Ч. Г. гл. 1 Забытый файл

Ольга Буйкова
      Вместо предисловия.

      Четыре года назад, в самом конце июля 2012 года появилась на Прозе моя страничка. А одним из первых сочинений стал «Промышленный шпионаж» – история про влюблённого шпиона, засланного в некую Контору с неким не очень внятным заданием. Возможно, кто-то из вас её тогда читал.
      Сама я этот шпионский детектив считала «полной глупостью и просто развлечением жестоко эксплуатируемого офисного планктона» – так оно и есть. Довольно скоро он был жестоко удалён, а потом несколько лет пылился в чулане. И всё же его было немножко жаль, иногда хотелось попробовать хотя бы подправить то, что особенно сильно бесило. Но мне всегда казалось, что возвращаться к чему-то глупо, а иногда невозможно.
      А вот сейчас, перед самым днём рождения странички (а он наступит завтра, 29 июля) захотелось вдруг попробовать Шпиона реанимировать. Не знаю, чем всё это закончится, потому что лёгким редактированием не обошлось, история стала обрастать новыми героями, и я её пока ещё чуть-чуть не дописала. Но и ждать завтрашней даты не могу – что-то случилось с моим компьютером, утеряны многие документы, и боюсь, что и сама я могу на какое-то время исчезнуть из эфира.
      С жанром тоже не очень определилась. Вроде бы да, детектив, но и не совсем, скорее, пародия. А такого жанра в списке нет. Пусть будет детектив. И, конечно, не относитесь к «Ч.Г.» слишком серьёзно.
      Я не исключаю, что ещё года через четыре появится третий вариант сего опуса, раз уж решилась на второй. Так что если кто-то захочет его прочитать, буду рада замечаниям, критике (можно жёсткой), а ещё больше – поздравлениям с именинами. :)
      Итак, «Ч.Г.»



      1. Забытый файл.

