Федот, да не тот. Метаморфозы текстов Библии

Тырнов Валерий
«Вопрос, в конце концов, не только в том, кто писал Библию, но и в том, кто ее читает» (Р.Э. Фридман).
-----------------------


То, что иудейский Ветхий Завет (Договор с Богом), стоящий на основе Пятикнижия (Торы), содержит в себе массу противоречий, христианские богословы Европы и Азии заметили ещё до канонизации Библии в IV веке. Под напором неопровержимых доказательств со стороны христианских школ, иудейские редакторы, во главе с Евсевием Кесарийским-Памфилом, предприняли немало усилий для их исправления. И, в конце концов, с помощью влиятельного императора Константина, все-таки добились  объединения и канонизации текстов книг Ветхого Завета и Евангелий (Благая весть) Нового Завета. Так родилась христианская Библия, точнее, - иудо-христианская.

Канон – это Закон. Всё. Те исследователи, которые продолжали возражать против, якобы боговдохновенных текстов, автоматически становились вне закона и должны были быть подвернуты репрессиям. Однако, в течение времени после первого Вселенского Собора в 325 году (в Никее), всё-таки находились неравнодушные люди из числа богословов, профессоров и прочих, которые (каждый по-своему) пытались возражать против этого.

Исаак ибн Йашуш (XI век) – его прозвали «Исааком бестолковым»; Бонфилс (XIV век) – испанский ученый; Тостатус - епископ Авильский (XV век); Карлштадт - современник Лютера (XVI век); Андреас фон Майс - фламандский католик; Бенедикт Перейра и Жак Бонфри (XVI) век – иезуитские ученые (их книги были запрещены); Томас Гоббс (XVII век) - английский философ; Исаак де ла Перре (XVII век) - французский кальвинист, открыто написал, что Моисей не был автором первых книг Библии (отрекся, под напором Инквизиции); Спиноза (XVII век) - голландский философ (отлучён от иудаизма); Ридард Саймон – французский католический священник (отлучён от сана, книга запрещена) и пр. пр.

«Таким образом, благодаря работе очень многих людей и личному вкладу некоторых из них, тайна происхождения Библии (Ветхого Завета. – В.Т.) стала приоткрываться, и была сформирована рабочая гипотеза. Это был удивительный этап в истории Библии. Ученые могли открыть книгу Бытия и идентифицировать писания двух или даже трех авторов на одной странице. Здесь также была видна рука редактора, человека, который сократил и скомпоновал первоисточники в единую историю; таким образом, более четырех различных человек могли быть причастны к созданию каждой страницы (!) Библии. Теперь исследователи были способны увидеть, что существовала загадка, и каким был ее основной характер. Но они все еще не знали, кем были авторы любого из четырех старых первоисточников; когда они жили, или почему они это написали. И они понятия не имели, кем был таинственный редактор, который объединил авторов; и при этом у них не было никакой идеи, почему этот человек объединил их таким сложным способом» (Ричард Эллиотт Фридман «Кто написал Библию?»).

А в чём сыр-бор, спросите вы. Хорошо, открываем первую страницу Библии и смотрим название её: «Первая книга Моисеева. БЫТИЕ». И далее читаем:

Гл. 1 «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» ну и т.д. до главы 2:1-3.

В первых тридцати четырёх абзацах автор называет создателя просто словом «Бог» (Эль или Elohim; иврит). А вот далее, в следующем абзаце, вы можете наблюдать и «руку» редактора, который компонует текст первого автора с похожим текстом уже другого автора, который, в свою очередь, называет то же божество (или нет?) именем «Господь Бог» (Яхве/Иегова; иврит):
«Вот происхождение неба земли, при сотворении их, в то время, когда `Господь Бог` (Яхве) создал небо и землю» (гл. 2:4).

Затем следует текст второго автора книги Бытие, примерно о тех же событиях на земле, о которых писал и первый автор (гл. 2:5 – гл. 3:1-24):

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
… И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
… И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.»

