Фрагмент из романа про шпионов. Дом на Белорусском.
САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ПРЕДМЕТ
Будете угадывать, и не угадаете. В первый же день занятий у нас был учебный предмет, история Коммунистической Партии Советского Союза. И никто даже представить не мог, насколько этот предмет в конце 70-х годов оказался для нас, первокурсников интересным.
Даже если вы сегодня, по прошествии почти сорока лет думаете, что уже все знаете, то вас кто-то обманул.
Чтобы вас огорчить и расстроить, я кое-что расскажу такое, что подготовит почву для того, чтобы поколебать в вас такую уверенность.
Как человек, еще в армии закончивший вечернюю партийную школу, которую просто обязан был заканчивать любой молодой коммунист, впрочем, как и мои товарищи по курсу, группе, факультету и школе, я был уверен, что мы уже все знаем. Ничего нового нам не расскажут.
Все ошиблись. Абсолютно все. И вот почему.
Оказалось, что, как всегда, дьявол кроется в деталях. Так было дело и с историей РСДРП, ВКПБ, КПСС.
Оказалось, что мы будем учить этот предмет на 70 процентов по другому. По другим учебникам. По другим источникам. У других преподавателей, чем мы привыкли.
Нет. Общая канва предмета конечно была как и везде. Во всех учебных заведениях Советского Союза того времени. И даже учебники для высших учебных заведений Советского Союза были такими же.
Этого было теперь недостаточно. Совсем недостаточно.
Почти всё, что мы изучали по этому предмету, в деталях, в источниках было совсем другим.
Даже материалы Института Марксизма-Ленинизма, которые не находились в свободном доступе для большинства исследователей и ученых, те материалы, которые могли получить только избранные, и по специальному заданию партии, были не полными, чтобы даже представить то, с чем нам предстояло иметь дело.
Оказалось, что основная часть материалов по истории КПСС в Высшей Школе КГБ СССР были даже не секретными. Это были материалы под грифом – «Совершенно Секретно»!
Были и те материалы, материалы «особой важности», к которым и у нас даже допуска не было.
Приоткрою чуть завесу. Без раскрытия содержания.
Знаете ли Вы, что есть тома работ Владимира (Ульянова) Ленина, которые так и сохранили гриф «Совершенно секретно», и так и остались таковыми. Были такие тома и Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина).
Представляете. Вы изучаете историю с общеизвестными фактами. И вдруг читаете то, как это было на самом деле.
Потом были настоящие документы настоящих заседаний высшего руководства Партии. И не просто в режиме – вопрос-резолюция-исполняем-контролируем-подводим итоги-награждаем (наказываем). Нет. Важным были аргументы и обоснования принятия того или иного решения. А уж какое значение имели эти решения для жизни людей, страны, мира, это уже было общим местом. Ведь история не имеет сослагательного наклонения. Обратно время отсчитать уже нельзя. Ошибки не исправить.
К примеру простой и общеизвестный факт. Затопление Черноморской эскадры в Новороссийской бухте 18 июня 1918 года.
Когда в Новороссийск пришла телеграмма В.И. Ленина, о необходимости затопления Черноморского флота, часть боевых кораблей приняли решение уходить из Новороссийска.
Текст телеграммы был коротким – «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)».
Так вот флоту помог пойти на дно пуском своих торпед эсминец “Керчь”. Но и не это самое интересное. Самое интересное, это совершенно загадочное утверждение о том, что “положение безвыходное”, и доказано”высшими военными авторитетами”.
Требование вернуться в Севастополь выдвинули немцы. Но так ли боялись в Москве того, что боевые корабли достанутся немцам, проигрывающей стороне в Первой Мировой Войне? Не сегодня - завтра, долгожданное восстание в Германии. Мировой коммунизм зашагает дальше по планете. Разве это страшно?
Кто против, что корабли уйдут в Севастополь обратно? Правильно. Англия и Франция. Именно они боятся усиления Германии. Этим не до большевиков.
А еще, это реальное понимание того, что попади эти корабли в Крым, и все. Как в таких условиях победить в Гражданской войне? Ведь только один современнейший на то время линкор “ Свободная Россия”, который раньше назывался “Императрица Екатерина Великая” имел 12 пушек калибра 305 мм., которые могли стрелять почти на 20 километров, и в нём полные трюмы не израсходованных боеприпасов.
Короче. Причём тут Англия, Франция, Германия?
Тут ставки выше и весомей. Здесь кто победит, тот и жив останется. И как тут победить, если пара кораблей во главе со “Свободной Россией” способны установить контроль над всем побережьем Черного моря. В таком деле рисковать нельзя. Можно и без головы остаться. Лучше уж без флота.
И ведь правда вам интересно узнать, какие такие высшие военные авторитеты, и что и кому они доказали?
Это еще не все. Ведь были и другие важные действующие лица. Лев Троцкий, Никита Сергеевич, Лаврентий Берия, и еще много кого было.
То, что писали они. И что писали про них. Всё в спецхране.
Это уже потом, в эру перестройки, при Горбачёве, кое-что из спецхранов стало доступно отдельным отобранным нкими силами личностям, в одночасье ставшим первооткрывателями истинной истории и великими историками и писателями. Но и им не все оказалось доступно. Только выборочно. Дозировано. По капле.
Повезло, не ленись. Иди в библиотеку, и читай. Все материалы к твоим услугам.
Тут и лекции в помощь, чтобы не плутать в океане информации. На семинарских занятиях можно и вопросы позадавать. И ответ получишь, но только не под запись.
Да и то, что под запись, всё в прошитую и печатью опечатанную с листами пронумерованными тетрадь. Тетрадь в специальный чемодан под роспись – сдал, принял, чемодан опечатал, отнёс в секретную часть. И сдал. До следующей лекции, семинара,
Или принесут этот чемоданчик с тетрадями специально, на время для самоподготовки, вместе с заказанными материалами, книгами, учебниками. И всё под роспись и без выноса из аудитории.
И это не самое интересное. Самое интересное, это материалы царской охранки. Все революционеры рано или поздно попадали под ее надзор. И тогда на всех велись дела. Засылались агенты и провокаторы.
Революционеры тоже не дремали. Интересная тема например – «Борьба большевиков с агентурой царской охранки». Я именно по такой теме писал курсовую.
Получилось. Поставили пять. Всё по первоисточникам. До сих пор не будут опубликовывать. Да и я содержание раскрывать не буду. Не пришло еще время.
Предлагали потом даже диссертацию писать. Тема говорили у тебя интересная и перспективная. Легко и докторскую потом написать. И профессора получить.
Однако тогда и у меня другие интересы были.
И поверьте мне. Актуальность темы и сейчас процентов только на 10 раскрыта. Архивы, как и рукописи не горят. Факт. Еще есть архивы и материалы двадцатых годов, тридцатых, сороковых, пятидесятых, шестидесятых, семидесятых. В общем в России всегда весело. Россия – это айсберг. На поверхности только вершина его видна.
Зато, теперь история смотрелась совершенно по другому. Это как дно Байкала. Бесконечная бездна информации.