      В тесной конторской кухне секретарша Элечка кормила подруг именинным пирогом и черешней. Подруг у Элечки набралось с пол-конторы. Я плеснула в чашку кипяток и побрела на свой первый этаж, думая о пироге. Может, зря отказалась, но ждать, когда освободится за столом хотя бы угол, было бесполезно. И в кабинет не унести, вчерашним приказом запретили даже пить воду на рабочем месте, не только есть. Придётся быстренько прикончить кофе прямо здесь, в коридоре, про коридор в приказе ничего не сказано.
      Есть особо не хотелось, и не только мне. Не охваченный элькиными именинами народ бродил по конторскому саду в поисках спасения от июльской духоты. Небо хмурилось, но обещанного дождя так и не было.
      За стеклянной дверью почти пустой курилки Данька что-то жарко рассказывал Толику из нашего отдела, вскакивал, пританцовывал и снова падал в железное «антипожарное» кресло. Мы с Даней двойняшки, но иногда ко мне приходит нехорошая мысль: кого-то из нас в роддоме подменили. Мне вот в голову бы не пришло так прыгать на работе, пусть и в обеденный перерыв.
      Отхлебнув кофе, я притормозила: Толик ведь не курит! Но он, и правда, не курил, а молча слушал, следя за Данькиной рукой. Рука рисовала что-то в воздухе струйками дыма.
      – Катька! – братец прервал пантомиму, распахнул дверь и затащил меня в курилку. Коричневая остывающая бурда под названием «кофе» опасно колыхнулось в чашке. – Вот ты скажи, на что это похоже? – он подвигал пальцем по экрану телефона. – Ага. «Контора находилась на отшибе пригородного поселка, почти в лесу. Вахтовый автобус собирал сотрудников сначала по городу, потом по ближайшим поселкам, мимо котельных, складов, железнодорожных тупиков, ферм и птичников». Ну как?
      Я пожала плечами: никак, а что?
      – А вот ещё: «...трехметровый забор с колючей проволокой, вышка КПП, дотошная проверка пропусков под плакатом: "Водитель, остановись, высади людей и подготовь транспорт к досмотру". И вдруг – здание самой Конторы: красненькая крыша, скверик с фонтаном и цветниками, стилизованные под старину фонари. Но на окнах решетки, в коридорах камеры видеонаблюдения, и еще один охранник на входе...». Ничего не напоминает? Катька, допивай кофе и просыпайся.
      – Что это?
      – Данила считает, ч-что это наша контора, – ответил за Даню Толик.
      – Да? Наверное, – я всё равно ничего не понимала. – И что?
      – Ну скажи, что похоже! Я сегодня рылся в компьютере, – торопливо объяснил Данька, – искал прошлогодний отчёт за третий квартал, надо же с чего-то начать. А раньше эти отчёты вела Нэлли Григорьевна – это которая уволилась. Ты её помнишь, она у окна сидела, когда мы практику проходили. Так вот, отчётов там миллион вариантов. Искал я последний, искал, пока не наткнулся на очень странный файл, он называется почему-то «Ч.Г.», открываю – а там шпионский роман, и не просто роман, а о нашей конторе!
       – Да с чего ты взял? – я слишком хорошо знала брата, фантазёр страшный. – Скачала, наверное, Нэлли Григорьевна себе на комп откуда-то из сети, чтобы почитать, всё очень просто.
       – Вот и я г-говорю... – поддержал Толик.
      – А зачем она тогда его редактировала? Я даже систему заметил: синим выделено подправленное, красным – то, что только корректируется, или сомнения какие. Это точно она сама написала! И название! «Ч.Г.» – Чёртова Горка! Так раньше ханты называли это место, где наша контора построена, они сами ходить сюда опасались. Мужик из техотдела рассказывал. Толян, ты же был тогда с нами.
      Толик открыл было рот, чтобы ответить, но вдруг как-то странно пискнул и говорить передумал. Я оглянулась – мимо курилки, поглаживая ус, мягкой кошачьей походкой шёл наш безопасник Андрей Николаевич Ошка. Безразлично скользнув взгядом по курилке, он скрылся в своём кабинете. Сквозняком за ним захлопнуло дверь с такой силой, что мы не сразу поняли – грохнула не дверь, это долгожданный гром.
      – Ребята, я пойду. Мне для Ошки ещё цифры по июню готовить, – Толик неловко выбрался из-за журнального столика.
      Смешной этот Толик. Носит старомодные очки, серый галстук и совершенно дурацкий, не по размеру, костюм. Конечно, у нас дресс-код, но остальные парни как-то же умудряются в костюмах и галстуках выглядеть симпатично, мне даже стала нравиться такая мужская униформа. А Толика иногда просто хочется пожалеть. Он, кстати, добрый, за месяц работы так мне здорово помог, хотя куратором  молодых специалистов – то есть нашим с Данькой – назначили не его, а начальницу отдела Тамару Тимуровну.
      А ещё Толик немножко заикается, когда волнуется. Девчонки болтали, что у него никогда не было девушки. Наверное, врут, хотя я бы поверила. Сколько же ему лет? Иногда кажется, что чуть ли не все сорок, ну, пусть тридцать пять, а бывает, наоборот, он ведёт себя совсем, как ребёнок...
      На улице опять будто что-то взорвалось, сильнее, чем в первый раз, но зато не так зловеще, а через секунду в контору ввалились промокшие весёлые сотрудники. Наконец-то и дождь.
      – Данька, перерыв сейчас закончится, – я вышла в коридор. – А с названием ты перемудрил. Может, это «Чокнутый герой» или «Чёрный гиацинт». «Четвёртая галоша» ещё подходит и «Челябинский гамбит». Или Чикагский...
      – Ну да, или Читинский. Вот зря ты так, Катя. Я вам с Толяном перебросил тот файл на почту, только на всякий случай обозвал его «Измерения потенциалов». Увидишь, что я прав, всё в нашей конторе не так просто.


      Я честно пыталась взяться за чтение, но постоянно дёргала Тамара Тимуровна, потом притащили на подпись целую папку приказов. Всё, что удалось пока понять из «Ч.Г.» – детектив, действительно шпионский. Какой-то Шеф с ускользающим взглядом, ценный суперагент Алекс, почему-то увлекающийся вязанием, но вынужденный отложить незаконченный рукав из-за нового суперзадания. Язык у детектива так себе, какой-то графоманский: «На совете было принято решение для начала внедрить в ряды сотрудников своего человека, – продолжал Шеф бесцветным голосом. – Сразу скажу, что это было нелегко, но мне отдали старый должок. Тебя примут на место одного из работников на период его отпуска. Это всего месяц, но большего для меня сделать не смогли, и так рисковали. Твоя первоочередная задача – зацепиться, показать себя ценным специалистом, чтобы как можно дольше проработать. Это программа минимум. Дальнейшие указания будешь получать по старой схеме. Нюансы уточнишь при инструктаже...»
      Может, прав Даня, Нелли Григорьевна сама всю эту чушь сочинила?
      Вечером, подпрыгивая на ямах в тряском вахтовом автобусе, я невольно пересчитывала котельные, склады, тупики, фермы и птичники. Надо попробовать изучить детектив дома, разобраться, что там за Ч.Г. такое, а то ведь братишка не отвяжется.