Как пишет Р.Фридман: «Три исследователя (Х. Виттер, Ж. Астрюк и И. Эйкхорн) заметили, что первая история творения всегда обращается к создателю как `Бог` - тридцать пять раз. Вторая история всегда обращается к нему по имени `Яхве` (Господь Бог) – одиннадцать раз. Первая версия никогда не называет Его - Яхве, вторая версия никогда не называет Его - Богом... 
В случае творения, например, первая глава Библии рассказывает один вариант того, как был создан мир, а вторая глава Библии начинается с другой версии произошедшего. Во многом эти истории дублируют друг друга, а в некоторых моментах они противоречат одна другой».

Интересно - да, но возможно был и третий автор, который обращался к «создателю мира сего» ещё более простым именем – «Господь» (Адонаи; гл. 4 кн. Бытие):

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа (?- какого, почему не от Адама).
… Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
… И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (вставка `Бог` в скобках – поздняя редакция текста в период канонизации).

Из приведённого выше очевидно, что авторы этого произведения явно по-разному относились к сущности создателя. Начиная с четвёртой главы, третий автор предпочитает отдать своё раболепное восхваление некому мстительному «Господину», который создал рай в Эдеме и дал «охранную грамоту» убийце Каину.

За шестьсот лет исследований текстов Ветхого завета обнаружился и четвертый автор, со своей исторической версией развития событий в древней Иудее. У современных исследователей Библии эти авторы обозначены как J, E, P и D. К тому же они считают, что существовал ещё и неизвестный редактор этих текстов, идентифицировать которого до сих пор им не удалось.

«Некоторые ученые рассматривают каждый из источников (авторов) как продукт коллективного творчества, а не произведение одного человека. И, вместо разбирательства, чей бог истинный, две группы (исследователей, - В.Т.) пришли к верованию (!), что Яхве и Эль являлись ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ богом. Остается вопрос, почему между J и E существует так много сходства. Одно возможное объяснение этого состоит в том, что один из источников основан на другом. Другое возможное объяснение стилистического подобия J и E состоит в том, что (скорее, чем J основывался на Е или Е на J) оба могли иметь в своей основе общий ранний источник» (Р.Э. Фридман).

Ну и что нам с этим делать?! Убавить нельзя прибавить. Свою запятую я уже поставил. Ищем «откуда ноги растут» упомянутых «источников».


«БЫВАЕТ, СКАЖУТ О ЧЁМ-ТО: СМОТРИ, ЭТО НОВОСТЬ! А ЭТО УЖЕ БЫЛО В ВЕКАХ, ЧТО ПРОШЛИ ДО НАС» (Экклезиаст).

В начале III-го тыс. до н. э. в «Двуречье» (Месопотамия) существовало около полутора десятков городов-государств. Шумер — одна из древнейших известных цивилизаций Месопотамии. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо и письменность. По древне-шумерскому эпосу «Сказания о Гильгамеше» (ок. 2800 г. до н. э.) шумеры объединяются под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего свою власть династии царей города Ура.

Наиболее известна «Третья династия Ура», объединившая своим могуществом всю Месопотамию (около 2112 до н. э. — 2003 до н. э.).  Во главе государства стоял царь, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырёх сторон света». Власть царя идеологически обосновывалась религией. Глава пантеона, обще-шумерский бог Энлиль считался царем богов и покровителем земного царя. Согласно шумерскому мифу «О мотыге», бог Энлиль отделил небо от земли, создал сельскохозяйственные орудия, божеств скотоводства и земледелия; приобщил к культуре людей. Считалось также, что бог Энлиль насылает и стихийные бедствия. В эпосе о Гильгамеше Энлиль назван одним из инициаторов всемирного потопа с целью уничтожения человечества. В этом же царстве был составлен список царей «до потопа» и «после потопа», что якобы свидетельствовало об изначальной власти земных царей.

Ещё в одной шумеро-аккадской поэме «Энума элиш», миф о сотворении мира частично сохранился на семи глиняных табличках, найденных в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. Поэма датируется второй половиной II тыс. до н. э.
В ней центральное божество - Мардук - творит этот мир.  Он рассекает тело прародительницы богов Тиамат на две части; из нижней  части делает землю, а из верхней – небо. Из крови божества, соратника Тиамат, бог Мардук создаёт людей. 

