Саксонские друзья Израиля

Александр Вишневецкий
На протяжении 2000-летнего пребывания в диаспоре отношение евреев и христиан не были дружественными. Во время Второй мировой войны, когда большинство христианского духовенства Европы не выступило против геноцида еврейского народа, эти отношения еще более ухудшились, несмотря на отдельные акты спасения евреев христианами от нацистов. В послевоенное время осознание вины христианами, нарастание антисемитизма и антисионизма, рост исламского радикализма  способствовали тому, что наиболее близкие по религиозным воззрениям к иудаизму протестанты - евангелисты ныне открыто стали на сторону  Израиля и еврейского народа. Связь с евангелистами является одной из наиболее важных реалий после 2000 лет христианской вражды к евреям, преследований и погромов. Христиане осознают свою тесную связь с еврейской верой. Многие евангелисты следуют  завету Всевышнего с Авраамом о Святой земле. Вера обязывает их способствовать возвращению евреев в Эрец Исраэль. С помощью пожертвований они поддерживают ряд проектов - помощь иммиграции евреев в Израиль, поддержку еврейских общин и проектов в Восточной Европе, финансирование бесплатных столовых в Украине и Беларуси, распределение гуманитарной помощи, социальные проекты в Израиле. Самые последовательные сторонники и борцы за благополучие и безопасность Израиля - это порядка 50 миллионов христиан-евангелистов в США, в полном смысле слова, христиан-сионистов. Электоральный вес евангелистов очень высок - это четверть всех голосов американских избирателей.  Для христианских организаций политическая, моральная и экономическая  поддержка Израиля является сутью их деятельности, а не миссионерство. Они  считают, что Израиль должен сохранить за собой полный контроль над Иерусалимом, они являются ярыми противниками действий, направленных - на ликвидацию большинства израильских поселений, на создание арабского палестинского государства в сердце Эрец Исраэль. Большую материальную помощь получают от христиан-евангелистов жители поселений, сотни церквей помогают финансами  поселениям  в Иудее и Самарии для закупки школьного и медицинского оборудования, бронированных автобусов для детей, обустройству игровых площадок. Они также выделяют средства на социальные программы для ряда населенных пунктов в Израиле.
 В современной Германии число христиан-евангелистов составляет около 24 миллионов человек из более 80 миллионов населения. Евангелисты, главным образом, проживают на востоке страны, на территории бывшей ГДР. Миллионы евангелистов Германии также имеют сионистскую ориентацию. Лозунги в поддержку Израиля  реализуются конкретными делами. В израильское лобби в Германии  входят германо-израильские и христианские общества, «Саксонские друзья Израиля» и «Христиане с Израилем», просионистские организации ряда городов, многие клубы и центры. Они стремятся также к правдивому освещению ситуации в Израиле в СМИ.
С 2004 года группы квалифицированных ремесленников, христиан-евангелистов  из организации «Саксонские друзья Израиля», едут в нашу страну, в Иерусалим и другие города, для оказания реальной помощи пожилым людям, христианским организациям и оставшимся в живых  бывшим узникам нацистских концлагерей и гетто. Начинались эти работы в 2004 году, когда шесть квалифицированных ремесленников-мужчин  с этой организации впервые приехали оказать такую практическую помощь. С 2010  года в такой бескорыстной работе в Израиле принимают участие десятки человек. Работы проводятся в разных городах Израиля: в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, в менее крупных городах и населенных пунктах в домах престарелых, в христианских организациях и в Палестинской автономии для арабов-христиан, в жилищах бывших узников фашистских концлагерей и гетто.
С 2010  года группы профессиональных ремесленников, христиан-евангелистов,  из организации «Саксонские друзья Израиля» (Германия) сотрудничают с нашей организацией  бывших узников нацистских концлагерей и гетто в Иерусалиме. В первую очередь они проводят ремонтные работы: штукатурку стен и потолков, малярные работы, приведение в порядок балконов, ванных комнат и туалетов. Все необходимые материалы и инструменты для работы мастера привозят с собой. Завершение работ сопровождается тщательнейшей уборкой помещений и мытьем окон.
