Воспитание жестокости-3

Ольга Владимировна Рязанцева
  Весна  радовала душу и глаз: пахло ароматно свежестью и почему-то водой. Свежая, совсем юная, нежная и трепетная зелень  окутала уже своей дымкой деревья. Марине казалось, что она не в центре города идет по тропинке парка, а стоит на берегу озера и вдыхает  смешанный аромат воды и земли.   «Наверное влагу земля отдает после зимы, оттого и аромат»-думала она, еще не догадываясь, что жизнью ей приготовлено испытание- испытание разочарованием, а пока... пока она могла радоваться весне. 
 
   Женщина шла не спеша. Время позволяло: последний урок в школе закончится через полчаса, тем более по расписанию урок физической культуры, а это значит, что оболтусы еще будут беситься в раздевалке. Оболтусы- это два мальчика девяти лет, ее сын и сын подруги. Они установили «дежурство по детям», так шутливо обозначили они свою договоренность. Отводить в школу и забирать детей из школы так было гораздо удобнее, все  современные мамочки стараются максимально использовать время. Сегодня  ее  очередь «дежурить».

  Открывая дверь в школу, Марина, как всегда,  глохла на пару минут от  шума этой детской планеты. Потом слух  частично возвращался, она различала голоса из общего гомона и топота. Мальчишек в фойе  еще не было. Придется идти в раздевалку спортивного зала и торопить их, даже минуты жизни в этом невообразимом  шуме были тяжелы. Она искренне сочувствовала педагогам и недоумевала, глядя на их спокойные лица в этом гвалте, а они еще и разговаривать умудрялись. «Наверное, привыкают и к такому шуму»- думала Марина, но все равно продолжала их жалеть.
 
  Продираясь сквозь  детское море, которое волной могло отнести к выходу, она старательно держала курс в заданном направлении. Как и во многих школах, спортивный зал  находился в  закутке,  через коридоры  раздевалок  шум уже доносился отдаленно и становилось легче дышать. Женщина уверенно направилась к раздевалке мальчиков, готовясь постучать, но дверь была открыта, а из раздевалки  доносился шум ребячьих возгласов, причем голоса были как мальчишечьи, так и девчачьи.

«Интересно- Марина остановилась возле двери- похоже тут собрание, и судя по возмущенным тонам- по поводу.»

   – К вам можно, ребята?- она заглянула внутрь раздевалки, не желая подслушивать.
   – Можно- раздался  бойкий голос, кому он принадлежал женщина не успела увидеть-А вы чья мама?
   – Саши Акимова, я за ним пришла и за Глебом  Петровым — ответила Марина на вопрос, она уже понимала, что в детском коллективе что-то стряслось.
   – А мы Глеба домой не отпустим, пока деньги не отдаст!-раздался уже знакомый голос. Теперь Марина вычислила владельца: высокий, худощавый мальчик с угольными глазами смотрел на нее  с вызовом.
   – Какие деньги?-удивилась она и наконец заметила, что в раздевалке разные дети, одноклассники ее сына и Глеба и дети постарше.
  -У нас уроки физкультуры объединили, мы в пятом классе учимся-черноглазый мальчик вероятно был лидером в классе и поэтому не смущаясь стал прояснять ситуацию. -В раздевалке тоже вместе к уроку переодевались, других же раздевалок нет, вот, а Глеб позже всех копался. А нам-то что? Это его дело опаздывать  на урок или  нет. А потом Маша заколку в раздевалку понесла и увидела, что он у них в раздевалке и стоял у Янкиного рюкзака! Она ему замечание сделала. А правда! Что в раздевалке девочек ему делать? А после урока Янка заметила, что из рюкзака сто рублей пропали. Вон она, в углу плачет, уже икать начала.
 
Марина проследила взглядом направление руки и увидела маленькую светловолосую девочку с тоненькими хвостиками и красными от слез глазами и носом.  Девочка действительно громко икала и не могла никак с икотой справиться.

      – Глеб?-строго спросила Марина.
      - Да не брал я ее денег.-Глеб держался уверенно и спокойно.

  Марина подумала, что это спокойствие невиновного человека.
 