      Однако братишка отвязался, и даже очень. В нашу съёмную квартиру неожиданно явилась Карина из договорного отдела, и все шпионы тут же из братовой головы выветрились. Парочка заперлась на Данькиной половине.
      Когда-то хозяева при перепланировке разделили единственную комнату на две, пусть и маленькие. Нас это вполне устраивало – и платить за однушку не слишком убийственно, и у каждого появилась своя территория. Но почему-то никто не догадался выбрать материал для перегородки посерьёзнее гипсокартона, и теперь тощая стенка почти не заглушала подозрительные звуки вроде хихиканья, бормотания и прочее.
      Дане было явно не до чёртовых горок.
      Плюнув на отвязывающегося брата, я нацепила наушники и взялась за «Ч.Г.». Должен же хоть кто-то в нашей семье быть ответственным.
      Сказать честно, начало показалось невыносимо скучным. Авторша подробно и дотошно описывала методы внедрения агента в логово врага.
      «... Алексу удалось пройти серьёзную медкомиссию, заполнить кучу анкет и выдержать жёсткую проверку службой безопасности. Никаких накладок не случилось. Он был уверен в своем здоровье, а дипломы, трудовую книжку, резюме готовили профессионалы...»      
      «...Товарищ, на место которого Алекс был временно принят, работал в производственном отделе. Это редкая удача! Он сразу сможет выполнить одно из заданий – выяснить, что Контора производит. Однако писать Шефу в очередном отчете пока было нечего. И первую неделю, и следующую пришлось изучать толстые папки с уже набившими оскомину надписями типа "Дело №... Регламенты по охране труда" (или промышленной безопасности, или экологии), а по вечерам вымучивать вот такие вот донесения: "Алекс – Юрику. Всё идет в штатном режиме. Изучаю документацию"...»
      «...Начальник указал на крайний шкаф: "Здесь документы по защите информации. Почитай и распишись, мне сегодня отчитываться по проведённому инструктажу...»
     Наверное, вся эта тягомотина с регламентами и подтолкнула Даньку к мысли, что та Контора – это наша контора. А он что, думает, что есть организации, где что-то по-другому? Хотя не знаю, это же наше первое в жизни место работы, и преддипломную практику мы проходили тут же. Может, где-то и по-другому.
      Я читала уже по диагонали, недоумевая, что во всём этом интересного, и как в главном герое Нэлли Григорьевна рассмотрела супершпиона. «...Он быстро вошел в форму, он был профи и считался одним из лучших агентов...» Ха. По-моему, он просто классический неудачник и осёл. Сидит, изучает. «...От казенных слов уже мутило. Фразы были настолько длинными и похожими друг на друга, что к концу предложения забывалось, что было в начале...» Никто не научил, что ли? Вот нас этому первым делом научили: расписался – и с глаз долой, занимайся на здоровье отчётами.
      «...Немного беспокоило, что заканчивался его срочный трудовой договор, а выяснить, что производит Контора, пока не удавалось. А он-то был уверен, что именно в производственном отделе это проще всего узнать. Попытался изучить несколько проектов по капитальному ремонту и строительству, но кроме реконструкции забора ничего ценного пока не обнаружил. Повеселило строительство "уборной на одно очко" на каком-то удаленном объекте. Но это так, для души...»
      Веселится он. А период отпусков, между прочим, когда-нибудь закончится, и выпрут  Алекса.
      Я даже обрадовалась, когда появились хоть какие-то результаты шпионской деятельности, и что-то стало немножко проясняться. Контора подчинялась Главконторе. Главконтору все боялись и ненавидели, перед ней заискивали, с ней старались дружить. Оттуда ежедневно прилетали задания, большинство – с контрольным сроком исполнения: «В срок до 15-00 такого-то числа представить...» Сотрудники матерились по поводу очередного бреда и невыполнимости задания в срок. Не отчитаться по «контрамарке» было просто невозможно – последствия будут тяжёлыми.
      Это место я перечитала особенно внимательно. У нас, правда, такие задания называли между собой не контрамарками, а контрольками, но сути это не меняло. И то, как выкручивались сотрудники в романе, очень напоминало работу нашего отдела. Но это тоже ничего не значит. Или значит?
      И вот ещё что я заметила. Местами рука автора была явно женской, но иногда – я могла поклясться – писал мужчина. Даже те кусочки, где шпион страдал от невозможности вернуться к любимому хобби и довязать свитер. Выглядело, как не очень удачная попытка сострить. И острил явно мужик. Наверное, стоит это тоже обсудить с Даней.
      А ещё попробовать определиться с персонажами – есть ли среди наших работников их прототипы. Пока я ничего такого не заметила.


      Я сняла наушники. В комнате Даньки было тихо, Карина удалилась, а сам братец, похоже, давно спал.
      Какого чёрта я сижу над этой Конторой? Своей мало?
      Я хотела выключить комп, когда глаз зацепил название следующей главы: «Cherchez la femme».
      Вот! Главный двигатель в любом деле – любовь. Женщину ищи, зануда.
      Я побежала на кухню, чтобы включить чайник и запастись бутербродами. Интуиция подсказывала: дальше чтиво будет поинтереснее.


      Продолжение  http://www.proza.ru/2016/07/28/409

      Иллюстрация автора. Одна из главных героинь Ирма (это пастель)