Однако, суть таких поездок не только в практической помощи, эти поездки означают незабываемые встречи, которые в душах бывших узников - пожилых евреев и немецких ремесленников оставляют  глубокие следы. Новые отношения воспринимаются с трудом, особенно бывшими узниками концлагерей и гетто: приезжающие ныне немцы - дети и, в основном, внуки тех, кто внесли страшный вклад в уничтожение нашего народа. А нынче они искренне хотят помочь немногим уцелевшим живым свидетелям  Катастрофы на последнем этапе их жизни (всем этим пострадавшим в Холокосте за 75-80 лет!) справиться с возникающими у них проблемами текущей жизни. Бывшим узникам трудно воспринять этих людей как своих друзей. Но искреннее желание помочь и замечательный труд немецких христиан смягчают их былую боль и страдания, горечь пережитого, воспоминания о потерянных близких в этой страшной Катастрофе. Возникает новая атмосфера доверия, и бывшие узники начинают рассказывать обо всем пережитом своим добровольным помощникам, тем более что их рассказы вызывают нескрываемое сострадание и сочувствие со стороны их новых друзей. По личному опыту бывшего узника гетто, выросшего в еврейском местечке, где язык идиш был естественным языком нашей жизни, быта и культуры, замечу попутно, что не возникало никаких серьезных проблем в общении с немцами из-за языковой близости. Особенно оживленными были эти разговоры за обеденным столом, когда мы кормили наших гостей и вновь приобретенных друзей едой из нашей еврейской кухни, а также приготовленной едой народов на территории бывшего СССР, где мы проживали (в нашей семье – это были блюда украинской и узбекской кухни). Отвечая на вопросы немецких гостей, я рассказывал им о гетто в моем местечке Чечельник, о мученической гибели  семей двух родных сестер моей матери и ее отца в местечке Покотилово Кировоградской области от рук нацистов и украинских полицаев, о гибели братьев отца и его племянников на фронтах войны. Я рассказал им и о судьбе родителей моей жены Ани, у которых их довоенные семьи погибли на оккупированной немцами территории Украины.  Особую дискуссию вызвало мое сообщение о том, что наша  семья не религиозная. Я объяснил гостям, что никто из верующих не смог мне ответить на вопрос, почему Бог допустил гибель полутора миллионов еврейских детей, не совершивших в силу своего возраста каких либо греховных действий и поступков. Это не означает моего негативного отношения к Танаху и другим религиозным еврейским источникам. Мы вместе рассуждали  об этих религиозных еврейских источниках, как гениальных документах еврейской культуры и истории, понимая, что  вера христиан – евангелистов, весьма близка по установкам к еврейской вере. Но, я напомнил им также, что на пряжках поясов фашистских убийц было написано «Бог с нами». Очень интересными были высказывания пастора Дитера Койхера, прекрасно ориентирующегося в еврейской религии и цитировавшего целые отрывки из высказываний еврейских пророков.  Нас поражало отношение немцев к труду, их тщательнейшее и аккуратное выполнение работы и, конечно, соблюдение точного времени начала и конца работы,  и даже начала и конца перерыва. Памятуя об отношении к работе в СССР, мы предлагали к обеду и алкогольные напитки, но гости от них отказывались. Мне хотелось бы назвать здесь имена людей, сумевших  за эти годы с высоким качеством выполнить большой объем работ в наших квартирах: в их числе   Михаила Савицкого, руководителя  организации «Саксонские друзья Израиля», координаторов - Норберта Эймера и супругов Питер Йохен и Рут, Уве Вагнера, Дитера Койхера, Бонай Балаз, Гернер Ирис, Шонштайн Бернд и его жену Сусанну, Элку Гунтер и ее  внучку, школьницу Серафин, Зигфрида Рата и многих других.  Мы очень признательны за ремонтные работы в конце июля этого 2016 года координатору Норберту Эймеру, молодому руководителю группы ремесленников этого года Себастьяну Реймеру, ремесленникам - Габриэле Клуг, Джулии Лойшней, Марине Лабленц и ряду других молодых людей из этой группы, трудившихся по ремонту нашего клуба и трех квартир членов нашей организации. 
В ходе наших разговоров, как мы, так и наши немецкие друзья, обращали внимание на важность укрепления дружбы и взаимопонимания между нашими народами, особенно в нынешней ситуации нарастания антисемитизма и антисионизма, вражды к Израилю в Европе и угрозы со стороны исламских радикалов.
Теплым и трогательным было наше прощание – мы благодарны нашим новым друзьям за все, что они делают для нас, за их теплоту и сердечность. Как жаль, что эти взаимные симпатии возникли столь поздно. Но как говорится: «Лучше позже, чем никогда!». Те, кто захотят познакомиться с этой организацией, могут посетить сайт www.zum-leben.de
Правда, он, как и журнал этой организации «Zum leben» («К жизни») на немецком языке, но фотографии  и само оформление этих изданий ясно говорит об их отношении к Израилю и евреям.
Мы очень надеемся на продолжение наших контактов и взаимодействия с нашими немецкими друзьями, о чем наглядно говорят их письма, поступающие по электронной почте.