  – Но ведь тебя видели! Что ты делал в раздевалке девочек?
  – Так все тут кидались обувью друг в друга, я свой кроссовок искал, подумал к девочкам залетел в открытую дверь.-Глеб оставался невозмутимым, не смотря на возмущенные реплики окружающих детей.
  – Да врет он! Вы что, не видите?
  – Когда мы кидались раздевалка закрыта была!
  – Это он взял! Маша видела, как он от рюкзака отпрыгнул!
  – Подождите-пыталась утихомирить разбушевавшуюся молодежь Марина-Надо найти выход, давайте подумаем вместе. Нет доказательств, что он взял деньги, но нет  доказательств его невиновности.
  – Мы его из раздевалки не выпускали! Деньги, если он взял, точно у него!
  – Пусть карманы вывернет!- раздавались возмущенные голоса детворы.

 Марина отошла немного в сторону и набрала номер матери Глеба.
   – Алена, ты Глебу деньги сегодня в школу давала?Нет?-Марина сознательно повторила вопрос, чтобы дети слышали, что денег мальчику дома не давали. В ее голове уже созрел план, как разрешить создавшуюся проблему.
   –  Нет, Марин, я же ему не даю деньги в школу, мал еще, ты же знаешь!
   – Я уточнить хотела. Тут в школе инцидент небольшой произошел. Нет, не волнуйся заранее. Разберемся, потом все расскажу.
Женщина повернулась к детям.
  – Слышали? Предлагаю самый простой способ, конечно, если Глеб согласится. Вы сами о нем много раз кричали. Давайте осмотрим одежду и рюкзак.
  – А мы о чем? Пусть карманы выворачивает!-опять загалдели дети.
  – Что, если не в карманах?-это опять черноглазый взял инициативу-Рюкзак тоже надо проверить!
  – Глеб, извини, иначе доказать свою невиновность ты не можешь. Вообще-то по правилам жизни, надо чтобы доказывали вину. Но тут ситуация иная. За тобой может закрепиться слава вора, которого за руку не поймали. Но это совсем не важно, если тебя все будут таким считать.-Марине было неудобно перед мальчиком, даже немного стыдно, она не была уверена, что поступает правильно. Но как поступить? Она не знала.
      – Хорошо- кивнул Глеб- я выверну карманы.
      -Дети, тогда давайте так: ситуация не красивая, думаю любому было бы не приятно, если бы его обвинили в воровстве. Поэтому, если мы сейчас все осмотрим и денег не найдем, то вы все извинитесь перед Глебом. Если же найдем эти сто рублей, то вернем их Яне и Глеб извинится перед ней и всеми вами и пообещает никогда не брать чужого. Согласны?

  Школьники одобрительно загудели. Начался унизительный процесс досмотра. Марина открыла рюкзак, так, чтобы все видели, проверила все кармашки, тетради, учебники, пенал. Вытряхивала буквально все, что можно было вытряхнуть. Тоже самое и с одеждой: Глеб даже снял кроссовки по требованию детей и их тоже потрясли. Денег не нашли. Школьники растерянно затихли. Глеб улыбался победной улыбкой. Марина тихо радовалась, что обошлось: мысль, что ее сын общается с ребенком, способным на воровство была ей неприятна.

 – Ну, что смотрите?- Глеб продолжал улыбаться- Извиняйтесь!
Первым вышел темноглазый заводила:
 – Извини, мы все оказались не правы. Ты не воровал.
 – Каждый пусть извиняется-голос Глеба был жестким и слишком насмешливым, так показалось Марине. Женщина растерянно смотрела на детей.
 – Глеб, не надо так! Он же извинился за всех.
Нет, пусть каждый! Они все кричали, что я вор.-голос мальчишки победно звенел.

 Дети, по очереди, подходили к нему и говорили:  «Извини».  И так весь пятый класс. Глеб принимал извинения насмешливо наклонив голову. Марине стало неприятно. Тоскливо засосало под ложечкой, хотелось поскорее выйти из раздевалки. Казалось бы, что все закончилось хорошо, но чувство гадливости от того, как Глеб принимал извинения не покидало женщину. Она спешила уйти из школы, в надежде, что на душе станет легче. Не случилось. Победоносное выражение не покидало   лицо мальчика. Марину  это коробило: « Что-то я упустила...здесь что-то не так...»

