, и операционные системы, используемые мозгом каждого человека тоже должны отличаться. Учитывая ещё разное воспитание и условия существования можно полагать, что они не полностью совместимы. Вот почему порой людям так трудно договориться.
Информация, приходящая в мозг записывается, при этом учитывается содержание врождённых МЭМов (бессознательное), выступающих как некая цензура. Это значит, что мозг новорождённого не является чистым листом, на котором можно писать как угодно и что попало. Идет отбор информации, чтобы там закрепиться.
Эти массивы внешней информации, полученной после рождения, прошедшей «цензуру» врождённых МЭМов и зафиксированной в мозгу будем называть культурными МЭМами. В них содержатся усвоенные программы поведения и мышления, идеалы, которые мы считаем своими, личные привязанности, предпочтения и наоборот, неприемлемые образцы поведения.
Мы не знаем, как именно осуществляется строительство МЭМов и их реализация у человека. Имеют ли эти процессы некоторое сходство с генетикой, где происходят процессы транскрипции, трансляции, сплайсинга прежде, чем приступить к строительству белков? Но мы знаем, что построение МЭМов происходит, о чем можно судить по их наблюдаемому проявлению.
Локализованы культурные МЭМы в подсознании, недоступном для сознания, поэтому мы не можем осознать, почему мы стремимся к своим идеалам. Почему идеалы именно такие? Почему нам, что-то нравится, а что-то наоборот? Они недоступны сознанию, но давление на него оказывают.
У человека существует некоторая специфика восприятия, заданная первоначальной разметкой мозга, т.е. врожденными МЕМами, в конечном счёте, геномом, а также, с некоторого момента развития, культурными МЭМами, т.е. воспитанием, образованием, условиями жизни.
Иными словами, человек не может быть объективным. Он субъективен всегда.
По своему содержанию культурные МЭМы можно условно разбить на 3 группы:
1. Культурные запреты, для обуздания антисоциального поведения, диктуемого врождёнными инстинктами и неприемлемого в социальном обществе или конкретной его ячейке.
2. Содержащие шаблоны поведения и мышления на все случаи жизни. Именно они создают многие паттерны поведения, по которым можно судить о личности.
3. МЭМы культурного кода (культурная цензура). Информационные структуры, проверяющие новую поступающую информацию на совместимость с базовыми составляющими, имеющихся МЭМов. Это система, определяющая возможность проникновения и закрепления конкретной информации в подсознании.
Пример.
Пьяный IT-специалист гражданин России повредил 40 автомобилей в Кракове, возвращаясь с вечеринки.
Специалист IT это адекватный, умный человек. Как он мог такое совершить? Исходя из представленной модели, алкоголь отключил приобретённые в последнее время человеком культурные запреты на антисоциальное поведение. Эти запреты были им получены не в детстве, а именно в последнее время, что позволило их легко отключить. В противном случае, если бы они были сформированы в детстве, вероятность такого отключения была бы ничтожна.
Отключение произошло не через сознание, а благодаря неконтролируемым химическим процессам в мозгу. Человек думал немного расслабиться, но это повлияло на недостаточно укоренённые структуры подсознания - МЭМы. Вот к чему могут приводить недостатки воспитания.
УТОЧНЕНИЕ О РЕПЛИЦИРУЮЩИХСЯ МЭМАХ.
Если говорить о репликации МЭМов, то в социальной эволюции репликаторами могут быть могут только культурные МЭМы.
Надо учитывать, что культурные МЭМы это не идеи в сознании, а программы в подсознании, которые там надолго. В сознание идеи проникают, возникают и уходят (забываются), а в подсознании они почти навсегда.
Но поведение определяется в основном не идеями в сознании, а только теми, которые проникли в подсознание, пройдя цезуру культурного кода и превратившись в саморазвертывающиеся программы - культурные МЭМы.
Вот они и являются реплицирующимися единицами, поскольку человек высказывается и совершает действия исходя преимущественно из них. Здесь словосочетание «саморазвертывающиеся программы» эквивалентно по смыслу термину «экспрессия генов», который употребляется в генетике.
Когда человек высказывается исходя из идей в сознании, то такой человек почти наверняка лжёт, потому что сам эту идею не оформил в качестве МЭМов, а другим навязывает. Это уже похоже на попытку манипуляции.
Когда религиозный фанатик рассказывает вам об откровениях из религиозных книг, он не врёт. Эта "правда" в его МЭМах, а если бы он высказывался в духе атеиста, то можно было бы заподозрить его в умышленном обмане, возможно с целью войти к вам в доверие. Надо понимать, что правда и истина это различающиеся понятия. Правда, это то, что у человека в ментальности, а истина, что в ментальности у целой популяции. Абсолютной истины не существует.