Таинственная история Билли Миллигана. Рецензия

Андрей Шаповал 1
Наверное нет человека, который хотя-бы отдаленно не был осведомлен о такой неоднозначной персоне как Уиильям Стэнли Миллиган. Его личность обросла многочисленными слухами, сплетнями, мифами и догадками, разобраться в которых, и понять, где правда, может стать сложным испытанием. В сети достаточно противоречивой по содержанию информации, в которой Миллигану приписывают несуществующие на деле умения и таланты, как то, к примеру, его владение разными языками. В тонне мусора приблизиться к истине поможет лишь роман автора гениального произведения "Цветы для Элджернона" - Дэниела Киза.
О "Цветах для Элджернона" я уже писал рецензию и мне этот роман безумно понравился, поэтому и от "Таинственной истории Билли Миллигана" я ожидал чего-то подобного, ведь Киз оказался для меня своего рода мастером пера в данном жанре литературы. Однако ожидания оказались завышены...
Два этих романа абсолютно не похожи меж собой. В первом нам рассказывают о выдуманном герое Чарли Гордоне, который от рождение "слабоват". История Чарли разит острием в самое сердце и после прочтения не пустить скупую мужскую слезу практически невозможно. Этот роман хочется советовать прочесть всем в обязательном порядке. Нечего и говорить, что он занял определенную нишу в моем сознании, а на LiveLib сбоку от него красуется сердечко.
Я предвкушал такой же успех и второму роману. Я был готов рыдать и трястись от гнева негодования.
Так вот, не стоит забывать, что изложенная Кизом история о Миллигане является документальной, поэтому ожидать от нее чего-то хотя-бы приближенного к истории Чарли не приходится. Как же я был глуп. Книге присуща вся тягомотина, без которой не обходится ни один художественно-документальный роман. Здесь великое множество сопутствующих персонажей, встречавшихся Билли на его нелегком жизненном пути. Да о чем я, чего стоит запомнить всех людей живущих в самом Билли, коих не мало. Двадцать четыре "персонажа" описываются автором на трех страницах вступительного текста, дабы можно было вообще понять что к чему. Благо Киз обладал талантом постепенно "вливать" своих героев читателю в голову, поэтому сложностей в запоминании не возникает, - по началу, - даже у такой золотой рыбки как я.
Начало книги очень размеренно вводит нас в курс дела происходящего с присущей Кизу систематичностью. Как я уже говорил, проблем с идентификацией персонажей не возникает и автор любезно нам сопутствует в этом, всякий удобный раз объясняя нам, кто этот герой и какую функцию он исполняет по сюжету. Правда, чем дальше в лес, тем злее волки, и к концу истории я уже утратил интерес к практически всем новым героям, появившимся спустя 400 страниц. Да и мистер Киз, как мне показалось, забил на это гиблое дело, всовывая по три, а то и пять новых персонажей в одой странице, что не пошло на пользу атмосферности повествования.
А еще книга очень затянута. Да, это прискорбно, но попадались места, которые приходилось читать сквозь полуопущенные веки, преодолевая при этом разрывающую щеки зевоту.
Мое невнимание (не буду опять обвинять автора) было виной тому, что фрагментами я даже не понимал, что действие происходит с обыгрыванием личностей Билли, - до того их много. Просто в один момент как-то резко стали появляться "нежелательные", о которых пол книжки не было ни слуху ни духу. И тут можно проследить, что Киз менее щепетильно подошел к проработке "Книги второй". Да, повествование разделено на три книги, предисловие, благодарности, эпилог и послесловие.
Книга первая читается как увлекательный детектив, где полиции штата Огайо предстоит выследить похитителя и насильника трех девушек. Первая книга заходит как жаждущему вода.
В книге второй Дэниел Киз показывает нам детство Билли, о котором автор узнал по словам самого Миллигана. И тут мы опять сталкиваемся с жестоким обращением к детям, что приводит к нежелательным последствиям во взрослой жизни. В этой части больше всего чувствуется влияние "Цветов для Элджернона". Автор пользуется подобными приемами, но должного эффекта они, почему-то, не оказывают. Не вызывает вулкан эмоций рассказ Билли, не знаю, почему так. Я испытывал лишь frisson, от осознания всего п****ца, что происходил в закутках сознания молодого Миллигана.
Третья книга, название которой "За пределами безумия" и вправду выводит читателя за пределы безумия, поэтому о ней я даже не хочу говорить, дабы не портить впечатления еще не читавшим людям. Да, поспешу отметить, что буквально воспринимать название не стоит. "За пределами безумия" не значит, что мы окажемся в мире трезвом и рациональном - нет. Здесь скорее бы подошло "Запредельное безумие". Автор будто готовит нас к этой части жизни Миллигана, постепенно вручая необходимый инструментарий, дабы мы смогли отдаленно представить механизм работы сознания Билли и понять, что с ним происходит во время "умопомешательства". Эта сцена (она одна такая, перепутать невозможно) запомнилась мне как самая охренительная во всей книге. И да, не читавшему книги человеку она кажется всего навсего набором слов, не имеющим никакого смысла (я проверял).
Когда я перелистнул последнюю страницу, я подумал, что не стоило тратить время на чтение этого романа. Думал, достаточно будет посмотреть хотя-бы одну из многочисленных документальных передач о множественной личности, или о самом Миллигане. Но сегодня утром я понял, насколько ошибался. Мне на глаза попалась документальная короткометражка канала "РоссияК", и что я вам скажу, господа, большего приверания фактов я не встречал давно. Наверное все слышали о документалках канала "РенТВ" - вот то, что я увидел о Миллигане было не слишком отличным от передач РенТВ о мировых заговорах, пришельцах и домовых. Не хотите остаться в дураках, но узнать историю Миллигана, можно сказать, из первых рук - читайте Киза, потому как он меньше всех вставлял в историю жизни этого человека отсебятины.
Судить о том, несет ли данное произведение какой-либо вклад в развитие психиатрии не буду, но мне, как среднестатистическому обывателю было интересно примерить на себя шкуру Билли Миллигана. Интересно, и страшно...

Теперь ждем перевод "Войны Миллигана" - второй книги о истории жизни этого удивительного человека.

7/10