Между первым и вторым тысячелетием до н.э. Мардук СЛИВАЕТСЯ с Энлилем в единый образ: "Бэл".«Бэл (в пер. с аккад. — «владыка/господин»)- в религии Древней Месопотамии обозначение верховного бога» (Википедия).

    Примечание:
в Ветхом Завете говорится о том, что патриарх Авраам, которого называют "отцом евреев", сам не только не был евреем, но даже и родом он был не из Израиля. Он родился и вырос в городе Ура, находящемся в Месопотамии (современный Ирак), и считается, что звать "евреем" его начали из-за того, что он был потомком Евера, внука Сима (см. Бытие 10:24).

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Бытие 17:1-22).

О том, что Тора (Пятикнижие) не принадлежит перу Моисея, а вся информация в ней построена на более древних мифах, - умные люди догадывались много ранее нашей «цифровой» эпохи. Но, для большой публики, «воз и ныне там»: в поклонении мстительной сущности, которую всевозможные «поклонники» до сих пор считают своим богом. 

* * *

И.Христос – иудеям (Новый Завет, Евангелие от Иоанна):

«Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам.
Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца (?) вашего.
На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога (?).
Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн 8:37-44).

    Примечание:
«Слово “дьявол” появляется в Библии не менее 117 раз, слово “сатана” мы можем встретить 51 раз» (Manson).

* * *

Однако Библия состоит из двух частей: Старого и Нового Заветов. И почему почти все слова эти (дьявол-сатана) звучат в Новом Завете, т.е. после прихода И.Христа на Землю?
Да, за свои смелые утверждения Он и пострадал плотью на кресте. С мстительным Господином на земле не справиться во-плоти за такое отделение Зла от Добра!
А вот упоминание о сатане в Пятикнижие (Торе) никогда не встречается; и лишь дважды в других книгах Ветхого Завета: в книге Иова «Многострадального» (не за это ли) и в Первой книге Пара`липо`менон (сочинение пары`лживых`человеков:)-

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее…» (Иов 1:6-12).

"И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян" (1-я Пар. 21:1-2).

- Непонятно, как такое иудейские «книжники» пропустили?
А сказ про хитрого змея в эдемском саду - всего лишь дань риторике подобных эпосов.

Найдется ли в истории мира раб, который позволил бы себе написать правду про такого могущественного и коварного Господина в ту – ветхозаветную - эпоху?
Хм, а ведь нашёлся. Правда, написал он про того (отнюдь не своего) Господина лишь «эзоповым» языком. По-другому – никак нельзя было «просочиться» к нам сквозь метафизические возможности земного «князя».
Когда и с чем пришёл на Землю сатана? Об этом написал Пророк Даниил в своей Книге:

«Под конец же царства их, когда (!) отступники исполнят меру беззаконий своих [внимание: точка отсчета!] восстанет царь наглый и искусный в коварстве; И укрепиться сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать, и действовать, и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен не рукою» (Дан. 8:23,24,25).

Междоусобная война диадохов империи Александра закончилась ("когда отступники исполнили меру беззаконий своих") летом 277 года до Р.Х. победой Антигона над Антипатром II (см. историю войн диадохов империи А. Македонского).
А вот на роль "царя наглого и искусного в коварстве", да ещё "против Владыки владык (Бога?) восставшего", подходит только один персонаж - сатана, "князь мира сего".

Коварное «княжение» сатаны на земле началось в «те времена» и, по словам Пророка, будет продолжаться в течение 2300 лет (Дан 8:14); и закончится оно сокрушением "не от руки" человеческой. Здесь нам открывается тайна начала времени Армагеддона от Пророка Иоанна ("окончание времени поругания святыни и небесного воинства") > 277,5 (июнь) г. до Р.Х. (окончание войн диадохов) + 2300 л = 2022,5 г. от Р.Х. (т.е. июнь 2022 года).