  Измучившись, женщина решила больше не думать об этом.
 Она завела Глеба домой, сдала «с рук на руки» Алене и рассказала все, что произошло в школе. Алена побледнела, вздохнула:

-Хорошо, что обошлось.
 
 Марина заметила тень тревоги в глазах подруги, но лезть в душу не стала и делиться своими ощущениями-тоже. Самой было не просто от пережитого. 
 
Через два дня Алена позвонила:
  – Марин, ты можешь зайти к нам ненадолго? Есть разговор, а по телефону не хочу...
  – Конечно, я как раз в магазин собиралась-легко согласилась Марина-Вот к тебе и забегу, только у меня времени всего час.
  – Нам хватит-ответила подруга и положила трубку.

  На кухне уже закипал чайник, Алена нервничала. Марина же пока не замечала состояние подруги.
 
  – Марин, я хотела с тобой обсудить тот случай, в школе...с деньгами...
  – Да? Разобрались к счастью. Хорошо, что так...
  – Все не так просто-Алена побледнела, видно было, что разговор дается ей с большим трудом.
  – Что случилось?-теперь и Марина насторожилась.
  – Понимаешь...а ведь я нашла эти сто рублей...еще в тот день, случайно. Не могла просто сразу тебе рассказать...переживала очень. Я и сейчас не знаю, как поступить. Он же их скрутил в тонкую трубочку и засунул в манжет рубашки...  - женщина  заплакала.
  -Что делать?

Марина покрутила головой, от растерянности не знала, что ответить. Чувство гадливости вернулось. Только теперь она поняла, что тогда, именно насмешка и высокомерность Глеба ее насторожили, она сама засомневалась в его невиновности, но ей было удобно думать, что он не брал этих денег.
Не проучишь его, он почувствует свое превосходство и безнаказанность... Что будет дальше?-женщина чувствовала, как в секунды очерствело ее сердце от осознания     того, что произошло.

  «Он взял эти деньги! Взял! Вел себя спокойно, потому, что хитро и очень надежно их спрятал! Насмехался и в душе смеялся над каждым ребенком, принесшим ему извинения. Дети- все ангелы? Ну уж дудки! Ангелы...тоже мне...ангелы...ему всего девять лет...девять лет..».-  думала она, виски сильно пульсировали от негодования и чего-то еще, что раздирало сознание, вкладывало в него информацию насильно, не смотря на то, что оно отказывалось принимать.

  Женщина закрыла лицо руками, потерла его приводя себя в чувство:

  – Алена, ты понимаешь, он же заставил каждого извиниться, каждого! Зная, что взял эти деньги! Ты понимаешь? Пусть идет в этот класс, и перед каждым извиняется и Яне отдаст эти деньги.
  – Да? А что потом? Все будут показывать в него пальцем и обзывать вором?
  – Ты слышишь себя? Он взял эти деньги! Можно поговорить с детьми и классным руководителем, чтобы все осталось внутри, но его надо проучить! Безнаказанность рождает жестокость!
  -- Легко тебе говорить, своего ребенка ты бы так повела? Как овцу на заклание?
  – Повела бы... плача в душе повела...мы делаем их будущее... 
 
  Алена надеялась найти поддержку в своем решении скрыть неприятную находку, подруга ее не поддержала. Разговор становился напряженным. Чтобы не рассорится Марина решила уйти:

  – Ален, тебе решать. Я не буду вмешиваться. Считаю это не правильным, но сама решай что с этим делать.

  Марина ушла, унося за собой тайну с твердым решением свести на нет общение Саши с Глебом.  Не радовала ее уже  весна, поскольку  наполнилась  тяжелыми открытиями, приоткрыла  завесу в детскую, но испорченную  душу, разочаровала. Через шесть лет, в такую же весну, дружную и  зеленую, Глеб сидел на скамье подсудимых...
   


-