    Примечание: подробнее об этом см. «Второе послание М.Нострадамуса»  http://www.proza.ru/2012/05/25/1415


«ДА ИХ СТОЛЬ ДАРОВИТЫЕ ТАЛАНТЫ ОБЪЕЛИСЬ, ВОСТОЧНЫЙ, ОВСОМ ПЕСЧАНОЙ ПУСТЫНИ ЛИБО ЛУНАТИКИ ОНИ, ЛИБО ПРЕДАВАЛИСЬ ГРЁЗАМ ОТ ДЕСЯТКА РАЗЛИЧНЫХ СКАЗАНИЙ» (М.Нострадамус).

Свою основную задачу я вижу в популяризации наследия М. Нострадамуса, который в XVI веке, в «Эпистоле Генриху II», весьма язвительно написал о «вознёсшихся выше своей головы» иудейских астрологах. Вот лишь некоторые его высказывания по данной тематике:

… "Астролог, по мнению некоторых, он (Авраам) выдумал что обнаружил, подойдя первым, письмена халдейские на осколках (плит), в нише над сводом статуи".

… "Если бы власть, слушая развращённую ложь, возражала, ссылаясь на подлинные расчёты некоторой школы (Маркиона, - В.Т.), не было бы восточного периода летоисчисления, привнесённого ничтожными личностями. Сотрапезники, сидя за столом, сделали ставку на `плиту` (скол плиты с алфавитным реестром оплаты за строительство храма на халдейском языке, который Авраам нашел в нише над статуей; - В.Т.), как на `скрижали первоисточника` (Бога). Ложь та позднее отличалась от другой, - Евсеевой" (о Евсевии Кесарийском-Памфиле).

… "Из-за ложного того `первоисточника`, который всё человечество покрыл неверным смыслом существования жизни, преднамеренно рассчитанного из корыстных побуждений `вознёсшихся выше своей головы`, - жизнь будет остановлена в ходе суда небесного этого вольного тайного общества".

… "Особи эти, Ант, придя с юга на север, достигли Пиренеев, приобретая известность далеко за пределами; единовластно устроили в жизни человечества сдвиг древним переводом".

   Прим. переводчика: «сдвиг», - понятий о личных качествах Бога; в Евангелии Бог представлен любящим и прощающим, а в ветхом Завете - жестоким и мстительным (из-за того, что при переводе Торы на греческий язык, в части её книг, личные качества дьявола были делегированы иудейскими толкователями Богу ("70 толковников").

… "Потомки поклонников другого бога оставили без изменений утверждения (их предков); одни из них верные, а другие – нет; с подтверждением кафолической церковью" (последующей канонизацией).

Источник: http://www.proza.ru/2014/08/10/92


«И ОНИ (исследователи) ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЛИ, КЕМ БЫЛ ТАИНСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНИЛ АВТОРОВ» (Р.Э. Фридман).

Надо было им читать "Церковную историю", где сам "главный редактор" библейских текстов пишет о своей работе над собиранием источников для будущей Библии:

«Я собирал их, сколько мог — их хранили у себя по разным местам разные люди,— и составил из них особые тома» (Евсевий Кесарийский, «Церковная история»).


* * *

А эти слова М.Нострадамуса я оставляю в качестве эпилога:

«Et maintenant que sommes conduictz par la lune, moyennant la totale puissance de Dieu eternel, que auant qu'elle aye paracheue` son total circuit, le soleil viendra et puis Saturne. Car selon les signes celestes le regne de Saturne sera de retour, que le tout calcule`, le monde s'approche, d'vne anaragonique reuolution:»

Перевод:
>> И настоящее время/в руках^владельца земли [main^tenant] (сатаны) который управляет ударами тьмы [par la lunе,- симв. тёмн.сил], используя/средний^класс [moyen^nant] всего `стада` Отца небесного, в будущем ненужных по завершению его всех обманов, держитесь `подальше от` [le soleil, - жар, огонь (от огня - подальше)] жизнь^продавших [vie^vend/ra] и затем наступит Золотой век. Согласно знакам небесным золотой век человечества возвратится, это полностью рассчитано, исходя из степени приближения, божественного [d'vne=divine] `анарагонического` (анархия+агония) переворота: (из Предисловия к Центуриям).

июль 2016 года